МААМ-картинки

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Евгения Беляева
Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных будущих маленьких граждан – дошколят.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ведь ребенка при неумелом поведении в помещении дет. сада, да и за воротами дошкольного учреждения могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

Публикация «Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из направлений реализации образовательной деятельности «социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному стандарту, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Прежде чем знакомить детей с основами безопасности педагогу необходимо самому хорошо разбираться в данном вопросе.

3 слайд: При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

1. Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.

2. Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

• Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

• Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

• Воспитание грамотного участника дорожного движения;

• Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

И так, после определения цели и задач, встает вопрос: с чего начать?

Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативность, степень сформированности практических умений и навыков на первом этапе помогают:

а) беседы: как избежать неприятности дома, на улице, в лесу, и т. д.

б) различные виды игровой деятельности: сюжетно – ролевые, дидактические, развивающие, настольно – печатные, подвижные.

в) тренинги: «Я потерялся», «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью», «Один дома» и др.

г) разбор проблемных ситуаций: «Что ты будешь делать, если постучали в дверь?», «Тебя приглашают покататься на машине» и др.

Знания и умения детей зависят от возраста и усложняются в каждой возрастной группе. В нашем детском саду был разработан перспективный план по ОБЖ согласно комплексно – тематическому планированию, где с учетом возрастных и психологических особенностей были определены задачи работы, а также формы работы с детьми и родителями по формированию навыков безопасного поведения.

6 слайд: Для проведения работы на данном этапе нужно создать условие для ознакомления детей с основами безопасности, т. е. организовать предметно – развивающую среду. В нее входят:

1) Уголок безопасности, который содержит следующие материалы:

- Практический: Щит безопасности.

- Наглядный: Плакаты, иллюстрации, план – схема.

2) Игротека, которая содержит:

Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Четвертый лишний», «Собери целое из частей».

Настольно- печатные игры:"Осторожно дорога", "Это надо знать","Дорожные знаки"

• Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по взаимодействию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей :

• Специально – организованная деятельность детей (экскурсии, развлечения, где дети получают новые знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, в природе; устанавливают причинно – следственные связи;

• Совместная деятельность воспитателя и детей (беседы, тренинги, чтения художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, сюжетно – ролевые игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях).

Обучение проводится в форме занимательно – двигательной игры, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Ира дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочие навыки «Азбуки безопасности».

Анализируя проводимое в нашем дошкольном учреждении обучение можно сказать, что интегрированные занятия более результативные. У детей возникает желание заниматься разными непохожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: рисовании, театрализованной, художественно – речевой. С помощью таких знаний дети лучше и быстрее воспринимают и усваивают информацию : у них развиваются познавательная активность, коммуникативные навыки. На интегрированных занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основы правила безопасности, но и учатся формулировать, объяснять необходимость их применение в экстремальных ситуациях. Основной принцип ежедневной воспитательно – образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности – обучение с увлечением.

Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно выбрать четкую стратегию сотрудничества с родителями, так как они заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. В нашей группе детского сада хорошей традицией стало проведение:

Родительских собраний по темам: «Безопасность дошкольников», «Правила дорожного движения», «Огонь - это опасно».

• В этом году в первые, в нашем детском саду прошла акция: «Эмоциональная безопасность детей». Наша группа работала по разделу «Детские страхи». В результате данной акции каждая семья приготовила информацию о том какие бывают детские страхи и как с ними бороться.

Создание проектов: «Ребенок и природа», «Путешествие в организм человека»

Оформление информационного уголка по безопасности.

Стенд «Обсудите с ребёнком ситуацию»

Работая с родителями мы

• Объясняем актуальность, важность проблемы безопасности детей;

• Повышаем образовательный уровень родителей по данной проблеме;

• Обозначаем круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

В результате данной работы, дети подготовительной группы имеют представление о видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе); о способах поведения в опасных ситуациях.

Могут добиваться:

а) осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в опасных ситуациях;

б) быть осмотрительными и осторожными в местах и потенциально опасных ситуациях.

О чем свидетельствуют анкеты детей на следующие вопросы:

1) Знаешь ли ты свой адрес, телефон и сможешь ли ты объяснить, где живешь?

2) К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?

3) По какому номеру нужно звонить в полицию, пожарную и скорую помощь?

4) Какие правила дорожной безопасности ты знаешь?

5) Какие правила зимой ты соблюдаешь?

6) Назови правила безопасности поведения в лесу?

Воспитание безопасности – это непрерывный, последовательный процесс, начинающийся в детском саду. Именно в детском саду закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире и все, что ребенок усвоит в дошкольном учреждении по правилам безопасного поведения, останется у него и будет закрепляться дальше в начальной школе на уроках «Окружающий мир», «Я и мир вокруг меня».

Вывод: во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, что бы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных.

Родительское собрание на тему «Безопасность в вашем доме» Уважаемые родители! Хотелось бы обратиться к вам с просьбой, найдите время рассмотреть книгу, побеседовать с ребенком, обсудить ту или иную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2014 в 18:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Беляева (УИ 80732) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД