Получи документы

Формирование лексического запаса речи у детей дошкольного возраста: цели, содержание и методика

Антонина Сидорина
Формирование лексического запаса речи у детей дошкольного возраста: цели, содержание и методика

Формирование лексического запаса речи у детей дошкольного возраста: цели, содержание и методика

Формирование развитого активного словарного запаса является важнейшей задачей педагогической деятельности воспитателей детских садов. От уровня владения языком во многом зависит интеллектуальное развитие ребенка, успешность освоения знаний, полноценное общение и социализация личности.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Публикация «Формирование лексического запаса речи у детей дошкольного возраста: цели, содержание и методика» размещена в разделах

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Основные задачи:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Закрепление и уточнение словаря.

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением,

которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.

Прежде всего, дети усваивают:

- бытовой словарь: названия частей

тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

- природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

- эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя

голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка

определяемых им явлений (ветхий – очень старый);

- лексику, обозначающую время, пространство, количество.

 

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В. И. Логинова выделила три направления:

- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях

окружающего мира;

- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

При отборе слов учитываются следующие критерии:

- коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;

- необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада;

- частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;

- отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т. е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм;

- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

- значимость слова для решения воспитательных задач;

- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;

- отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия). Распределение лексики по частям речи нацеливает педагога на работу со всеми лексическими категориями.

Основные задачи развития словаря в дошкольном детстве:

1. Обогащение пассивного и активного словаря путем знакомства с новыми словами и понятиями (наименования предметов быта, природы, качеств объектов).

2. Активизация употребления освоенных ранее слов в собственной речи детей через игры, упражнения, беседы, чтение художественной литературы.

3. Освоение значений многозначности слова, антонимии, синонимии, формирование умения правильно понимать и использовать контекстную семантику слов.

4. Совершенствование грамматического оформления высказываний посредством правильного подбора родственных форм слов, согласования существительных и прилагательных.

5. Овладение нормами литературного произношения, совершенствование звуковой культуры речи.

6. Стимулирование потребности самостоятельно обогащать словарь через наблюдение окружающей среды, познавательную активность, использование различных источников информации.

Направления содержания словарной работы с детьми:

- Организация специальных занятий и упражнений по развитию активной и пассивной лексики.

- Введение новых слов в повседневную речь через создание ситуаций общения и взаимодействия между ребенком и взрослым.

- Проведение игр, способствующих закреплению значения и правильного использования слов («Словесная цепочка», «Назови одним словом»).

- Использование наглядных пособий и иллюстраций для формирования зрительного образа предмета и соответствующего названия.

- Чтение книг и обсуждение прочитанного материала с акцентом на уточнение понимания смысла отдельных выражений и терминов.

- Применение игровых методов обучения, направленных на стимулирование коммуникативной активности и усвоение новой лексики.

Таким образом, целенаправленная работа педагогов детского сада по формированию полноценного словарного запаса способствует гармоничному психическому и личностному развитию ребёнка-дошкольника, создает базу для успешного овладения учебной деятельностью в начальной школе.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование лексического запаса речи у детей дошкольного возраста: цели, содержание и методика
Опубликовано: 27 июля 2025 в 15:32
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование лексического запаса речи у детей дошкольного возраста: цели, содержание и методика» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Сидорина (УИ 64439) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных