Антонина Сидорина
Формирование лексического запаса речи у детей дошкольного возраста: цели, содержание и методика
Формирование лексического запаса речи у детей дошкольного возраста: цели, содержание и методика
Формирование развитого активного словарного запаса является важнейшей задачей педагогической деятельности воспитателей детских садов. От уровня владения языком во многом зависит интеллектуальное развитие ребенка, успешность освоения знаний, полноценное общение и социализация личности.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Публикация «Формирование лексического запаса речи у детей дошкольного возраста: цели, содержание и методика» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.
Основные задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
2. Закрепление и уточнение словаря.
Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением,
которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
3. Активизация словаря.
Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.
Прежде всего, дети усваивают:
- бытовой словарь: названия частей
тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
- природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
- обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);
- эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя
голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка
определяемых им явлений (ветхий – очень старый);
- лексику, обозначающую время, пространство, количество.
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В. И. Логинова выделила три направления:
- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях
окружающего мира;
- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.
При отборе слов учитываются следующие критерии:
- коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;
- необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада;
- частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;
- отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т. е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм;
- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;
- значимость слова для решения воспитательных задач;
- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;
- отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия). Распределение лексики по частям речи нацеливает педагога на работу со всеми лексическими категориями.
Основные задачи развития словаря в дошкольном детстве:
1. Обогащение пассивного и активного словаря путем знакомства с новыми словами и понятиями (наименования предметов быта, природы, качеств объектов).
2. Активизация употребления освоенных ранее слов в собственной речи детей через игры, упражнения, беседы, чтение художественной литературы.
3. Освоение значений многозначности слова, антонимии, синонимии, формирование умения правильно понимать и использовать контекстную семантику слов.
4. Совершенствование грамматического оформления высказываний посредством правильного подбора родственных форм слов, согласования существительных и прилагательных.
5. Овладение нормами литературного произношения, совершенствование звуковой культуры речи.
6. Стимулирование потребности самостоятельно обогащать словарь через наблюдение окружающей среды, познавательную активность, использование различных источников информации.
Направления содержания словарной работы с детьми:
- Организация специальных занятий и упражнений по развитию активной и пассивной лексики.
- Введение новых слов в повседневную речь через создание ситуаций общения и взаимодействия между ребенком и взрослым.
- Проведение игр, способствующих закреплению значения и правильного использования слов («Словесная цепочка», «Назови одним словом»).
- Использование наглядных пособий и иллюстраций для формирования зрительного образа предмета и соответствующего названия.
- Чтение книг и обсуждение прочитанного материала с акцентом на уточнение понимания смысла отдельных выражений и терминов.
- Применение игровых методов обучения, направленных на стимулирование коммуникативной активности и усвоение новой лексики.
Таким образом, целенаправленная работа педагогов детского сада по формированию полноценного словарного запаса способствует гармоничному психическому и личностному развитию ребёнка-дошкольника, создает базу для успешного овладения учебной деятельностью в начальной школе.