Папки-передвижки

Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией

Мерясева Ирина Владимировна
Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией

Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией

Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.

Публикация «Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией» размещена в разделах

В настоящее время используется классификация алалии по В. А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

• экспрессивную (моторную) алалию;

• импрессивную (сенсорную) алалию;

• смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи).

По статистике сегодня 20% детей дошкольного возраста с нарушениями речи - это дети алалики. Моторная алалия встречается в 10 раз чаще, чем сенсорная.

Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформирован-ностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. (Волкова Л. С.).

У детей с моторной алалией нарушаются двигательно-артикуляционные образы слов при значительной сохранности звуковых образов. Поэтому у этих детей наблюдаются мучительные попытки произнести слово, но это им не удается.

Глубокая задержка речевого развития накладывает отпечаток на всю личность ребенка-алалика. Нарушение нормального общения с окружающими приводит к развитию у него многих отрицательных черт характера: заторможенности или чрезмерной возбудимости, упрямства, угрюмости, обидчивости, вспыльчивости; наблюдается вялость, общее снижение активности.

У детей с моторной алалией отмечаются нарушения познавательной деятельности вторичного характера. Одним из нарушений познавательной деятельности является несформированность логического мышления. Поэтому возникает необходимость развивать не только речь, но и различные логические операции : классификации, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, родовидовые отношения, отношения часть-целое, противопоставления и др.

I. По развитию процессов классификации рекомендованы следующие виды упражнений:

1. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагается разложить картинки на 2 группы (критерий классификации не называется).

Например: яблоко, груша, репа, свекла, лук, огурец, апельсин и т. д.

2. «Назови “лишнее” слово»

Например:

Огурец, помидор, апельсин, репа, лук.

Петух, курица, гусь, воробей, утка и т. д.

Ребенок должен найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

II. Формирование процессов сравнения.

1. Упражнение «На что похоже?»

Белая вата похожа на (что…

Белый пух похож на (что…

Радуга похожа на (что).

Детям даются картинки с ответами (снег, цветные карандаши и т. д.)

2. Упражнение «Закончи предложение».

Снег блестит на солнце, как …

На деревьях ярко-желтые листья сверкают, как…

Если дети затрудняются добавить слово, то предлагается подсказка в виде 2-х нескольких картинок (серебро, золото).

3. Упражнение «Чем отличаются слова?»

Детям предлагаются картинки:

Шить – вязать,

Лежать – сидеть;

Лежать- стоять;

Мыть – стирать и т. д.

4. Игра «Сравни наоборот».

Заяц бегает быстро, а черепаха двигается … (медленно).

Жираф высокий, а собака … (низкая).

Слон тяжелый, а мышь (легкая).

III. Формирование процессов обобщения, синтеза, родовидовых обобщений, отношения части-целого.

1. Упражнение «Угадай обобщающее слово» (по функциональным признакам).

Растут в огороде, на грядке, используются в пище (овощи).

Растут в саду, на дереве, из них варят компоты и варенье (фрукты).

2. Упражнение «Назови части» (по картинке, по представлению).

Кабина, колеса, руль, фары, дверца (машина).

Две руки, две ноги, голова, тело (человек).

3. Игра «Рыбы, птицы, звери» с мячом.

Ребенок, который поймает мяч, подбирает обобщающее понятие.

(Медведь – это животное, лимон – это фрукт и т. д.).

IV. Выделение из целого образа предмета его отдельных признаков.

1. Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитета (Из нескольких картинок ребенок выбирает нужную).

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище (кошка).

Хвост крючком, нос пятачком (свинья).

Я большой, в коричневой шубе, люблю мед и малину (медведь).

V. Задание по установлению аналогии.

1. «Разложи картинки по сходству».

Детям раздаются картинки: хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»); молоко, сыр, масло, йогурт (к картинке «корова»).

2. Игра «Пара к паре».

Ваза – цветок, гриб – корзинка, машина – шофер, самолет – летчик и т. д.

VI. Развитие способности к противопоставлению.

1. Игра «Скажи наоборот»

Войти (выйти, подняться (спуститься, налить (вылить, одеться (раздеться, сесть (встать) и т. д.

VII. Развитие причинно-следственных и других смысловых связей.

1. Упражнение «Закончи предложение».

Заяц меняет шубку зимой на белую, чтобы… (его не поймала лиса, спрятаться в снегу).

Мы пошли в магазин, чтобы… (купить продукты, купить хлеб, купить молоко).

Я нарисовал открытку, чтобы … (подарить ее маме, подарить ее сестре).

Таким образом, детский возраст характеризуется еще не закончившимися процессами формирования мозговых структур, в том числе физиологических структур речевых механизмов. У ребенка еще небольшой речевой опыт, но нервная система более лабильна, чем у взрослых. Все это оказывает влияние на течение алалии. Однако формирование логического мышления у детей-алаликов идет более успешно благодаря правильно-подобранной коррекционно-педагогической работе и большим компенсаторным возможностям мозга. После дошкольного обучения речь и когнитивные процессы алаликов способны развиваться до нормы, и эти дети в дальнейшем могут обучаться в массовой школе.

Список использованной литературы

1. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2009. – 704 с.

2. Долганюк, Е. В. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста : учеб. -метод. пособие / Е. В. Долганюк. – СПб. : «Детство-Пресс», 2015. – 144 с.

3. Лалаева, Р. И., Шаховская, С. Н. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 462 с.

4. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. – 3-е изд. – М. : Академический проект, 2000. – 512 с.

5. Пятница, Т. В., Башинская, Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ» Доклад на семинаре «Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ» (слайд 2) Мы живем в веке информационных.

Формирование произносительной стороны речи у детей с моторной алалией с общим недоразвитием речи 1 уровня. Презентация Моторная алалия представляет собой сложное речевое расстройство,характеризующееся отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического.

Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада. 1. Задачи логопедической работы Одним из первых и существенно.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с моторной алалией по теме «Фрукты». I этап логопедической работы МАСТЕР-КЛАСС Цель: «Фрукты» Задачи: Коррекционно-образовательная: -развитие жестовой и речевой активности; -обогащение слова ребенка понятием.

Конспект занятия с дошкольником с моторной алалией по теме «Игрушки» тема: " Игрушки" Цель: формировать позитивный настрой на занятия с взрослым, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка.

Консультация для родителей «Формирование интеллекта дошкольников через развитие логического мышления» Формирование интеллекта дошкольников через развитие логического мышления. «Методы эти позволяют вам обрести мысли, способность находить.

Описание опыта работы на тему «Формирование логического мышления детей средствами логико-математических игр» .

Презентация «Формирование логического мышления дошкольников, как компонента психологической готовности к школе.» «Быть готовым к школе -не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Л. А.

Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией. Педагоги, занимающиеся проблемами.

Развитие коммуникативных способностей, как одно из условий успешной социализации детей с моторной алалией К. В. Попова, учитель-логопед, первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией
Опубликовано: 19 мая 2019 в 15:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД