МААМ-картинки

Формирование нравственных качеств личности ребенка в процессе экологического обучения

Наталья Сидорова
Формирование нравственных качеств личности ребенка в процессе экологического обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Перед нашим обществом поставлена задача воспитания человека как личности гармонически развитой. Большая ответственность за выполнение этой задачи лежит на нас, дошкольных педагогах, так как именно нам приходится начинать работу по формированию характера ребенка.

Основные положения нравственного воспитания детей дошкольного возраста конкретно определены в "Программе воспитания в детском саду". Из этих положений видно, насколько важным является воспитание в наших детях добрых чувств. Душевным человеком обычно называют в народе того, кто словом и делом стремиться доставить радость людям. Чуткий и внимательный, заботливый и жизнерадостный, такой человек гордится успехами своего товарища, огорчается его неудачами, помогает ему, переживает вместе с ним и радость, и горе.

Публикация «Формирование нравственных качеств личности ребенка в процессе экологического обучения» размещена в разделах

Процесс формирования нравственного облика детей сложный и состоит из множества компонентов. Одним из важнейших является экологический, предполагающий правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов: земли, воздуха, лесов, рек.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения, от которого может зависеть судьба природы, в общем и всей планеты Земля.

Ученые не уверены в том, смогут ли дети XXI века купаться в реке, море, океане, гулять в лесу, слушать пение птиц, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным небом.

Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представители различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Вновь и вновь они обращаются к исследованиям Б. Н. Вернадского о биосфере. В ней живое вещество и среда обитания связаны и взаимодействуют между собой. Вернадский впервые сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы - это неосфера, т. е. сфера разума. Ученый предостерегал: деятельность людей даже там, где она незначительна, растет со скоростью, превышающей скорость эволюции природы. Он верил в силу разума человека, верил в то, что, все активнее вторгаясь в природные процессы человечество сумеет направить эволюцию таким образом, чтобы сделать планету Земля еще прекраснее и богаче.

Вспомним факты, которые обернулись катастрофой для человечества из-за экологического невежества людей. Услужливая память подскажет: кислотные дожди, радиоактивные могильники, Чернобыль. Обратимся к нашей повседневной жизни: принесли птенца в дом - он погиб. Ходили с детьми на прогулку в лес, принесли охапки цветов -и тут же выбросили завядшие букеты.

Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством - один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, детском саду, школе, институте. Вот почему современные ученые исследуют проблему экологии комплексно, изучают разные ее аспекты, в том числе и педагогический.

Основная задача педагогики - воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения?

Прежде всего - пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о птицах и растениях. Встречаются дети, которые бережно относятся к какому-либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения (уголок природы, участок детского сада). Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают в коробочку насекомых, берут в руки птенцов, приносят их домой, составляют букетики из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для "угощения" куклам и пр.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая ягоды, затаптывают их кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т. д. Наконец, встречаются дети, способные жестоко относиться к животным: они могут стрелять из рогатки в птиц, мучить их, топтать дождевых червей, убивать собак, кошек.

Исследуя эту проблему, ученые обнаружили интересный факт, оказывается, дошкольники добрее относятся к животным, чем к растениям. Видимо, причина заключается в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках) сходными со своими собственными.

Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста отсутствие знаний о растениях, птицах, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе и природе.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе - результат нравственной невоспитанности детей, когда они глухи к состоянию других людей, тем более животных, птиц и растений, не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости, не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образцы поведения, легко поддается внешним влияниям. Заимствования бывают и педагогически ценными, и отрицательными, поскольку критическое мышление развито у детей недостаточно.

Пути экологического воспитания в детском саду следующие: формировать у детей элементарные представления о растениях, птицах и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Формируя гуманное отношение к природе, воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти в "жизнь" другого живого существа изнутри" (В. Сухомлинский,почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботы о тех, кто з этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, птицах, растениях и т. д.). Активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, животными, зимующими птицами и т. д.).

Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Вот ряд причин, как нельзя лучше доказывающих и убеждающих в том, что моя тема работы с детьми "Формирование нравственных качеств личности ребенка в процессе экологического обучения" актуальна в наши дни. Уделив большое внимание разделу "Птицы" в экологическом воспитании, поставила перед собой задачу: сформировать у детей следующие нравственные качества : милосердие, сопереживание, доброту, чуткость, гуманизм, отзывчивость, развивать у детей устойчивый интерес к экологическим проблемам; осознание того: что все в природе взаимосвязано и что каждый человек - это частица природы.

Прежде чем приняться за разработку своей темы, я изучила наиболее заинтересовавшие меня экологические проблемы в дошкольном воспитании. Несомненный интерес вызвала программа Н. Н. Вересова "Мы - земляне", в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к Культуре - не только и не столько к материальной, сколько к ценностно-смысловой, духовно-нравственной.

Программа Н. Н. Кондратьевой отражает целостность живого организма, единство человека и природы в системе взаимосвязей - биологических, экологических. В программе описаны разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение знаний и экологически верное их применение: игровая, трудовая, познавательная, учебная, творческая. Н. Н. Кондратьева ориентирует свое внимание на воспитание у детей любви к живой природе, на значение природы в жизни люден; на человека - как живом существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанном с ней тесными узами. Программа Н. Н. Кондратьезой своими основными задачами тесно связана с программой Н. Ф. Виноградовой по экологическому воспитанию. Большую заинтересованность вызвала у меня программа "Юный эколог" (С. Николаева - кандидат педагогических наук). Её своеобразие - соединение в себе двух программ - формирование начал экологической культуры у детей (с позиции усвоения на конкретных примерах знаний о закономерных явлениях природы, способности понимать причинно-следственные связи, запоминать интересные факты из жизни животных, возможность дифференцировать живое и неживое, понимать потребности живого существа) и развитие экологической культуры у взрослых-воспитателей. Этот подход вполне обоснован, так как проблемы, созданные человеком в результате интенсивной эксплуатации природы, настоятельно требуют пропаганды экологических знаний у всех слоев населения, особенно педагогов.

На мой взгляд все эти программы по-своему хороши. Стоит лишь творчески к ним подойти, с позиций своей собственной методики.

Опыт работы с дошкольниками убеждает, что легче сформировать экологические знания, но значительно труднее воспитать отношение. Следовательно, нужны такие методы обучения и воспитания, которые бы в единстве решали познавательные, нравственные и эстетические задачи.

Взрослые должны научить ребенка при общении с природой в конкретных ситуациях предвидеть последствия своего отношения к ней и на основе предвидения последствий поступать так, чтобы не накосить ей вреда. Постепенно будет складываться способность давать мотивированную оценку поведению в природе сверстников, взрослых, своему собственному. У детей сформируются правила поведения в природе. Все это возможно лишь при условии повышения уровня экологических знаний и экологической культуры взрослых, воспитывающих детей.

Поэтому эту работу я начала, прежде всего, с себя. А затем начала разрабатывать содержание, формы и методы работы с детьми и родителями. Разработала план работы с детьми и родителями в старшей и подготовительной группах.

Большую роль в этой работе сыграла книга. Обобщая художественные произведения, помнила, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей. Мною подобран фольклорный материал, который успешно использую в работе.

Большую помощь оказывают в работе ежедневные прогулки и целевые экскурсии. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной надо обратить внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна, на прилет птиц, которые улетели от нас на время холодной зимы. С участием детей надо постараться починить старые и сделать новые скворечники, развесить их задолго до прилета птиц. Желательно иметь в каждом дворе (на участке) хотя бы один скворечник, чтобы дети могли наблюдать, какие птицы в нем поселятся, что они будут приносить для постройки гнезда, чем они будут кормить своих птенцов. Когда дети увидят, сколько раз в день птицы вылетают из гнезда за насекомыми, можно напомнить, что птицы уничтожают мух, комаров, гусениц. Тогда дети наглядно убедятся в огромной пользе птиц.

Ранним утром можно услышать веселый щебет птиц, а потом они заняты: до позднего вечера ловят насекомых. В гнездах уже попискивают птенцы - надо их скорее накормить. Если попадается гнездо с яичками, осторожно раздвинув ветки, показать детям, сказать пословицу: "В гнездышке яички - выведутся птички". Специально гнезда искать не следует, гак как потревоженные птицы могут бросить гнездо. Дети сами увидят, какую громадную пользу приносят птицы: уничтожают вредных насекомых, выкармливают птенцов - будущих наших помощников и защитников лесов, огородов и других зеленых насаждений. После таких наблюдений ребенок никогда не поднимет руку на птиц, на их птенцов, не разорит гнезда. Иногда дети находят упавшего из гнезда птенца. Обычно они просят взять его. Голенького, слепого птенца трудно выкормить, поэтому лучше постараться положить его обратно в гнездо. Нужно объяснить детям, если это не возможно, то надо посадить птенчика поближе к дереву, где находится гнездо и оставить там, сказав детям, что о нем позаботятся птицы.

Осенью мы можем увидеть, как улетают в далекий путь некоторые птицы, пение которых так радовало нас летом. Дети будут много задавать вопросов, надо спешить с готовыми ответами. Пусть дети сами делают умозаключения. Летом было много насекомых, за которыми гонялись птицы, теперь их нет, значит питаться птицам нечем.

В экологическом и нравственном воспитании дошкольников чрезвычайно важна организация зимней подкормки птиц. Кормушки могут быть самой различной конструкции, дети выкладывают на них корм и наблюдают, как его поедают птицы. Именно поэтому кормушки располагают подальше от игровых площадок, а корм кладут в начале прогулки. В старшей и подготовительной группах учим детей собирать хлебные крошки, остатки сухой каши и складывать их в специальную банку с крышкой (причем дети могут добавить в смесь семечки подсолнуха, разные травы, заготовленные летом, выкладывать еду на кормовой столбик. Зимой родителям советуем навещать с детьми пернатых друзей. Птиц надо кормить обязательно в определимое время лучше рано утрем. Тогда к этому времени птицы будут прилетать и ждать. Зимой птицы не могут долго жить без пищи. А кто сыт, тому не страшна зима. По мере того, как дети все шире знакомятся с птицами, у них появляются бесчисленные вопросы по поводу увиденного, возникают споры, оживленные разговоры, в которых нередко рождаются важные выводы.

Работа по ознакомлению детей с птицами, проводимая в повседневной жизни в уголке природы и на участке, завершалась занятиями, полученные знания уточняются и закрепляются.

Для побуждения детей к самостоятельной, творческой деятельности я применяю метод проблемных, поисковых ситуаций. Предлагаю детям словесные, логические игры, отгадать и придумать свои загадки, сочинить сказку, рассказ, стихотворение.

В играх в большей мере отмечается нравственное поведение детей : способность приходить на выручку, не хвастаться своими успехами, не перебивать товарища, оказывать помощь.

Велико значение труда в нравственном воспитании. Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации работы. Это и сбор семян для подкормки птиц зимой, и изготовление кормушек, скворечников и пр. Трудовая деятельность носит коллективный характер, она благотворно влияет на микроклимат детского коллектива и отдельных групп детей, увлекающихся общей работой, нужной и полезной для других. А в этом - большое нравственное начало.

Одним из средств формирования нравственных качеств личности ребенка в процессе экологического обучения являются праздники и развлечения. В нашем детском саду мы, совместно с родителями отмечаем день прилета птиц «Сороки» (21 марта) и, по старинной русской традиции, печем (лепим) из соленого теста «жаворонков».

Подготовка к праздникам осуществляется постепенно. Они должны доставить детям радость, веселое настроение развить инициативу и самостоятельность; воспитать такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое отношение к птицам. Праздники должны обогащать жизнь детей радостными переживаниями.

«С чего начинается Родина?» - поется в известной песне. Для каждого человека Родина начинается прежде всего там, где он родился. Любить свой край - это значит хорошо знать его природу. Так началось увлекательное путешествие с. детьми «Люби и знай Орловский край». Прививая любовь к птицам, заботу о них мы множим богатство нашей Орловщины. Где много птиц, там меньше насекомых-вредителей, значит выше урожай. Поэтому нельзя разорять гнезда, забирать яички, уничтожать птиц, стреляя из рогаток.

Работа в детском саду по формированию нравственных качеств личности ребенка в процессе экологического обучения детей была бы неполной, без поддержки семьи. Вечером, в выходные дни, гуляя с детьми, родители могут продолжить знакомство с родной природой. Эти прогулки важны еще и тем, что они сближают родителей с детьми, способствуют созданию дружеских отношений. Дети доверчиво рассказывают родителям о своих переживаниях, делятся с ними своими маленькими секретами. А это очень важно для своевременного воздействия на ребенка. Мной разработаны планы работы с детьми и родителями в старшей и подготовительных группах (помесячно).

Таким образом, дети приобрели новые знания о птицах, у них сформировался устойчивый интерес к экологическим проблемам, дети научились бережно относиться ко всему живому, сблизились с родной природой, стали замечать в природе то, на что раньше не обращали внимание. Дети стали не только более заботливо относиться к птицам, но и быть внимательнее друг к другу. Работа над этой темой имеет большие перспективы за счет расширения содержания, диапазона возраста детей, методов и приемов работы.

Список литературы:

С. Н. Николаева. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду".

Рыжова Н. А. Программа "Наш дом - природа" : блок занятий "Я и природа" / Рыжова Н. А. - М. : ООО "КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА", 2005.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

Беме Л. Б. Жизнь птиц у нас дома. – Изд. 2-е. – М., 1968

А. Ф. Кострица. "Край наш Орловский". Тула. Приокское книжное изд-во, 1984г.

Журнал "Дошкольное воспитание"

№10, 2009г. М. М. Молчанова. Клуб исследователей природы - форма экологического воспитания дошкольников.

№2, 2012г. Мингазова Г. Конкурсные задания к «Эколо- гическому ассорти».

№6, 2012г. Г. Мотыгуллина. Создание экологической развивающей среды.

№8, 2012г. Хуторова О. О чем рассказала осень? Для детей подготовительной к школе группы.

№2, 2013г. С. Тищенко. «Жаворонушки». Беседа с детьми.

№3, 2013г. И. Диканова. На экологической тропе.

№1, 2014г. М. Еникеева. Зимующие птицы. Игровое занятие по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

№4, 2014г. Н. Миронова. «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца…».

№5, 2014г. С. Николаева. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

№6, 2014г. С. Николаева. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

№8, 2014г. А. Туловьева. С душой к природе.

№8, 2014г. О. Герасимова. Люби и знай родной свой край.

№8, 2015г. С. Николаева. Методическое управление эколого-педагогическим процессом в детском саду : новый взгляд на проблему.

№10, 2015г. Н. Вторыгина, Н. Соколова, М. Гутыряк, Е. Щедрова. Эколого-оздоровительный поход - «Счастливого пути!».

№2, 2016г. А. Миронов. Деятельностный подход в экологическом обрахзовании дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств личности ребенка в процессе экологического обучения
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 12:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных качеств личности ребенка в процессе экологического обучения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сидорова (УИ 357298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД