Получи документы

Формирование «Образа музея» через эко-краеведческую работу с дошкольниками.

Анна Васильева
Формирование «Образа музея» через эко-краеведческую работу с дошкольниками.

Формирование «Образа музея» через эко- краеведческую работу с дошкольниками.

Пусть будет в человеке все прекрасно:

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Н. А. Рыжова

И вновь мы возвращаемся к теме музейной педагогики в ДОУ. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. Во многих детских садах педагоги-новаторы открывают даже не по одному, а по два-три музея : «Русская изба», музей Боевой Славы, зал Краеведения, музей Новогодней елки, музей Древнего мира и др. Мы же хотим рассказать вам об эко - краеведческом мини – музеи нашего МДОУ «ЦРР – детский сад № 44» Заводского района.

Публикация «Формирование „Образа музея“ через эко-краеведческую работу с дошкольниками,» размещена в разделах

Одним из направлений развития ребенка в МДОУ «ЦРР – детский сад № 44» Заводского района г Саратова является «Экологическое воспитание дошкольников».

Цели направления: формирование экологических знаний и экологической культуры у детей дошкольного возраста через развитие эколого-развивающей среды и восприятие с окружающим миром. В МДОУ «ЦРР – детский сад № 44» разработана и реализуется программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог». Основным источником при разработке моей рабочей программы - руководителя эко –мини -музея стала программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы. У человека связь с неживой природой сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а чистая – природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научились использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве и изготовлении предметов быта.

Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Назначение создаваемых мини-музеев эко – краеведческого содержания в МДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться.

Каждый экологический мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Хочется отметить, что экспонаты мини-музеев используются не только на занятиях по экологии воспитателем - экологом, но и воспитателем по изобразительной деятельности, педагогом-психологом, воспитателями на занятиях познавательного цикла и при организации игровой и экспериментальной деятельности. Мы считаем, что создание именно мини-музеев экологического содержания, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам: сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей; обогатит средства формирования экологической культуры дошкольников; приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики; будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы; поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром. И тогда мини-музеи экологического содержания станут неотъемлемой частью предметно-развивающей среды вашего детского сада. А ребенок будет покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку» При формировании нашего эко – краеведческого музея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т. п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей.

Экспонаты собирались коллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для нашего музея природы. Через интернет – ресурсы объявлялись темы проектной деятельности МДОУ, мероприятий разного направления. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран.

Все экземпляры музея изготовлены руками детей, педагогов, родителей из природных материалов. Процесс изготовления интересен как педагогам, так и детям и не требует больших затрат.

В нашей экологической комнате сформированы мини- музеи :

• Мини – музей «Ландшафтные зоны»

• Мини – музей «Дикие, животные нашего леса».

• Мини – музей «Домашние животные».

• Мини – музей «В мире насекомых».

• Мини – музей «Водоем и его обитатели».

• Мини – музей «В мире комнатных растений»

• Мини – музей «Энергия камней»

• Мини – музей «Солнце вокруг нас»

• Мини –музей «Бабушкин сундучок» и др.

Экологический мини –музей «Энергия камней»

АКТУАЛЬНОСТЬ: Дети в возрасте 4-5 лет активно исследуют окружающий мир. Ребята старшей группы с большим интересом собирают и рассматривают камушки на прогулке. Их интерес к камням и минералам подсказал нам идею для создания мини – музея «Сокровища земли».

Мини - музей знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком. Через разные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, дети знакомятся со свойствами и происхождением минералов, горных ландшафтов. Ведь каждый камень особенный : обладает теплой или холодной таинственной энергетикой, блестит или наоборот меркнет при тактильном контакте, привлекает своей таинственностью. У детей развивается интерес к объектам неживой природы. В процессе изучения проекта «Энергия камней» и создания мини – музея «Сокровища Земли» был создан продукт исследовательской деятельности - альбом «Сокровища Земли».

По содержанию: естественно – научный.

Цель : познакомить детей с разнообразием минералов в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.

Задачи :

Обучающие :

• Дать детям представления о минералах разного происхождения.

• Учить классифицировать минералы по их отличительным признакам.

Формировать умение обследовать минералы, называть их свойства и особенности.

• Познакомить детей с их значением и использованием человеком в повседневной жизни, а также с минералами, которые человек использовал с давних времен.

• Показать опытно – экспериментальной деятельностью и путем моделирования образование и разрушение камней, гор, вулканов.

Воспитывающие :

Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

• Воспитывать бережное отношение к камням и сделанным из них предметам.

Развивающие :

• Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня.

Для наших детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее. А уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники - это без сомнения! Человек - это часть природы, а значит и о нем необходимо заботиться, создавать благоприятные условия для жизни и развития. Планета Земля - наш дом, пусть будет он чистым, светлым, радостным и безопасным!

Литература:

1. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы// Дошкольное воспитание. -1993. №7

2. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ Журнал “Обруч” №6, 2000

3. Николаева С. Н., Лункевич Н. В. Экологическое воспитание дошкольников. 1998.

4. Найденова Е. Профессия – педагог. Журнал “Дошкольное воспитание” №3, 2000

5. Рыжова Н. А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.

6. Рыжова Н. А., Данюкова А. И. Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.

7. Источник: https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26362-sozdanie-usloviy-dlya-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey-v-dou.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Лесной доктор Мы говорим, на сердце руку положа, Пусть будет в человеке всё прекрасно, И мысли, и поступки, и душа! В гармонии с природой и с собою На.

Музыка как средство экологического воспитания Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование «Образа музея» через эко-краеведческую работу с дошкольниками.
Опубликовано: 12 апреля 2015 в 20:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД