Папки-передвижки

Формирование оценочных суждений в процессе восприятия природного мира, произведений искусства, творческих работ сверстников

Ангелина Демина
Формирование оценочных суждений в процессе восприятия природного мира, произведений искусства, творческих работ сверстников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование оценочных суждений в процессе восприятия природного мира, произведений искусства, творческих работ сверстников.

Под ценностями дошкольного возраста мы понимаем обусловленные возрастной стадией личностные проявления ребенка, воплощенные в специфике самосознания, действий, поступков, в характерных поведенческих образцах. Именно личностные проявления служат основанием, именно они, создающие сенситивный фон для процесса образования, содержательно связаны с понятиями «психофизиологические особенности детей», «детская субкультура». Напомним, к психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста относятся: познание окружающего через образное мышление и воображение, повышенная двигательная активность, эмоциональной и сенсорной сфер (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др.). Детская субкультура, по образному определению В. Т. Кудрявцева, Т. И. Алиевой, представляет собой своего рода «культуру в культуре, живущую по специфическим и самобытным законам»

Публикация «Формирование оценочных суждений в процессе восприятия природного мира, произведений искусства, творческих работ сверстников» размещена в разделах

Известный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». (9, 66)

Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена» (Л. С. Выготский). Какие бы суждения ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней.

Чувства ребенка-дошкольника становятся и более глубокими. Это прямо связано с нарастающим опытом ребенка, прежде всего социальным. Дети уже могут оценить поступок другого с позиции общепринятых норм поведения и дать какое-то обобщенное суждение о том, что они услышали или увидели, с точки зрения имеющихся у них знаний. Порой они сами отличают, что именно вызывает у них одобрение, огорчение или восторг.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простата, завершенность формы, обобщенность образ) именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.

Так постепенно формируется умение высказывать эмоциональные суждения, давать эстетическую оценку созданным изображениям. Часто у де-тей эмоциональная оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому - это проявление не только эмоциональной оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.

В процессе занятий совершенствуется способность формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения дошкольника развиваются от простых форм к более сложным, постепенно, по мере овладения знаниями. Дошкольник в большинстве случаев судит о том или ином факте односторонне, опираясь на единичный внешний признак или свой ограниченный опыт. Его суждения, как правило, выражаются в категоричной утвердительной форме или столь же категоричной отрицательной.

Оценочные суждения детей дошкольного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить.

Благодаря занятиям народным декоративно-прикладным искусством у детей дошкольного возраста формируются эмоционально-оценочные суждения. С их помощью дети выражают свое отношение к тому или иному виду искусства, а также к собственной деятельности, делятся впечатлениями о результатах, рассказывают и показывают, каким образом они выполняли то или иное задание.

Эмоционально-оценочные суждения, относящиеся к художественной деятельности залог успешного овладения этой деятельностью и развития детского творчества.

Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Поступки друзей и товарищей дети младшего возраста в состоянии четко оценить, кто «хорошо» себя ведет, а кто плохо».

На занятиях изобразительным искусством дети подолгу и с большим удовольствие любуются произведениями народных мастеров, обыгрывают различные сценки, используя персонажи народного декоративно прикладного творчества, тем самым, пополняя свой эмоциональный опыт, учатся полно и ярко выражать свои мысли и чувства.

Что же касается народного декоративно-прикладного искусства, то дети уже четко и обосновано выражают свои чувства к художественным образам (например, эта игрушка очень красива, она вызывает чувство радости, желание любоваться ею).

Дети с большим удовольствием слушают и дополняют рассказы воспитателя о мастерах, которые изготовили данное произведение народного искусства (Из высказывания Лены М. : изображая узор на хохломской посуде мастер, хотел передать всю красоту природы родного края; эта дымковская барыня так нарядна, что хочется изобразить ее наряд на своем рисунке).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в основе моральных чувств детей лежат знания. Однако, до тех пор, пока оценочное отношение к различным фактам и явлениям действительности остается на уровне приобретенной ребенком информации о хорошем и плохом, еще нельзя говорить о сколько-нибудь воспитанных чувствах. В том и состоит специфика чувств, что в них особенно убедительно проявляется единство отражения и отношения человека к действительности. Это единство у детей дошкольного возраста только начинает формироваться.

Литература:

Григорьева О. Рисование и лепка. - С. -Пб. : Смарт, 1996.

Комарова Т. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М. : Просвещение, 1983.

Публикации по теме:

Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы Актуализация выбранной темы. Что такое литература? Литература – это произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение;.

«Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» Но если детство особый период в жизни человека Который нужно прожить содержательно и радостно. То спектакль - одно из самых простых И действенных.

Фотоотчет «Выставка детских творческих работ»Фотоотчет «Выставка детских творческих работ» «Выставка детских творческих работ» Зима - это самое забавное время года! Особенно прекрасно и незабываемо оно для детей: множество уличных.

Формирование художественно — эстетического восприятия окружающего мира детьми через пластилиновую живопись. Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным.

Конкурс творческих работ «Я-гражданин!»Конкурс творческих работ «Я-гражданин!» В нашем городе Владимир проходил конкурс творческих работ "Я-гражданин". Конкурс проводился в честь Дня России с целью воспитания в детях.

Конкурс творческих работ «Семейная мастерская»Конкурс творческих работ «Семейная мастерская» нашей группе "Рябинушка" двадцать один ребенок и все они очень разные. У каждого свои интересы и способности. Есть в группе девочка: Степанова.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Роль народного музыкального искусства в процессе воспитания дошкольников Великая русская народная культура складывалась тысячелетиями. Она включает в себя творчество русского народа от глубокой древности до настоящего.

Выставка творческих работ «Зимние забавы»Выставка творческих работ «Зимние забавы» В нашем детском саду, в группе "Ягодки"(воспитатели Фаткина Ирина Александровна совместно с Кулушовой Еленой Геннадьевной) провели конкурс.

Занятие «Радуга настроений». Формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников Доброе утро, ребята! У нас сегодня много гостей, они пришли посмотреть какие вы умные и веселые. как умеете дружить и здороваться с помощью.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование оценочных суждений в процессе восприятия природного мира, произведений искусства, творческих работ сверстников
Опубликовано: 16 июля 2017 в 22:40
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование оценочных суждений в процессе восприятия природного мира, произведений искусства, творческих работ сверстников» (включая файлы) размещена пользователем Ангелина Демина (УИ 1203194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД