Татьяна Анашкина
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
На протяжении 3 лет в группе «Кот ученый» ведется целенаправленная, систематическая работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в ходе которой мы знакомим воспитанников с правилами личной безопасности и формируем у них потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.
Воспитателями созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасности.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников» размещена в разделах
В группе имеется уголок безопасности, в котором широко представлен наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты улиц, изготовлены атрибуты и пособия для мероприятий, где дети с воспитателями могут на практике закреплять полученные знания по данной проблеме.
На территории детского сада имеется автогородок, способствующий усвоению дорожной азбуки посредством практической деятельности. Такие развлечения как «Страна Светофория», «Вместе весело шагать по дорогам», «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные приключения Бабы-Яги» в игровой форме закрепили знания детей о ПДД.
В работе с детьми по формированию безопасного поведения мы используем разнообразные формы : тематические беседы, занятия, занятия-
практикумы на местности, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, целевые прогулки, экскурсии, наблюдение и анализ проблемных ситуаций, игровое моделирование: жизненные ситуации, доступные пониманию ребенка, которые позволяют донести до него важность выполнения правил безопасного поведения. Мероприятия направлены не только на теоретическое изучение правил безопасности, но и на выработку у детей устойчивых навыков безопасного поведения. В октябре 2013г проходил месячник безопасности, в рамках которого проведены экскурсии в ГИБДД и Пожарную часть, медицинская сестра провела беседу- практикум с детьми подготовительной группы: «Оказание первой помощи», целевая экскурсия к пешеходному переходу, общесадовая и групповые эвакуации, ребята изготавливали визитные карточки экстренных служб и т. д. В группе реализованы два проекта «Школа пешеходных наук» и «Огонь – наш друг, огонь-наш враг» - целью которых стало расширение и закрепление ранее полученных знаний по данным темам.
Обучение дошкольников правилам безопасного поведения проводится в комплексе: с педагогами, с детьми и родителями при тесном взаимодействии с различными социальными партнерами: ГИБДД, МЧС, ДЮСШ, ДДТ, районной библиотекой.
Практика показывает, что положительные результаты в воспитании
безопасного поведения детей достигаются при сочетании различных форм сотрудничества с родителями.
Мы используем формы работы с родителями : открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, беседы с родителями, тематические консультации: «Азбука дорожной безопасности», «Безопасность вашего ребенка», «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов», «Улица глазами ребенка», «Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения», «Детский травматизм», «Правила поведения во время пожара», «Как предупредить пожар», «Не оставляйте детей дома одних», «Правила поведения при захвате заложников», «Опасные ситуации в быту» и т. д. ; общие и групповые собрания родителей с присутствием инспектора ГИБДД, анкетирование и опросы родителей, средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные информационные стенды : «Дорожный алфавит», «Дорожная азбука», «Безопасность на дороге ради безопасности жизни», «Меры безопасности при угрозе проведения террористических актов».
В приемной для родителей размещается информация о проводимых акциях и мероприятиях, предлагаем памятки и буклеты, обучающие фильмы. Метод проектов позволил вовлечь родителей в совместную работу с детьми, создавая радостную атмосферу творчества в виде презентации, развлечений и праздников на заключительном этапе проекта. Стало традицией проведение выставок совместных работ на темы «Спички детям не игрушка», «Не шути с огнем», «Улица, на которой я живу», «Дорога домой», «Мы пешеходы». Данные мероприятия позволяют не только активизировать работу с родителями, но и повысить их уровень образованности, научить правильному обучению детей основам безопасности.
При обучении детей основам безопасности мы придерживаемся следующих правил:
- не механически заучивать с детьми Правила безопасности, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дорогах, в быту, в экстремальных ситуациях;
- сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания,
наблюдательности;
- не делать акценты только на том, что нельзя делать, на каждое «нельзя» должно быть «можно». Если мы говорим, что нельзя играть на проезжей части дороги, то нужно рассказать и показать детям, где нужно играть – во дворе, детской площадке, парке;
- учить предвидеть опасность и сформировать навыки правильной ориентации в экстремальных ситуациях.
Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что наши дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах. У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем : они умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.
Знают телефоны экстренных служб и правила обращения в них.
Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения. Ребенок из пассивного объекта превращается в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.
Мы уверены, что знания по безопасности жизнедеятельности, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.