Получи документы

Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством разных видов игр

Елена Набиуллина
Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством разных видов игр

Е. А. Набиуллина,

МБДОУ «ЦРР-Д/С№32», г. Братск[/b]

Формирование основ финансовой грамотности дошкольников через разные виды игр.

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».

Публикация «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством разных видов игр» размещена в разделах

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности и развитию финансовой грамотности.

По определению Е. Блискавка, «финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять» [2, с. 8]. Если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, и очень часто искаженное мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного финансового образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.

Важность обращения к проблеме формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста определяется следующими обстоятельствами, в числе которых:

социальное разделение семей с высоким и низким финансовым доходом и положением;

экономический кризис в обществе, который втягивает в товарно-денежные отношения подрастающее поколение;

кардинальную трансформацию института образования, как позитивные (вариативность школ, новые технологии в подготовке учителей и др., так и негативные (повышение оплаты за учебно-методическую литературу и др.);

поляризация детского сообщества (по материальному, образовательному и др. признакам, повышение уровня криминализации детской среды, утрата ценностных ориентации и духовная деградация;

защитные реакции детей на втягивание их в процесс самостоятельного разрешения проблемных материальных и духовных потребностей.

Ознакомление в дошкольном возрасте с экономическими представлениями способствует формированию грамотного отношения у детей к основным финансовым понятиям : продажа, покупка, деньги, товар, собственность и т. д.

Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игрового метода обучения заключается в том, что он вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут сортировать монетки, купюры, изучают их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в какие-то вещи. К этому времени дети понимают, что деньги нужны для того, чтобы приобрести какой-то товар. В этот период целесообразно с помощью игр донести до детей, что:

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объяснить, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

- Сначала зарабатываем – потом тратим, «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объяснить, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей и он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, деньги – это посредник.

- Деньги любят счет. Приучить считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

- Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

- Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договориться о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

- Не все покупается. Прививать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

- Финансы – это интересно и увлекательно!

Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Использование сюжетно - ролевых игр, для обучения детей азам экономики, в доступной форме позволяет им сформировать первичные представления, закреплять и обобщать их.

Пожалуй, самая популярная экономическая игра для дошкольников – сюжетно-ролевая игра в магазин. Роль воспитателя – по ходу игры объяснить детям многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить.

Прежде чем начать играть, детям нужно оценить каждый товар в магазине. Ведь без ценников на товарах невозможна продажа. Например: ограничив общую сумму, скажем, 100 игровыми рублями. То есть все товары в магазине вместе должны стоить 100 рублей. Чтобы ребенок разобрался, как играть, пусть продавцом сначала побудет воспитатель. А ребенок – покупателем.

Ребенок приходит в магазин с «деньгами», например «дублеры денег», и просит продать ему «вот этого щеночка» или «вон ту конфетку». Продавец называет цену: «Тридцать рублей». Ребенок отсчитывает нужное количество «денег» и получает свой товар. Так же можно ввести в игру кассира, у которого нужно получить чек в обмен на деньги. Когда воспитанник освоится с ролью покупателя, пусть попробует быть продавцом. Такая нехитрая игра учит правильно вести себя в разных житейских ситуациях.

Важная роль в экономическом воспитании детей отводится игровой деятельности с использованием сказок. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, помогает понять экономические явления.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение

экономических понятий:

1. Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении

товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

(«Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк»);

2. Сказки, отражающие труд людей (Хаврошечка, Морозко, А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»);

3. Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения

народного хозяйства (С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»); 4. Сказки, которые знакомят с понятиями «деньги», «доходы», труд, распределение, обмен, производство; (С. Михалков «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», «Огниво»);

5. Сказки, помогающие понять значение экономичность, предприимчивость, хозяйственность,бережливость. (К. Чуковский «Федорино горе», А. С. Пушкин «Сказка орыбаке и рыбке»).

Например, в игре «Кто как работает?» расширяются представления о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывается уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок. Суть игры. Показать детям черный ящик, солнышко и облако. Попросите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске лесенка, предлагается каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем познакомить с правилами игры:

- Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит», «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры целесообразно устроить дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Создание условий для игровой деятельности положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они начинают бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.

Литература

1. Алоева, А. Дети и деньги / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – С. 260-266.

2. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80

3. Киреева Л. Г. / Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности»Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством разных видов игр
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 10:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД