Папки-передвижки

Формирование ОБЖ детей дошкольного возраста в процессе знакомства с правилами дорожного движения и поведения на улице

Алла Данилова
Формирование ОБЖ детей дошкольного возраста в процессе знакомства с правилами дорожного движения и поведения на улице

Методические рекомендации для воспитателей

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности

детей дошкольного возраста

в процессе знакомства с правилами дорожного

движения и поведения на улице».

Из года в год увеличивается поток автомобилей на улицах города, что создает объективную реальность возникновения дорожно – транспортных проиcшествий. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной госудственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная и правильная подготовка уже с самого раннего возраста маленьких пешеходов и пассажиров, которых за дверью квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности.

Публикация «Формирование ОБЖ детей дошкольного возраста в процессе знакомства с правилами дорожного движения и поведения на улице» размещена в разделах

В детском саду подготовка ребенка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода начинается с младшей группы.

Для того чтобы можно было успешно работать по этой проблеме, воспитатель может использовать целый ряд методических пособий и специальной литературы о правилах дорожного движения, провести диагностирование детей, создать соответствующую данной проблеме развивающую среду, затем определить задачи на учебный год и разработать перспективный план работы с детьми.

Для организации развивающей среды в группе можно рекомендовать:

1. Изготовить макет светофора и дорожных переносных или нагрудных знаков: «Пешеходный переход», «Автозаправочная станция», «Осторожно, дети!», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Место стоянки», «Движение направо /налево», «Круговое движение», «Место остановки автобуса /троллейбуса»

2. Изготовить макеты улицы, перекрестка;

3. Приобрести и изготовить атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Шоферы», «Поездка в автобусе», «Перекресток», «Улица города», «Мы – пассажиры», «Выставка автомашин» (жезлы, свистки, милицейские фуражки, рули, игрушки транспортные, строительный материал, флажки для перехода улицы);

4. Изготовить и приобрести настольно – печатные, дидактические и развивающие игры: «Красный, желтый, зеленый», «Зажги светофор», «Какой цвет?», «Знаешь ли ты?», «Улица города», «Собери картинку», «Что лишнее?», «Составь рассказ», «Что изменилось?», «Улица», «Собери и назови», «На чем люди передвигаются?», «Найди правильный светофор», «Починим светофоры», «Говорящие знаки», «Дорожные знаки», «Мы на улице», «В путь – дорогу», «Найди такой же знак», «Угадай, какой знак?», «Назови транспортное средство» и т. д;

5. Приобрести разнообразный иллюстративный материал, сюжетные картинки, плакаты, диафильмы, диапозитивы, художественную литературу для детей;

6. Детский педальный транспорт (велосипеды, самокаты, машины, мотороллеры).

Воспитатель должен знакомить детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию, от группы к группе. Так в работе с детьми младших групп воспитатель занимается формированием пространственной ориентировки (начиная с ограниченной плоскости – листа бумаги, сенсорным развитием ребенка, учит различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля. Затем детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта, светофором, работой водителя.

С детьми 4 – 5 лет продолжается работа по совершенствованию ориентировки в окружающем пространстве. Детей знакомят с особенностями некоторых видов транспорта, с элементарными правилами дорожного движения, правилами поведения для пешеходов и пассажиров, с назначением желтого сигнала светофора.

В старшей группе дети знакомятся с перекрестком, дорожными знаками, более полно узнают о правилах передвижения по улице, о правилах поведения в пассажирском транспорте, о движении транспорта, о местах опасных и безопасных для игр детей на улице.

С детьми 6 – 7 лет работу по ознакомлению с правилами дорожного движения и безопасным поведением на улице надо организовывать так, чтобы знания и пред-ставления, полученные в предыдущих группах, в различных видах деятельности, были связаны в последовательную и стройную систему представлений, стали бы прочными и могли быть успешно применены будущими школьниками. Дети продолжают знакомиться с улицей и правилами безопасного поведения на ней, с различными видами транспорта и правилами поведения в пассажирском транспорте, с дорожными знаками, с работой сотрудников ГИБДД контролирующих и регулирующих движение на улице. Детям необходимо постоянно давать новые задания, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления и умения применять знания на практике.

Задача педагогов – формирование у ребенка сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения правил в обыденной жизни.

При обучении любому навыку, по мнению автора книги "Безопасность вашего ребенка" Полы Статмен, надо придерживаться следующего алгоритма:

• защищать детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками;

• подготовить детей, сообщив им необходимые сведения о безопасности;

• тренировать детей в овладении навыком под своим наблюдением;

• побуждать пользоваться теми знаниями, которые они получили;

• упреждать ситуации, в которых детям потребуются видоизмененные или новые знания и навыки.

Теперь посмотрим, как этот алгоритм можно применить к умению переходить улицу:

• Защита. Пока ребенок маленький, взрослый переводит его за руку (разумеется, соблюдая все правила).

• Подготовка. Объяснить ребенку правила перехода: прежде, чем сойти на проезжую часть, посмотреть в обе стороны улицы и на сигнал светофора. Если машин нет, и горит зеленый свет – не мешкая перейти улицу.

• Тренировка. Каждый раз, попадая с ребенком на перекресток, обсуждать, чего нужно остерегаться, куда смотреть и когда можно переходить улицу. Переходя дорогу, нужно вновь и вновь повторять правила и задавать вопросы. Эта стадия может продолжаться несколько недель (а лучше несколько месяцев).

• Побуждение и предупреждение. Вместе с ребенком сознательно выбирать сложные переходы, с активным движением, светофорами, трамваями, указателями и так далее. Переходя улицу, проговаривать принципы безопасности, объяснять значение знаков и возможности автомобиля, предлагать ребенку самостоятельно выработать поведение на перекрестке.

Существуют такие правила поведения на улице, которые люди должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением.

Необходимо помнить, что:

• Для того чтобы ребенок чувствовал себя на улице в относительной безопасности, надо познакомить его с местами, безопасными для игр и теми участками на улице и во дворе дома, где игры затевать ни в коем случае нельзя;

• Мы воспитываем пешехода и пассажира, а не водителя и поэтому внимание следует заострять на правилах для пешеходов и пассажиров;

• Знание ребенок лучше усваивает в игре, поэтому роль игры приобретает решающее значение;

• Ребенок чаще наблюдает и участвует в ситуациях, складывающихся на улице, находясь рядом с родителями, поэтому к работе по изучению ребенком основ безопасного поведения на улице необходимо привлекать родителей, которые сами бы строго выполняли все правила безопасности;

• Вся работа должна проводиться регулярно, весь год и в определенной системе.

Знакомство с правилами дорожного движения и безопасным поведением на улице дает желаемый результат, когда оно прочно связано со всеми направлениями программы, по которой ведется работа в детском саду и если на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, музыкальных занятиях, в повседневной жизни у детей формируется культура поведения, выдержка, дисциплина.

Знания, приобретенные детьми во время прогулок по улицам города, экскурсий, наблюдений за поведением пешеходов, движением транспорта, необходимо уточнять, дополнять, совершенствовать во время разных игр и занятий. Та небольшая часть методической литературы, которая есть в настоящее время в арсенале воспитателя детского сада, в основном ориентирует его на ознакомление детей с правилами дорожного движения, практически не уделяя внимания поведению ребенка во дворе дома, по дороге в детский сад, на улице города. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому даже хорошие знания дорожных знаков, транспортных средств, светофора не всегда помогают в практических ситуациях повседневной жизни.

Что же может сделать воспитатель для того, чтобы научить детей правилам поведения на улице, во дворе дома, где можно и где нельзя играть:

• побеседовать с детьми о том, знают ли они адрес дома, в котором живут, где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости, где они обычно гуляют, что делают на прогулке, в какие игры играют, какие игрушки берут с собой;

• попросить рассказать, какая улица расположена рядом с их домом, что такое проезжая часть, для чего нужен тротуар. Спросить у детей, почему опасно выходить на проезжую часть улицы, чем могут быть опасны игры не только на дороге, но и на тротуаре. Для иллюстрации можно использовать рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Привлеките внимание детей к тому, что игры, затеянные на тротуаре (в мяч, в снежки, в " классики" и т. д., могут оказаться опасными не только для самого ребенка (заигрался и выбежал на проезжую часть, но и создать неудобства для прохожих или водителей на улице;

• предложить детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного поведения на улице;

• предложить детям ситуации – загадки. Опишите какую – либо ситуацию, пусть дети ее оценят и обоснуют свою оценку в процессе общего обсуждения. Педагогу не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы: «Что будет, если в этот момент из – за угла появится машина? И т. д.» В результате обсуждения вместе с детьми придите к выводу, что нельзя играть на проезжей части улицы и на тротуаре, даже если это переулок или небольшая дорога внутри двора, где машины проезжают редко;

• попросите детей рассказать, есть ли у них во дворе дома игровая площадка, в какие игры они предпочитают играть на улице;

• спросите, бывали ли они когда – нибудь в доме, где для въезда машин во двор есть арка. Пусть дети ответят, можно ли играть в такой арке или перед ней, и если нельзя, то почему;

• обсудите с детьми различные ситуации, которые могут возникнуть во дворе дома, используя конструктор, игрушечные машины, кукол.

Невозможно научить ребенка безопасному поведению на улице изолированно в детском саду, так как воспитатель не может знать особенностей того или иного двора, в котором гуляют и играют его воспитанники. Родители вместе с детьми могут составить план – схему своего двора, определят на нем особо опасные участки во дворе, а также места, благоприятные для игр детей, предложат детям рассказать, как они будут играть в своем дворе (Где будут кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках, санках, лыжах, играть в мяч и другие игрушки). Взрослые, находясь вместе со своими детьми на улице, могут обращать внимание ребенка на свои действия, чаще должны задавать им проблемные вопросы (почему в данной ситуации поступают так, а не иначе, наблюдать и анализировать с ними ситуации, свидетелями которых оказались.

Используя все это в своей работе, воспитатели уже в детском саду начинают формировать у ребенка основы безопасного поведения на улице. Выработка в дошкольном возрасте привычки играть в строго определенном месте приведет в дальнейшем к самостоятельности ребенка на улице города и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Литература:

1. Авдеева Н. Н, Князева О. Л, Стеркина Р. Б., Маханева М. Д. «Безопасность на улицах и дорогах» Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Москва, 1997.

2. ГАИ Тамбовского облисполкома, Областной институт усовершенствования учителей. «Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста». Методические рекомендации. Тамбов, 1987.

3. Ерофеева Т. И. «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений». Москва. «Академия», 1990.

4. Степаненкова Э. Я, Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». Москва. «Просвещение», 1989.

Публикации по теме:

Лэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаЛэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие – лэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста. Представляю вашему вниманию лэпбук, который.

Дидактическое пособие по ознакомлению детей с правилами дорожного движения «Учим дорожные знаки»Дидактическое пособие по ознакомлению детей с правилами дорожного движения «Учим дорожные знаки» Учить с ребёнком дорожные знаки необходимо с раннего детства, с тех самых пор, как малыш переходит с вами дорогу или едет на авто. Очень.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории. [i]Актуальность. [/i].

Фотоотчет «Как малыши знакомились с правилами дорожного движения»Фотоотчет «Как малыши знакомились с правилами дорожного движения» У наших малышей неделя дорожного движения. Каждый день наполнен интересными событиями. Игрушечная дорога с домами, тротуарами, светофором.

Консультация для родителей «Ознакомление с правилами дорожного движения детей 2–3 лет» Консультация для родителей. Ознакомление с Правилами Дорожного Движения детей 2-3 лет. Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад.

КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возрастаКВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Подготовили и провели: Кичигина Л. И. Хахонина Г. В. Цель: Формирование.

Макет по ознакомлению детей с правилами дорожного движения «По дороге в детский сад»Макет по ознакомлению детей с правилами дорожного движения «По дороге в детский сад» Макет по ознакомлению детей с правилами дорожного движения «По дороге в детский сад» был изготовлен коллективом детского сада №7 «Калинка».

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ОБЖ детей дошкольного возраста в процессе знакомства с правилами дорожного движения и поведения на улице
Опубликовано: 21 января 2020 в 22:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД