Приложение МААМ

Проект «Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»

Светлана Владимировна Нарышева
Проект «Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование основ этикета

у детей старшего дошкольного возраста

проект

Автор составитель:

Нарышева Светлана Владимировна воспитатель высшей категории

Предложенный материал поможет взрослым обучить через совместный поиск решений, предоставить ребенку возможность самостоятельно выбрать ту или иную норму поведения. Поможет способности ребенка предвидеть действия других, а значит, выбирая, ориентируясь на поведение взрослого, оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учится планировать свои действия.

Публикация «Проект „Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Пособие адресовано воспитателям ДОУ, родителям.

Содержание

Методический паспорт проекта 4

Актуальность 7

Краткая характеристика основ этикета 13

Вит проекта 15

Цель проекта 15

Задачи проекта 15

Методическое обеспечение 16

Этапы реализации проекта 17

Ожидаемый результат 21

Получаемый результат 22

Диагностика 23

Продукт проекта 24

Развитие проекта 24

Литература 25

Методический паспорт проекта «Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»

Тема проекта Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста

Творческое название Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни

Автор Павлова Ирина Витальевна

Нарышева Светлана Владимировна

Типология проекта Практико-ориентированный

Категория участников Дети старшего дошкольного возраста

Возраст 6-7 лет

Аннотация Проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков общения.

Цель проекта Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта 1. создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в разных ситуациях общения.

2. формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях.

3. Пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание уважения, взаимодоверия.

4. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

5. Развитие творческих способностей и соображения в процессе игрового общения.

Этапы проведения Подготовительный

(сентябрь – октябрь)

Мероприятия

1. Сбор и анализ литературы по теме

2. Создание развивающей среды

3. Мониторинг «Детско-родительские отношения»

4. Встреча со специалистами по составлению плана

5. Родительское собрание «Участие в проекте»

Промежуточный

(ноябрь – март)

1. Беседа «Давай дружить» (правила дружбы)

2. Игра «Будем знакомы»

3. Игра «Хорошие манеры»

4. С/р игра «Прошу к столу»

5. Анкетирование родителей «Традиции семьи»

6. Комплексное занятие. басня С. Михалкова «Два брата»

7. Рисунок «Каков я есть и каким бы я хотел стать»

8. Игра «Спиной друг к другу»(этюды по выражению эмоций)

9. Беседа «Звонят, откройте дверь»

10. Волшебный цветок (качества, которыми бы ребенок хотел обладать)родительское собрание

11. Комплексное занятие «Вежливость и грубость»

12. Обсуждение домашнего задания «клеевой дождь» - игра.

13. Беседа «О том, как быть уступчивым».

14. Оформление газеты с участием родителей «Нарисуй свое желание»

15. Кукольный спектакль «Весельчак и кролик»

16. Игра «Комплименты» «Стоп»

17. Беседа «Вежливая просьба»

18. Комплексное занятие «Смелость – трусость»

19. Зарисовка придуманного рассказа «Смелый поступок» с родителями

20. Ролевая гимнастика

21. Игра «Волшебная лавка»

22. Этюды на выражение жестов»

23. С/р игра «Идем в театр» правила поведения

24. Поиграли – поиграли (рефлексы)

25. Спортивный праздник «Вместе весело шагать»

26. Игры на взаимодействие «Созвучие» «Гребцы» игровые ситуации

27. С/р игра «Идем в театр» правила поведения

28. Поиграли – поиграли (рефлексы)

29. Спортивный праздник «Вместе весело шагать»

30. Игры на взаимодействие «Созвучие» «Гребцы» игровые ситуации

31. Беседа «Сострадание – утешение»

32. С/р игра «Семья»

33. Д/игра Что такое хорошо и что такое плохо»

34. Зарисовка ответов на вопрос «Что я умею делать лучше всего» (с привлечением родителей)

Заключительный

(июнь – август)

. 1Комплексное занятие «Радость – огорчение»

2. Игра «Два мешка»

«Слепой и поводырь»

3. Беседа «Слабый – сильный»

4. Интегрированное занятие «Путешествие по молчаливому острову»

5. Повторный мониторинг уровня детско-родительских отношений

6. Опросник нравственных представлений (Т. А. Репина)

7. Пантомима дружбы

8. Игра «Принимаем подарки»

9. Оформление альбома «Давайте жить дружно»

10. Песочная терапия «Будем здоровы»

11. Игра «Комплименты»

Актуальность

«…Самый лучший способ

привить детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример.»

К. А. Абульханова-Славская

Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом. Применительно к современной ситуации человеческий мир стоит на грани глубокого кризиса, который грозит глобальными катастрофами и прекратить всякую жизнь на земле. Нарастающая напряженность в современном обществе порождает проявление агрессии, нетерпимости. среди молодежи, что может привести к необратимым последствиям в будущем. Основной причиной данного кризисом является неумение слушать и слышать, неумение находить различные формы контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, с окружающим миром и людьми.

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема «Это умение ребенка решать некоторые трудности, связанные с созданием эмоционально-благоприятной атмосферы с детьми более старшего возраста, обучение правилам общения и поведения. Именно этот возрастной период является наиболее сенситивным для вхождение ребенка в социальный мир и обеспечивает непрерывность социально-нравственного становления личности. Почему нас заинтересовала проблема формирования основ этикета между детьми старшего дошкольного возраста? Гнев, агрессия, неадекватное поведение в обществе очень часто находит место в общении между детьми. К сожалению сами родители провоцируют их на такое поведение. Часто приходится слышать как отец или мать настаивают : «Не реви, лучше научись давать сдачи». Этот безобидный на первый взгляд совет, совет – начало пути, по которому если идти без оглядки, может дойти до принципа : «Око за око».

Способность общаться – это дар им то, чему можно научиться? – задаем мы себе вопрос. Детские психологи Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина считают, что способность к общению включает в себя :

- желание вступить в контакт с / «Я хочу»/

- умение общаться / «Я умею»/, включающее умение слушать собеседника, эмоционально переживать, решать конфликтные ситуации.

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим.

/ «Я знаю»./

Не всегда дети умеют общаться друг с другом, уметь сопереживать. Конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело заканчивается миром, а в других невысказанной и затаенной обидой. Конфликты в детском коллективе неизбежны. Их вовсе ненужно избегать или стараться замять, а нужно сформировать у детей эмоционально-мотивационную установку по отношению к себе, окружающим., сверстникам и взрослым людям. Учить ребенка приобретать навыки, умение и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Дети должны понятья. Что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценивать других, понять и выразить себя через общение. Это является путем к успеху в жизни., к возможности завоевать сердца людей.

Мир детского сознания сложен и строится из других миров.

Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Когда и как становится независимым? Как возникает и развивается его личность?

Мир познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный и субъективный? Как решает для себя проблемы истины существования?

Мир истории и культуры. Как и любой человек, ребенок связан невидимыми нитями истории с далекими предками, с их традициями, культурой, мышлением.

Прав был А. С. Макаренко, говоря : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Процесс работы по развитию у детей навыков хороших манер поведения должен быть непрерывным, желательно с участием родителей.

Вот примерные темы бесед родителей с детьми:

1. «Я – маленький» (фото)

2. «Я люблю это дружное слово – «вместе» .

3. Трудно ли держать слово?

4. Как вести себя за столом?

5. Ребенок плачет – как его утешить?

6. Причины плохого настроения.

7. Хорошие и плохие манеры.

8. Детские конфликты.

9. Ребенок говорит неправду.

10. Культура половых отношений в дошкольном возрасте.

11. Как преодолеть страхи ребенка?

12. Помни о других.

13. В чем проявляется милосердие?

Родители пример всему, что видит ребенок. Первая школа ребенка – дом- это окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье 6 даже убеленный сединой ветеран продолжает ссылаться на то. чему меня учили дома, чему учила меня моя мать, что мне показал отец. Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - Так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток

На всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Цель взрослого - помочь ребенку радоваться жизни, дать ребенку опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, думать. Важно привить и развить у ребенка хорошие привычки, манера, культуру поведения. Это будет началом пути в удивительный и полный тайн мир единения природы и человека, людей разных национальностей и вероисповедания, мир добра и красоты. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может ли повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по- настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивы к нюансам в их поведении. Требуются определенное умение и определенные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако мы как первые учителя своего ребенка можем во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнем прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из самых главных видов деятельности человека, направленные на познание самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействия людей, направленное на согласования и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми:

Ситуативно-личностные;

Ситуативно-деловое;

Внеситуативно-познавательное;

Внеситуативно-личностное.

Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.

Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества приобретенные ребенком в детском коллективе привносятся в семью.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях, на развитие контактов ребенка с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношения дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются на только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях между собой, в психологическом микроклимате

группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. В следствии этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Краткая характеристика основ этикета

1. Чувство милосердия (сострадания). Ненасильственное действие, отказ от принуждения, благодаря выдержки, жалости.

2. Сотрудничество – действие, обеспечивающее равенство позиций. К способам осуществления можно отнести

- присоединение партнера к своим целям, задачам;

- выражение солидарности, поддержки, согласованности,

- отказ от манипулирования, обмен инициативы.

3. Помощь – ее цель возвращение личности, испытывающей затруднения в исходное состояние или состояние лучшее исходного. К способам оказания помощи можно отнести услуги, снятие отрицательного напряжения, защиту от нападок других.

4. Любовь – действие, целью которого является усиление личности другого человека. Это возможность любовно выражать и строить свою личность, доверие, понимание, результат – эмоционально окрашенные переживания, взаимного принятия друг друга и переживание позитивных изменений.

5. Сопротивление – усилие справиться со своим состоянием, проявить выдержку.

6. Терпение – это преодоление раздражительности или обидчивости, способности не реагировать на выпады противоположной стороны, оставаться спокойным в различных ситуациях.

7. Компромисс – это форма решения споров, конфликтов, ненасильственными способами. Смысл состоит в способности каждой стороны пойти на взаимовыгодные уступки, сделать определенные шаги.

На основе выше сказанного можно сделать выводы о том, что умение разбираться в сложных ситуациях, с которыми очень часто приходится сталкиваться ребенку, выступает важным и необходимым условием своевременного поиска оптимальных путей снижения риска.

Формирование основ этикета это длительный и сложный процесс. Разнообразное образовательное содержание занятий, возможность интеграции на занятиях разных видов деятельности, регулярность и систематичность их проведения открывают большие перспективы для накопления детьми опыта отношений со взрослыми и детьми.

Образовательная часть :

Обучение способам коммуникативной деятельности в различных ситуациях.

Вид проекта : практика - ориентированный

Цель проекта : Формирование основ этикета между детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

1. Создание благоприятного психологического климата в группе для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

2. Формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях.

3. Пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание уважения, взаимодоверия.

4. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

5. Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Участники проекта : дети подготовительной группы (6-7лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, педагог - психолог, руководитель физической культуры.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2010г. – август 2011г.

Формы реализации проекта :

- развивающие игры (с/р игры, драматизация)

- упражнения (подражательно – исполнительного характера)

- этюды

- импровизация

- наблюдения, экскурсии, прогулки

- рассматривание альбомов, фотографий

- моделирование и анализ заданных ситуаций

- свободное и тематическое рисование

- лепка

- чтение художественной литературы

- рассказ педагога и детей

- сочинение историй

- беседы

- мини конкурсы, игры-соревнования

- встречи с родителями

- консультации

Материально – техническое обеспечение:

Видеозаписи, аудио и видео аппаратура, атрибуты к дидактическим играм (модули, с-р игры, художественная и детская литература, настольные игры, оборудование для продуктивной деятельности, двигательной деятельности, и т. д.)

Методическое обеспечение:

В. Р. Маралов «Педагогика ненасилия в практику детского сада»

О. В. Корчинова «Детский этикет»

С. А. Шмакова «От игры к самовоспитанию»

Л. С. Римошевская «Техника развития навыков сотрудничества у старших дошкольников»

Этапы реализации проекта

период мероприятия ответственные

Сентябрь

1-2 неделя

З-4 неделя 1. Сбор и анализ литературы по тему

2. Создание развивающей среды

Воспитатели

Воспитатели

Родители

Октябрь

1-2 неделя

3-4 неделя 1. Мониторинг «Детско-родительские отношения»

2. Встреча со специалистами по составлению плана

3. Родительское собрание «Участие в проекте» Педагог-психолог

Старший воспитатель

Психолог

Руководитель по физо

Муз. руководитель

Воспитатели

Ноябрь

1-неделя

2- неделя

3- неделя

4- неделя 1. Беседа «Давай дружить» (правила дружбы)

2. Игра «Будем знакомы»

3. Игра «Хорошие манеры»

4. С/р игра «Прошу к столу»

5. Анкетирование родителей «Традиции семьи»

Воспитатели

Психолог

Родители

Воспитатели

Воспитатели

Психолог

Родители

Воспитатели

Декабрь

1 – неделя

2- неделя

3- неделя

4- неделя 1. Комплексное занятие. басня С. Михалкова «Два брата»

2. Рисунок «Каков я есть и каким бы я хотел стать»

3. Игра «Спиной друг к другу»(этюды по выражению эмоций)

4. Игра «Простите, пожалуйста»

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Муз. руководитель

Воспитатели

Январь

1 – неделя

2- неделя

3- неделя

4- неделя 1. Беседа «Звонят, откройте дверь»

2. Волшебный цветок (качества, которыми бы ребенок хотел обладать)родительское собрание

3. Комплексное занятие «Вежливость и грубость»

4. Обсуждение домашнего задания «клеевой дождь» - игра.

Воспитатели

Психолог

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатель

Инструктор по физо

Февраль

1 – неделя

2- неделя

3- неделя

4- неделя 1. Беседа «О том, как быть уступчивым».

2. Оформление газеты с участием родителей

«Нарисуй свое желание»

3. Кукольный спектакль «Весельчак и кролик»

4. Игра «Комплименты» «Стоп»

Воспитатели

Психолог Логопед

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Психолог

Воспитатели

Март

1 – неделя

2- неделя

3- неделя

4- неделя

1. Беседа «Вежливая просьба»

2. Комплексное занятие

«Смелость – трусость»

3. Зарисовка придуманного рассказа «Смелый поступок» с родителями

4. Ролевая гимнастика

5. Игра «Волшебная лавка»

6. Этюды на выражение жестов» Воспитатели

Логопед

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Инструктор по физо

Психолог

Муз. Руководитель

Апрель

1 – неделя

2- неделя

3- неделя

4- неделя 1. С/р игра «Идем в театр» правила поведения

2. Поиграли – поиграли (рефлексы)

3. Спортивный праздник «Вместе весело шагать»

4. Игры на взаимодействие «Созвучие» «Гребцы» игровые ситуации

Воспитатели

Логопед

Воспитатели

Воспитатели

Инструктор по физо

Воспитатель

Май

1 – неделя

2- неделя

3- неделя

4- неделя 1. Беседа «Сострадание – утешение»

2. С/р игра «Семья»

3. Д/игра Что такое хорошо и что такое плохо»

4. Зарисовка ответов на вопрос «Что я умею делать лучше всего» (с привлечением родителей)

Логопед

Воспитатели

Воспитатель

Воспитатели

Родители

Июнь

1 – неделя

2- неделя

3- неделя

4- неделя 1Комплексное занятие

«Радость – огорчение»

2. Игра «Два мешка»

«Слепой и поводырь»

3. Беседа «Слабый – сильный»

4. Интегрированное занятие «Путешествие по молчаливому острову»

Воспитатели

Психолог

Воспитатель

Логопед

Воспитатель

Муз. руководитель

Июль

1 – неделя

2- неделя

3- неделя

4- неделя 1. Повторный мониторинг уровня детско-родительских отношений

2. Опросник нравственных представлений (Т. А. Репина)

3. «Волшебный цветок» качества которыми хотел бы обладать ребенок

4. Пантомима дружбы

Психолог

Воспитатели

Психолог

Психолог

Воспитатель

Август

1 – неделя

2- неделя

3- неделя

4- неделя 1. Игра «Принимаем подарки»

2. Оформление альбома «Давайте жить дружно»

3. Песочная терапия

«Будем здоровы»

4. Игра «Комплименты» Воспитатель

Родители

Воспитатели

Инструктор по физо

Воспитатели

Ожидаемый результат

1. Оформить комплекс диагностических методик по выявлению таких параметров как: взаимодействия детей со сверстниками, игровой статус ребенка среди сверстников, индекс комуникативности, наличие эмоционально-личностных проблем; уровень комфортности ребенка в дошкольном учреждении.

2. На основе анализа методической литературы, мониторинга, педагога-психолога, разработать этапы реализации проекта.

3. Опираясь на методическую литературу систематизировать и обобщить методический материал для педагогов и родителей по организации работы в формировании основ детского этикета с детьми дошкольного возраста.

4. Повышение уровня сформированности коммуникативных навыков (умение соблюдать необходимые правила поведения).

5. Снижение агрессивного поведения у детей, осознанное контролирование негативных эмоций во время различных ситуаций.

6. Повышение заинтересованности у родителей в соблюдении этикета, в формировании коммуникативных навыков у детей.

Получаемый результат

Данные получены на основании :

1. Анализу воспитателей (наблюдение за самостоятельной и игровой деятельностью детей) беседы с детьми по тематическим сюжетным картинкам. Беседа при анализе произведений.

2. По результатам диагностики педагога – психолога на основании методик : Т. Я. Кудрина «Социометрия». Теммп «Выбери нужное лицо». Методика «Сказка» Л. Дюсс.

Диагностика в сравнении на начало и конец года

Начало года

Конец года

Агрессивность

26% 29%

45% 37% 0%

63%

Соблюдение правил поведения

12% 50%

38% 42% 0%

58%

Конфликтность

9% 63%

29%

54% 0%

46%

Доброта

Милосердие

20% 39%

41% 47% 0%

63%

Коммуникативность

43% 16%

41% 62% 0%

48%

В группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу. Снизилась конфликтность на 20%, улучшились коммуникативные навыки на 13%. Дети научились выходить из той или иной ситуации, без конфликтов. Адекватно оценивать свои поступки и поступки других. Замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений. Договариваться, приходить к общему решению.

У детей тихих, сдержанных появились друзья, их стали принимать в общие и подгрупповые игры. Если на начало года детей (которые были в стороне) было 4, то к концу года не осталось ни одного ребенка.

Систематизирован и апробирован комплекс диагностических методик. Оформлен опыт работ по теме «Формирование основ детского этикета у детей дошкольного возраста». Разработаны рекомендации, консультации для педагогов и родителей по данной теме. В результате вовлечения в проект родители стали более активно принимать участие в жизни своих детей, с желанием принимали активное участие в совместных мероприятиях. Их активность по сравнению с началом года выросла на 37%.

Продукт проекта :

Альбом «Путешествие в страну Добра»

Развитие проекта :

1. Использовать опыт данного проекта в работе с другими детьми.

2. Поделиться опытом данного проекта с педагогами своего сада.

3. Поделиться опытом на городском открытом мероприятии для воспитателей города.

Литература

1. О. В. Корчинова «Детский этикет» Т. Ц. Сфера – 2002г. – 192с.

2. Е. А. Алябьева «Воспитание культуры поведения» Т. Ц. Сфера – 2009г. – 128с.

3. Ю. Б. Гипперейер «Общаться с ребенком. Как?» Черо – 2003г. – 240с.

4. Р. А. Жукова «Игра как средство социально-эмоционального развития» ИТД Корифей – 2006г. 112с.

5. С. В. Коноваленко «Коммуникативные способности детей дошкольного возраста» Гном - 2004г. – 48с.

6. Н. В. Клюев «Общение и дети» Академия холдинг - 2000 г. – 116с.

7. А. В. Можейко «Развитие познавательной эмоциональной сфер дошкольников» Т. Ц. Сфера – 2009г. – 128с.

8. Л. С. Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников» Центр педагогического образования – 2007 – 112с.

9. Т. Д. Искрянникова «Формирование гуманных взаимоотношений» ИТД Корифей – 2008 – 128с.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 мая 2013 в 13:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Владимировна Нарышева (УИ 99726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД