Ольга Анучкина
Формирование педагогической культуры родителей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Анучкина О. А., воспитатель
МБДОУ ЦРР № 462 г. о. Самара
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где формируется их педагогическая культура.
Среди различных социальных институтов решающее влияние на становление человека оказывает семья: здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и материальным ценностям. Важнейшим среди них является педагогическая культура родителей. В педагогической культуре родителей воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество, положительно влияя на уклад семейной жизни, служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нестандартных ситуациях.
Публикация «Формирование педагогической культуры родителей дошкольников» размещена в разделах
Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы: непонимание родителями самоценности периода детства; неумение родителей рефлексировать собственную педагогическую деятельность; выявление и корректировка причины педагогических ошибок; недостаточность информации у родителей о деятельности детей в детском саду [7].
Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [8].
В педагогическом словаре педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущим поколением и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура родителей – это достаточная подготовленность родителей, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.
Повышение педагогической культуры родителей включает в себя необходимые знания о развитии, воспитании, обучении детей и практические умения в воспитании, организации жизни и деятельности детей в семье.
Структура педагогической культуры родителей интегрирует в себе три компонента: когнитивный (знания, умения, навыки, операциональный (способы деятельности по воспитанию детей) и аксиологический (наличие определенных ценностей).
В предлагаемой системе формирования педагогической культуры родителей дошкольников присутствует оптимальное соотношение форм работы и содержания соответствующее рассматриваемой проблеме.
Ее цель -формирование педагогической культуры родителей дошкольников.
Деятельность воспитателя по формированию педагогической культуры родителей строится на принципах: использование навыков положительного общения; представление членам семей возможности делать выбор и принимать решения; определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи; уважение разнообразия и уникальности семей; создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей (описаны в теоретической модели).
Система предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех участников социально – педагогической деятельности : родителей, дошкольников, воспитателя, социального педагога и психолога на протяжении всего времени работы и состоит из трех блоков. Первый блок – когнитивный, направлен на передачу педагогических знаний. Второй блок – операциональный. Он предполагает передачу способов осуществления воспитательской деятельности. Третий блок – аксиологический. Он предполагает формирование ценностей.
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды др.
В качестве предполагаемого результата рассматривается повышение уровня педагогической культуры родителей : продуктивный характер воспитания; наличие гуманистических ценностей; культуры общения с ребёнком и постоянного желания саморазвития, совершенствования и самореализации родителей.
При формировании когнитивного блока педагогической культуры происходит передача родителям дошкольников педагогом знаний, умений, навыков; усвоение родителями основ психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях детей, научных принципах семейного воспитания. Средствами социально-педагогической деятельности, выступают цикл лекций; консультации «Отвечаем на вопросы», «Каким мы хотим видеть своего ребенка»; педагогическую пропаганду «Уголок для родителей», конференции для мам и пап.
Первый (когнитивный) блок системы включает цикл лекционных занятий для родителей по следующим темам : «Физиологические особенности дошкольного возраста», на которой социальный педагог сообщает родителям важную информацию о физиологии детей. Родителям необходимо знать физиологические особенности своего ребенка и учитывать их при воспитании. «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Семья – здоровый образ жизни», «Во что играют наши дети?», Цель лекций: ознакомить родителей с физиологическими особенностями детей дошкольного возраста, особенностями нравственного воспитания и здорового образа жизни детей дошкольного возраста в семье, ведущей деятельностью детей.
Содержание этих мероприятий позволяли решить проектную задачу – повышение уровня психолого-педагогической культуры, в нашем понимании, в значительной степени облегчает взаимодействие с семьей и помогает увлечь родителей и сделать их активными участниками педагогического процесса.
Первый блок включает консультации по темам: «Отвечаем на вопросы», «Каким мы хотим видеть своего ребёнка», цель консультаций - уточнить и обобщить знания родителей по проблеме воспитания ребёнка и детско-родительских отношений; познакомить родителей с опытом социально-нравственного воспитания, с методами поощрения и наказания, направленными на коррекцию нежелательного поведения ребёнка.
В качестве педагогической пропаганды нами был создан наглядно-демонстрационный стенд под названием «Уголок для родителей». Там были размещены советы и рекомендации для родителей по вопросам воспитания детей, давались рекомендации по реагированию на те или иные слова и поступки ребенка.
Также в первый блок системы были включены родительские конференции для мам и пап. Цель конференций: дать возможность родителям накопить профессиональные знания в области воспитания детей, смоделировать жизненные ситуации, проигрывая их.
Конференция для мам «Поговорим о маме». Содержание конференции для мам включает: диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений; обыгрывание ситуаций – конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.
Конференция для пап «Самый дорогой мой человек». Содержание. Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего - социального педагога для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детского сада о папах ( дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам). Выслушиваются мнения психолога, логопеда, воспитателя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Предлагается практическое задание: за три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.
При формировании операционального блока педагогической культуры осуществлялась передача родителям дошкольников способов осуществления воспитательской деятельности. Второй блок включает комплекс таких мероприятий как: упражнения «Идеальный родитель», «Ладошки»; ролевую игру «Защищаем права ребенка в детском саду»; устный журнал «Роль отца и матери в воспитании ребенка»; тренинг «Учимся понимать друг друга».
При формировании аксиологического блока педагогической культуры происходит формирование у родителей гуманистических ценностей. Присвоение ценностей происходит при демонстрации педагогами образцов отношений с детьми в ходе социально организованных мероприятий. Включает следующие мероприятия: лекцию «Ценностные ориентации»; встречу за круглым столом «Искусство хвалить»; познавательную беседу «Кто мы? Какие мы – родители?»; педагогические ситуации.
Итак, хотелось бы подчеркнуть, что разработанные педагогические условия и система педагогической деятельности формирования педагогической культуры родителей дошкольников являются достаточно эффективными.
Список использованных источников
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. - №4. - С. 10–17.
2. Башлакова А. Сотрудничество детского сада и семей в условиях открытой образовательной системы: методические рекомендации / Л. А. Башлакова, Л. Н. Ласлинская, С. А. Брыскина. – Мн., 2001.
3. Буцева К. Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей // Дополнительное образование и воспитание. 2007. - №2. – С. 28 – 30.
4. Видт И. Е., Педагогическая культура : становление, содержание и смыслы Текст. /И. Е. Видт //Педагогика. 2002. - №3. – С. 3-7.
6. Волхина О. И. Аксиологическая концепция семьи. //Мир образования – образование в мире. 2001.- №4. – С. 70-73
7. Гребенников И. В., Основы семейной жизни. – М., 1991.
8. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. – М. : Просвещение, 1979.