Лучший педагог года

Формирование педагогической культуры родителей дошкольников

Ольга Анучкина
Формирование педагогической культуры родителей дошкольников

Анучкина О. А., воспитатель

МБДОУ ЦРР № 462 г. о. Самара

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где формируется их педагогическая культура.

Среди различных социальных институтов решающее влияние на становление человека оказывает семья: здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и материальным ценностям. Важнейшим среди них является педагогическая культура родителей. В педагогической культуре родителей воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество, положительно влияя на уклад семейной жизни, служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нестандартных ситуациях.

Публикация «Формирование педагогической культуры родителей дошкольников» размещена в разделах

Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы: непонимание родителями самоценности периода детства; неумение родителей рефлексировать собственную педагогическую деятельность; выявление и корректировка причины педагогических ошибок; недостаточность информации у родителей о деятельности детей в детском саду [7].

Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [8].

В педагогическом словаре педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущим поколением и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей – это достаточная подготовленность родителей, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.

Повышение педагогической культуры родителей включает в себя необходимые знания о развитии, воспитании, обучении детей и практические умения в воспитании, организации жизни и деятельности детей в семье.

Структура педагогической культуры родителей интегрирует в себе три компонента: когнитивный (знания, умения, навыки, операциональный (способы деятельности по воспитанию детей) и аксиологический (наличие определенных ценностей).

В предлагаемой системе формирования педагогической культуры родителей дошкольников присутствует оптимальное соотношение форм работы и содержания соответствующее рассматриваемой проблеме.

Ее цель -формирование педагогической культуры родителей дошкольников.

Деятельность воспитателя по формированию педагогической культуры родителей строится на принципах: использование навыков положительного общения; представление членам семей возможности делать выбор и принимать решения; определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи; уважение разнообразия и уникальности семей; создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей (описаны в теоретической модели).

Система предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех участников социально – педагогической деятельностиродителей, дошкольников, воспитателя, социального педагога и психолога на протяжении всего времени работы и состоит из трех блоков. Первый блок – когнитивный, направлен на передачу педагогических знаний. Второй блок – операциональный. Он предполагает передачу способов осуществления воспитательской деятельности. Третий блок – аксиологический. Он предполагает формирование ценностей.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды др.

В качестве предполагаемого результата рассматривается повышение уровня педагогической культуры родителей : продуктивный характер воспитания; наличие гуманистических ценностей; культуры общения с ребёнком и постоянного желания саморазвития, совершенствования и самореализации родителей.

При формировании когнитивного блока педагогической культуры происходит передача родителям дошкольников педагогом знаний, умений, навыков; усвоение родителями основ психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях детей, научных принципах семейного воспитания. Средствами социально-педагогической деятельности, выступают цикл лекций; консультации «Отвечаем на вопросы», «Каким мы хотим видеть своего ребенка»; педагогическую пропаганду «Уголок для родителей», конференции для мам и пап.

Первый (когнитивный) блок системы включает цикл лекционных занятий для родителей по следующим темам : «Физиологические особенности дошкольного возраста», на которой социальный педагог сообщает родителям важную информацию о физиологии детей. Родителям необходимо знать физиологические особенности своего ребенка и учитывать их при воспитании. «Нравственные отношения в семье и в детском саду»«Семья – здоровый образ жизни», «Во что играют наши дети?», Цель лекций: ознакомить родителей с физиологическими особенностями детей дошкольного возраста, особенностями нравственного воспитания и здорового образа жизни детей дошкольного возраста в семье, ведущей деятельностью детей.

Содержание этих мероприятий позволяли решить проектную задачу – повышение уровня психолого-педагогической культуры, в нашем понимании, в значительной степени облегчает взаимодействие с семьей и помогает увлечь родителей и сделать их активными участниками педагогического процесса.

Первый блок включает консультации по темам: «Отвечаем на вопросы», «Каким мы хотим видеть своего ребёнка», цель консультаций - уточнить и обобщить знания родителей по проблеме воспитания ребёнка и детско-родительских отношений; познакомить родителей с опытом социально-нравственного воспитания, с методами поощрения и наказания, направленными на коррекцию нежелательного поведения ребёнка.

В качестве педагогической пропаганды нами был создан наглядно-демонстрационный стенд под названием «Уголок для родителей». Там были размещены советы и рекомендации для родителей по вопросам воспитания детей, давались рекомендации по реагированию на те или иные слова и поступки ребенка.

Также в первый блок системы были включены родительские конференции для мам и пап. Цель конференций: дать возможность родителям накопить профессиональные знания в области воспитания детей, смоделировать жизненные ситуации, проигрывая их.  

Конференция для мам «Поговорим о маме». Содержание конференции для мам включает: диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений; обыгрывание ситуаций – конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Конференция для пап «Самый дорогой мой человек». Содержание. Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего - социального педагога для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детского сада о папах ( дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам). Выслушиваются мнения психолога, логопеда, воспитателя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Предлагается практическое задание: за три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

При формировании операционального блока педагогической культуры осуществлялась передача родителям дошкольников способов осуществления воспитательской деятельности. Второй блок включает комплекс таких мероприятий как: упражнения «Идеальный родитель», «Ладошки»; ролевую игру «Защищаем права ребенка в детском саду»; устный журнал «Роль отца и матери в воспитании ребенка»; тренинг «Учимся понимать друг друга».

При формировании аксиологического блока педагогической культуры происходит формирование у родителей гуманистических ценностей. Присвоение ценностей происходит при демонстрации педагогами образцов отношений с детьми в ходе социально организованных мероприятий. Включает следующие мероприятия: лекцию «Ценностные ориентации»; встречу за круглым столом «Искусство хвалить»; познавательную беседу «Кто мы? Какие мы – родители; педагогические ситуации.

Итак, хотелось бы подчеркнуть, что разработанные педагогические условия и система педагогической деятельности формирования педагогической культуры родителей дошкольников являются достаточно эффективными.

Список использованных источников

1. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. - №4. - С. 10–17.

2. Башлакова А. Сотрудничество детского сада  и  семей  в  условиях  открытой образовательной системы: методические рекомендации / Л. А. Башлакова, Л. Н. Ласлинская, С. А. Брыскина. – Мн., 2001.

3. Буцева К. Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей // Дополнительное образование и воспитание. 2007. - №2. – С. 28 – 30.

4. Видт И. Е., Педагогическая культура : становление, содержание и смыслы Текст. /И. Е. Видт //Педагогика. 2002. - №3. – С. 3-7.

6. Волхина О. И. Аксиологическая концепция семьи. //Мир образования – образование в мире. 2001.- №4. – С. 70-73

7. Гребенников И. В., Основы семейной жизни. – М., 1991.

8. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. – М. : Просвещение, 1979.

Публикации по теме:

«Знакомство с правилами дорожного движения»«Знакомство с правилами дорожного движения» МОДЕЛЬ И СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. СОСТАВИТЕЛЬ.

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Гость группы»Нетрадиционные формы работы с родителями: «Гость группы» Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование педагогической культуры родителей дошкольников
Опубликовано: 16 января 2014 в 23:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД