МААМ-картинки

Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения

Становова Анна Юрьевна
Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в воспитании, потому что именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности ребёнка. В этот период в общении ребёнка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его личности.

В современной психологии есть множество подходов к определению межличностных отношений детей дошкольного возраста. Самым распространенным считается социометрический подход. Он подразумевает рассмотрение межличностных отношений в группе сверстников как избирательные предпочтения детей.

Публикация «Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения» размещена в разделах

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

В период дошкольного возраста ребенок вступает в контакты разного рода со взрослыми и другими детьми. Межличностные отношения дошкольников являют собой очень сложное социально-психологическое явление и подчинены определенным закономерностям. Первой закономерностью является обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которое возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая закономерность межличностных отношений в группе дошкольников – это их зависимость от совместной деятельности. Третья особенность – их уровневая природа.

Выделяются три формы общения детей друг с другом на протяжении дошкольного возраста: эмоционально-практическая (2-4-й годы жизни ребенка, ситуативно-деловая (4-6 лет, внеситуативно-деловая (6-7 лет). Согласно концепции М. И. Лисиной, на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся стадий. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности. Одним из существенных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека.

В группе ДОУ выделяют три вида межличностных отношений:

1) межличностные отношения, которые можно выявить, анализируя объективные связи детей, устанавливающиеся при взаимодействии в совместной деятельности и общении;

2) межличностные отношения, выявляемые при рассмотрении избирательных отношений, существующих в группе;

3) вид отношений, которые проявляются в системе существующих в группе взаимных оценок детьми друг друга.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самопознания, но и неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения у детей.

Согласно многочисленным исследованиям, проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр., так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Опытно-практическая работа проводилась с детьми старшей группы в МАДОУ Леонтьевский детский сад «Малинка».

Мы использовали социометрические методики «Три открытки» и «Капитан корабля».

Результаты первичной диагностики показали необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на предупреждения агрессивного поведения у детей. Нами был сформирован комплекс игр и упражнений по профилактике агрессивного поведения среди старших дошкольников «Давайте дружить!». Основной целью проводимых мероприятий являлось формирование у детей навыков межличностного взаимодействия со сверстниками; развитие эмпатии; раскрытие нравственного потенциала ребенка.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

- познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

- развивать эмоциональную произвольность;

- учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации);

- развивать у детей доброжелательность и коммуникативные навыки.

Программа включала в себя 8 занятий, которые проводились раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия проводились по подгруппам до 8-и человек. В содержании занятий были использованы игры, упражнения, разработанные Е. К Лютовой, Г. Б. Мониной, Н. Л. Кряжевой, также нами был использован опыт работы Ю. Е. Веприцкой. Каждое занятие включало в себя следующие элементы: ритуал приветствия, основное содержание и ритуал прощания.

Подводя итоги опытно-практической работы, можно сказать, что дети стали относиться друг к другу лучше, между ними реже возникали конфликты, дети научились договариваться, проявляя признание и уважение друг к другу. Ребята склонные к агрессии, научились контролировать себя, их принял коллектив.

Таким образом, опытно-практическая работа показала, что специально организованная совместная игровая деятельность старших дошкольников положительным образом повлияет на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них.

Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений. У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр., так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются и т. п.).

Отношения детей с другими людьми возникают и наиболее интенсивно развиваются в период дошкольного возраста. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, насколько удачно сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Публикации по теме:

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста" Подготовила Соловьева Ирина Витальевна - воспитатель.

«Семейная мягкая школа» как средство приобщения к ЗОЖ и формирования положительных взаимоотношений в семье Когда у вас проблемы, обнимите своего ребенка. Тогда вы поймете, если он рядом, жив и здоров, у вас нет проблем. Все остальное просто мелочи.

Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников Одной из самых насущных проблем на сегодняшний день является проблема агрессивного поведения у детей. Часто педагоги оказываются бессильными.

Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам.

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения.

Памятка для родителей по проблеме агрессивного поведения дошкольника Памятка для родителей по проблеме агрессивного поведения дошкольника Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное.

Программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 303» Программа по профилактике и преодолению агрессивного.

Проктивная методика диагностики агрессивного поведения Описание методики «Hand-test» - проективная методика для полноценного изучения личности. Этот тест изначально опубликован в 1962 году. Задумка.

Практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов» 1. Вводная часть. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на нашей встрече, которая пройдет в форме семинара-практикума.

Стили взаимоотношений между воспитателями и их воспитанниками Автор статьи воспитатель МБДОУ № 11 в г. Сосновый Бор: Дружинина Ангелина Романовна Уважаемые педагоги, а задумывались ли вы когда-нибудь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 20:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения» (включая файлы) размещена пользователем Становова Анна Юрьевна (УИ 234505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД