МААМ-картинки

Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения

Становова Анна Юрьевна
Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения

Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в воспитании, потому что именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности ребёнка. В этот период в общении ребёнка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его личности.

В современной психологии есть множество подходов к определению межличностных отношений детей дошкольного возраста. Самым распространенным считается социометрический подход. Он подразумевает рассмотрение межличностных отношений в группе сверстников как избирательные предпочтения детей.

Публикация «Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения» размещена в разделах

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

В период дошкольного возраста ребенок вступает в контакты разного рода со взрослыми и другими детьми. Межличностные отношения дошкольников являют собой очень сложное социально-психологическое явление и подчинены определенным закономерностям. Первой закономерностью является обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которое возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая закономерность межличностных отношений в группе дошкольников – это их зависимость от совместной деятельности. Третья особенность – их уровневая природа.

Выделяются три формы общения детей друг с другом на протяжении дошкольного возраста: эмоционально-практическая (2-4-й годы жизни ребенка, ситуативно-деловая (4-6 лет, внеситуативно-деловая (6-7 лет). Согласно концепции М. И. Лисиной, на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся стадий. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности. Одним из существенных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека.

В группе ДОУ выделяют три вида межличностных отношений:

1) межличностные отношения, которые можно выявить, анализируя объективные связи детей, устанавливающиеся при взаимодействии в совместной деятельности и общении;

2) межличностные отношения, выявляемые при рассмотрении избирательных отношений, существующих в группе;

3) вид отношений, которые проявляются в системе существующих в группе взаимных оценок детьми друг друга.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самопознания, но и неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения у детей.

Согласно многочисленным исследованиям, проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр., так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Опытно-практическая работа проводилась с детьми старшей группы в МАДОУ Леонтьевский детский сад «Малинка».

Мы использовали социометрические методики «Три открытки» и «Капитан корабля».

Результаты первичной диагностики показали необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на предупреждения агрессивного поведения у детей. Нами был сформирован комплекс игр и упражнений по профилактике агрессивного поведения среди старших дошкольников «Давайте дружить!». Основной целью проводимых мероприятий являлось формирование у детей навыков межличностного взаимодействия со сверстниками; развитие эмпатии; раскрытие нравственного потенциала ребенка.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

- познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

- развивать эмоциональную произвольность;

- учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации);

- развивать у детей доброжелательность и коммуникативные навыки.

Программа включала в себя 8 занятий, которые проводились раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия проводились по подгруппам до 8-и человек. В содержании занятий были использованы игры, упражнения, разработанные Е. К Лютовой, Г. Б. Мониной, Н. Л. Кряжевой, также нами был использован опыт работы Ю. Е. Веприцкой. Каждое занятие включало в себя следующие элементы: ритуал приветствия, основное содержание и ритуал прощания.

Подводя итоги опытно-практической работы, можно сказать, что дети стали относиться друг к другу лучше, между ними реже возникали конфликты, дети научились договариваться, проявляя признание и уважение друг к другу. Ребята склонные к агрессии, научились контролировать себя, их принял коллектив.

Таким образом, опытно-практическая работа показала, что специально организованная совместная игровая деятельность старших дошкольников положительным образом повлияет на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них.

Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений. У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр., так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются и т. п.).

Отношения детей с другими людьми возникают и наиболее интенсивно развиваются в период дошкольного возраста. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, насколько удачно сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Публикации по теме:

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста" Подготовила Соловьева Ирина Витальевна - воспитатель.

«Семейная мягкая школа» как средство приобщения к ЗОЖ и формирования положительных взаимоотношений в семье Когда у вас проблемы, обнимите своего ребенка. Тогда вы поймете, если он рядом, жив и здоров, у вас нет проблем. Все остальное просто мелочи.

Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников Одной из самых насущных проблем на сегодняшний день является проблема агрессивного поведения у детей. Часто педагоги оказываются бессильными.

Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам.

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения.

Памятка для родителей по проблеме агрессивного поведения дошкольника Памятка для родителей по проблеме агрессивного поведения дошкольника Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное.

Программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 303» Программа по профилактике и преодолению агрессивного.

Проктивная методика диагностики агрессивного поведения Описание методики «Hand-test» - проективная методика для полноценного изучения личности. Этот тест изначально опубликован в 1962 году. Задумка.

Практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов» 1. Вводная часть. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на нашей встрече, которая пройдет в форме семинара-практикума.

Стили взаимоотношений между воспитателями и их воспитанниками Автор статьи воспитатель МБДОУ № 11 в г. Сосновый Бор: Дружинина Ангелина Романовна Уважаемые педагоги, а задумывались ли вы когда-нибудь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 20:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД