Галина Афанасьева
Формирование положительных взаимоотношений у детей раннего возраста в самостоятельной игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Успех в решении данной проблемы напрямую зависит от заинтересованного, активного и компетентного участия родителей. Возможность такого сотрудничества появляется только тогда, когда родители чувствуют себя равноправными участниками воспитательного процесса.
Доверие родителей зависит от заинтересованного нашего отношения, то есть, когда они могут наблюдать стремление воспитателя детально вникнуть во все особенности развития их ребенка.
Публикация «Формирование положительных взаимоотношений у детей раннего возраста в самостоятельной игровой деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Поэтому, в беседах с ними поняла, что большинство отцов и матерей убеждены: поскольку игра - это самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в нее вмешиваться.
ребенок должен играть сам. Главным средством развития игры многие считают приобретение игрушек. Приведу примеры высказываний родителей:
папа Полины: «В руководстве игрой Полина не нуждается. Она сама нас вовлекает в игру. Мы у нее в подчинении».
папа Ромы: «Руководить игрой? Ребенок должен играть сам!»
мама Данила: «Обычно мы не вмешиваемся в игры, дети играют самостоятельно».
Родители не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов
семьи, расширяет круг их интересов, дает возможность взрослым, наблюдая за ростом и развитием ребенка, глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.
А вот высказывания родителей систематически играющих с детьми:
папа Саши : «Игра с сыном дает мне ощущение радости».
папа Сережи: «Играя с сыном, открываю в нем новые удивительные черты характера, которые в повседневной суете не замечаешь».
мама Светы Селютиной отмечает: «Узнаю себя в играх дочери.
Знаю, на какую тему буду играть с ней в следующий раз».
Из бесед с родителями, пришла к выводу, что родителям необходимо рассказывать о значении детских игр, их видах, о подборе игрушек, познакомить с некоторыми методами руководства разными играми, Купив малышу новую игрушку, надо показать, как с ней играть и где её хранить, потому что для игры должно быть отведено специальное место.
В своей работе использую традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Это родительские собрания в форме Конференций, Устного журнала, Круглого стола с целью установления доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
Широко использую фотовыставки по различным темам, провожу семинары- практикумы.
В нашем учреждении прижилась такая форма общения, как: «Открытый микрофон». На этих встречах даем небольшие консультации и просим родителей поделиться опытом семейного воспитания на темы:
- «Как мы провели выходной день»;
- «Игра в жизни вашего ребенка»;
- «Полезные привычки» и другие.
Провели акцию «Игрушка для нас» с целью пополнения предметно-развивающей среды игрушками для детей раннего возраста. Многие родители с удовольствием приняли участие в акции, пополнив среду мягкими, техническими (разные виды транспорта) и другими игрушками отвечающие современным требованиям.
Наиболее интересной оказалась такая форма взаимодействия, как наблюдения родителей за играми детей в группе. Цель - научить родителей руководить сюжетной игрой ребенка, исходя из полученных сведений о его деятельности в группе, сравнений его поведения в игре с поведением сверстников.
Перед приходом в группу дала совет мамам и папам на что следует обратить внимание во время наблюдений за детьми. Прежде всего, отметить, во что играет ребенок, как он умеет договариваться со сверстниками, какие отношения складываются с партнерами по игре. Если ребенок не играет, надо постараться понять, почему; сравнить его игры в детском саду и семье. Обратить внимание родителей на мои действия с детьми в игре и сопоставить со своими попытками руководить игрой ребенка дома. После наблюдения провожу собеседование с родителями по примерным вопросам:
- В какие игры играют дети?
- Обратили ли вы внимание на то, что говорит воспитатель детям в начале, в ходе и в конце игры?
- Как педагог обучает детей игровым действиям (показывает как играть; предлагает игрушку, советует, как с ней играть; предлагает роль партнера-ребенка или тему игры) и воспитывает добрые чувства между детьми?
- Владеет ли Ваш ребенок умением играть один? Стремится ли он играть с товарищем? Насколько удается ему общение с другим ребенком? Как он завязывает отношения с ним?
- Почему ваш ребенок не умеет играть, бросает игрушки, мешает детям, ссорится с ними?
- Сравните действия воспитателя по руководству играми детей со своим влиянием на игры малыша дома.
- Принимаете ли Вы участие в играх детей дома? Что вызывает трудности? Какие методы руководства игрой, увиденные вами в детском саду, можно перенести в семью?
Такая работа помогает взрослым понять важность игры в развитии ребенка, глубже осознать свою роль как семейного педагога.
Таким образом, на данном этапе помощь родителям в процессе специально организованных занятий, на которых они присутствуют, является одной из наиболее значимых, определяющих эффективность всей работы в данном направлении.
Помимо обучения постоянно обсуждаю и анализирую совместно с родителями динамику развития ребенка в игровой деятельности.
С целью формирования родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком используем проект «Приемная». Особенно привлекают родителей такие разделы как:
• «Чему я научился», где мы знакомим родителей с достижениями детей (материал сменяется еженедельно);
• «Мир глазами детей» - выставки работ детей по изодеятельности;
• выпускается газета для родителей «Кроха», которая преследует цель психолого-педагогического просвещения родителей;
• большим успехом пользуется газета от родителей «Семейный лад», в которой представлен лучший семейный опыт;
• раздел «Справочное бюро доктора Айболита». Родители получают квалифицированную консультативную помощь от медицинских работников («Глисты», «Чесотка», «Лекарство от феи», «Грипп в большом городе», «Мама - доктор», «Клещевой энцефалит» и другие);
• «Вы спрашиваете - мы отвечаем», ведем переписку с родителями по их запросам;
• «Альбом - эстафета» - описание опыта семейного воспитания детей в игре и многие другие формы.
• Благодаря тесному сотрудничеству с родителями получили результаты:
- повысилась педагогическая компетенция родителей;
- родители стали играть с детьми дома;
- в домашних условиях создали игровые уголки или выделили место для них.
Многие родители отмечают, что у малышей появился интерес к игрушкам, они
стали не просто перекладывать их с места на место, как это было раньше, а увлеченно играют. Воспроизводят ряд последовательных действий с куклой и другими игрушками. Строят сюжетные постройки и играют с ними. Чаще используют предметы заместители в своих играх. В речи пользуются многословными предложениями.
Отрадно видеть, что мы помогли родителям осознанно участвовать в совместной игре со своим ребенком и занимать активную позицию в плане развития и воспитания малышей.