Приложение МААМ

Формирование познавательного интереса у старших дошкольников в процессе работы с бросовым и природным материалом

Юлия Новаева
Формирование познавательного интереса у старших дошкольников в процессе работы с бросовым и природным материалом
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастающее на современном этапе внимание к интенсивному

пробуждению и формированию познавательного интереса у детей в

дошкольном возрасте заставляет говорить об особой актуальности

обозначенной проблемы. Чем более открытым становиться общество в

результате его социально-экономического преобразования, тем заметнее

растет спрос на результативные методы его формирования у дошкольников.

Познавательный интерес заставляет детей активно стремиться к

познанию, искать разные способы и средства удовлетворения «жажды

Публикация «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников в процессе работы с бросовым и природным материалом» размещена в разделах

знаний», развивает их творческую активность. Задача взрослого – помочь

неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые

необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям,

многообразию. Процесс познания основывается на любознательности и

пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях

новизны и необычности поля деятельности дошкольников.

Именно дошкольный возраст является периодом наиболее

интенсивного развития познавательной активности. К старшему

дошкольному возрасту ребенок освобождается от давления воспринимаемой

ситуации и начинает думать о том, что не находиться у него перед глазами.

Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя

окружающий мир, установить в нем какие-то связи, закономерности. Этот

возрастной период наиболее важен для развития познавательной

потребности, которая находит выражение в форме поисковой,

исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового.

Многочисленные исследования педагогов и психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. К. Дусавицкий, Т. С. Комарова,

А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др.) показывают, что при наличии

интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста

протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются,

познание становится увлекательной деятельностью. Развитие

познавательного интереса гармонично включено в задачу умственного

воспитания детей дошкольного возраста.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое

формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с

окружающим миром и не является изначально присущим человеку от

рождения. Познавательный интерес являет собой избирательную

направленность человека на познание предметов, явлений, событий

окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность

человека и его познавательные возможности. Развитие

познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления,

закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать

педагогу в работе с дошкольниками.

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии

Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. А. Венгер, Е. А. Панько

и в педагогической литературе Н. Р. Морозова, А. И. Савенков,

Г. И. Щукина и многие другие.

Ребёнок воспринимает окружающий его мир наиболее полно, ярко и

адекватно благодаря разнообразным ощущениям, которые он испытывает,

непосредственно соприкасаясь с разнообразными предметами и

материалами. Эффективным средством формирования познавательного

интереса в дошкольном возрасте является работа с бросовым и природным

материалом. В процессе такой работы дети приобретают не только трудовые

умения и навыки, но развивают творческое воображение, конструктивное

мышление, осваивают способы работы с различными инструментами,

подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент

работают.

Вопрос формирования познавательного интереса старших

дошкольников достаточно широко раскрыт в трудах психологов и педагогов,

однако на современном этапе обозначенная проблема стоит достаточно

остро, поскольку идея развития интереса становится ведущей на этапе

последующего школьного обучения.

Проанализированные теоретические исследования о формировании

познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста позволяют

говорить об особой актуальности обозначенной проблемы и на современном

этапе развития общества.

Познавательный интерес, активизируя все психические процессы

человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к

постоянному поиску преобразования действительности посредством

деятельности. Процесс познания основывается на любознательности и

пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях

новизны и необычности поля деятельности дошкольников.

Именно дошкольный возраст является периодом наиболее

интенсивного развития познавательной активности. К старшему

дошкольному возрасту ребенок освобождается от давления воспринимаемой

ситуации и начинает думать о том, что не находиться у него перед глазами.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их

приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным

фактором воспитания личности, что особенно важно при подготовке к школе.

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес

выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего

ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному

протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования

готовности личности к непрерывному образованию.

Эффективным средством формирования познавательного интереса в

дошкольном возрасте является работа с бросовым и природным материалом.

В процессе такой работы дети приобретают не только трудовые умения и

навыки, но развивают творческое воображение, конструктивное мышление,

осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими64

именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. В процессе

работы с бросовым и природным материалом дети не боятся испортить

дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать

различные техники и приемы обработки материала. Сам материал

подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи.

Опытно-экспериментальная работа, ориентированная на формирование

познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

подтвердила положение о значительных возможностях использования

бросового и природного материалов как средств развития их познавательной

активности и любознательности.

Специально созданные педагогические условия (систематическое

включение в непосредственно-образовательную деятельность с

дошкольниками по освоению образовательных областей «Познание»,

«Социализация», «Труд», «Художественное творчество» работу с бросовым

и природным материалом; разнообразить перечень бросового и природного

материалов; организация и проведение консультаций с родителями по

вопросам технологии изготовления поделок из бросового и природного

материалов в условиях семейного воспитания; организация выставок

творческих работ детей из бросового и природного материалов;

осуществление знакомства дошкольников с выразительными возможностями

преобразования природных материалов; создание в группе мини-мастерской,

способствующей развитию познавательного интереса детей старшего

дошкольного возраста) способствуют возникновению и развитию

познавательного интереса, что обеспечивает успешность дальнейшего

обучения в школе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательного интереса у старших дошкольников в процессе работы с бросовым и природным материалом
Опубликовано: 24 июня 2014 в 14:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников в процессе работы с бросовым и природным материалом» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Новаева (УИ 100920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД