МААМ-картинки

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края

Ирина Волынская
Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края

Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Задача взрослых: и родителей, и воспитателей сформировать у дошкольников познавательный интерес к родному краю, позитивное отношение к настоящему, прошлому, желание как можно больше узнать о флоре, фауне нашего региона, сформировать у детей интерес, желание охранять и беречь родную природу, а также воспитывать уважительное отношение к людям, живущим в Калининградской области.

Публикация «Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края» размещена в разделах

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Развитие у дошкольников экологического сознания

2. Воспитание интереса к познанию родного края

3. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта – отношения с природой

4. Развитие экологической культуры, желание беречь природу своего региона

5. Влияние человека и предприятий города на жизнь растений и животных

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности.

Особое место в работе отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группу приобретена карта Калининградской области с обозначениями городов и различных мест обитания животных. Она помогает наглядно ориентироваться и запоминать фауну региона. Есть книги о Калининградской области. Фотоматериалы, альбомы, посвященные природе края, папки на тему: «Деревья», «Кустарники», «Животные», «Птицы», «Грибы», «Как вести себя в природе» и т. д. – все это ведет к установлению взаимосвязи и взаимозависимости в растительном и животном мире, а также желание познавать, беречь, охранять и сохранять природу.

Какие же наиболее продуктивные методы по формированию познавательного интереса у детей к родному краю? В первую очередь, конечно же, обучающие занятия. Разработали серию конспектов и проводятся занятия о флоре и фауне региона, которые позволяют развить познавательный интерес и активность.

В формировании познавательного интереса к родному краю имеют огромное влияние краеведческие и экологические экскурсии, поездки с экскурсией в ботанический сад, где дети видят красоту природы, знакомятся с животными, птицами, воспитывается бережное отношение к природе.

Особое внимание уделяю природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с флорой и фауной региона, редко встречающимися в нашем регионе.

На экскурсиях в парк, к близлежащему водоему знакомлю детей с природой, животными, птицами, водоплавающими, одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. При проведении экскурсий дети не только любуются красотой природы, но и вспоминают, и закрепляют как вести себя в природе, но и при наблюдении делают вывод, как выбросы засоряют воду, почву.

Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать в работе опыты-эксперименты. В группе организован кружок «Знайки», где при помощи опытов-экспериментов раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах, объектах природы (свойствах растений, сезонных изменениях).

Таким образом, опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.

Использую художественную литературу о природе, а также произведения о растительном и животном мире.

Дети совместно с родителями с удовольствием участвовали в акциях «Смастери кормушку», «Покорми птиц».

Ежегодно осенью в группе проходит конкурс-выставка поделок из природного материала, выполненная совместно с родителями и детьми под названием «Осенние фантазии», фотографии творческих работ собраны в фотоальбом.

Традиционно использую в своей работе наглядную информацию : консультации, папки-передвижки. Также провожу беседы с родителями, определяющие отношение родителей к формированию познавательного интереса к природе дошкольников. Большинство родителей (100%) выразили желание, чтобы дети получили знания о родном крае.

Считаю, что работа по формированию познавательного интереса к родному краю, природе, охране, умение беречь ее – самая ценная черта, которую надо воспитывать в сердцах и душах дошкольников, т. к. это рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, в конечном счете любви к Отечеству. Если мы уже в дошкольном возрасте начнем заниматься краеведением, то вырастим детей, любящих свою Родину, ее историю, думающих о нашей планете в целом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Земля!

В цветах, в траве или под снегом –

Ты дорога нам даже и в горсти.

Любому я скажу:

Будь человеком,

Куда б ни шел -

Земле не навреди!

О. Воронов

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Человек способен.

Формирование познавательной активности у детей 4–5 лет путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность Что я слышу – забываю Что я вижу - помню. Что я делаю – понимаю. (Конфуций). Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» Конспект подготовительная группа: «Пещеры и водоемы родного края» Цели: Развитие познавательного интереса и расширение представлений об.

Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» “Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края
Опубликовано: 28 января 2016 в 18:26
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД