МААМ-картинки

Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии

Ольга Тупикова
Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Довольно часто плохая осанка возникает из-за неправильного положения головы по отношению к позвоночнику. Дошкольники начинают с беззаботных поз во время игр. Это переходит в привычку, особенно когда ребёнок начинает играть за столом или как это довольно часто бывает сидя прямо на полу. Ребёнок почти всегда привыкает напрягать мышцы и горбиться, за чем следует медленное искривление позвоночника, которое увеличивается по мере взросления.

Публикация «Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии» размещена в разделах

Если не останавливаться сейчас на врождённых нарушениях центральной мышечной регуляции, которые всё больше специалистов начинают расценивать, как основополагающие, то в первую очередь стоит назвать факторы окружающей среды. Как правило, мы используем плохо спроектированное оборудование - стулья, освещение, рабочие места… Список возможных виновников бесконечен. Кое-что меняется, но в этой области всё ещё много можно и нужно сделать Неправильная осанка может привести к целому ряду заболеваний, о которых мы даже не подозреваем. Искривление позвоночника становится основной причиной возникновения проблем со здоровьем.

Позвоночник – это не просто стержень нашего организма. Вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений. Если положение позвоночника отличается от нормального, то на организм оказывается большее давление извне, и начинают возникать различные заболевания:

- Боли в спине

- Грудные боли

- Проблемы со зрением

- Головокружения

- Головные боли

- Ослабление иммунной системы организма

- Боли в суставах, мышцах, в области шеи

- Ожирение

- Респираторные заболевания

Проблема в том, что большинство думает, что эти заболевания есть следствие неправильного лечения. Причина их заболеваний - искривление позвоночника, и нужно приложить максимум усилий, чтобы исправить осанку и не усугублять состояние позвоночника.

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей.

В детском возрасте, когда организм еще только развивается, осанка может довольно легко изменяться под влиянием многих внешних факторов. Существует несколько причин, которые вызывают дефекты осанки:

• Неправильная поза при сидении (согнутая спина, опущенные плечи, ходьба с опущенной головой, чтение лежа на боку;

• Неправильно подобранная мебель (слишком высокие или слишком низкие стол и стул, излишне мягкая кровать, неудобная, стесняющая движения одежда;

• Постоянные однообразные движения — ношение сумки на одном и том же плече, отталкивание одной ногой при езде на самокате.

• Нарушения режима питания и сна, недостаток прогулок на свежем воздухе.

Любую проблему проще предупредить, чем впоследствии ее решать, поэтому исходя из причин ее возникновения, необходимо подобрать комплекс мер по предотвращению нарушений осанки.

Основным фактором, влияющим на формирование и сохранение правильной осанки, считается физическая культура, а начинать занятия необходимо еще с детсадовского возраста.

Что такое осанка?

Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обуславливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы.

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. (проф. В. П. Правосудов). Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); асимметричное положение плеч и др.

Осанка человека связана с положением позвоночного столба и определяется статическими условиями, которые у человека имеют значительные отличия от всех других биологических систем, в связи с его вертикальным положением. Известны различные типы осанки: первый, основной тип, второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина, третий тип осанки - круглая спина, четвертый тип осанки - сутулая спина.

Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Таким образом, целью нашей работы стало формирование навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.

Задачи работы:

• Теоретическое изучение специальной литературы и передового опыта по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.

• Обследование детей средней группы для выявления уровня сформированности правильной осанки.

• Подбор системы физических упражнений для профилактики неправильной осанки, опробация их на базе средней группы МДОУ №119

• Обеспечение взаимодействия воспитателей и специалистов МДОУ

Для того, чтобы изучить процесс формирования осанки у детей дошкольного возраста были обследованы дети средней группы

Для определения осанки у этих детей были применены рекомендации врача ЛФК. Ребенка без майки мы ставили спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем мы смотрели, на одном ли уровне расположены плечи, развернуты ли они или сведены; на равном ли расстоянии от позвоночника находятся лопатки; определяли, на одной ли горизонтальной линии расположены нижние углы лопаток. При осмотре сбоку определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника; не выступают ли лопатки; не выходит ли линия живота за линию грудной клетки.

В результате обследование выявило, что у всех детей данной группы осанка сформирована правильно, без нарушений и каких либо дефектов.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры

После обследования я поняла, что для формирования правильной осанки требуется повседневная профилактическая работа как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Прежде всего, поставила перед собой конкретную задачу — вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей.

Условия формирования правильной осанки

Для успешного формирования правильной осанки я бы выделила следующие средства и условия:

• Физкультурные занятия

• Принципы формирования осанки

• Богатая среда развития

• Взаимодействие с другими специалистами

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Поэтому я серьезно продумываю содержание всех частей физкультурных занятий. Упражнения группирую так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребенка, позволяли активизировать двигательную деятельность. Периодически вводную часть физкультурного занятия начинаю с контрольных упражнений у стены. Внимание детей при выполнении упражнений направляю на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.

Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект. Общеразвивающие упражнения планирую из разных исходных положений. Для воспитания хорошей осанки очень важна методика проведения основных движений. При обучении правильной ходьбе постоянно напоминаю детям о том, что спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята. Обращаю внимание на движение рук и постановку ног. Даю задания ходить как в одном определенном темпе, так и с изменениями темпа. Для выпрямления туловища использую ходьбу на носках с высоко поднятыми прямыми руками или с мешочком на голове и т. д.

При выполнении упражнений в метании учу детей совершать бросок энергичным, резким движением из правильного исходного положения. Только такое выполнение упражнений окажет необходимую нагрузку на мышцы плечевого пояса.

Упражнения в равновесии развивают у детей мышечное чувство, позволяющее определять правильное положение тела. Эти упражнения просты по технике выполнения, поэтому я их часто включаю в основную часть занятия как дополнительные. Например, дети выполняют поточно следующие основные движения: отбивают мяч правой и левой рукой, продвигаясь вперед; проползают по гимнастической скамейке на спине и животе, отталкиваясь руками, и влезают по гимнастической лестнице до верха, переходят с одного пролета на другой и спускаются вниз. После выполнения этих упражнений идут к гимнастической стенке по канату, удерживая мешочек на голове.

В конце каждого занятия я провожу упражнения на восстановление дыхания и логоритмические упражнения, которые очень нравятся детям.

Профилактические движения я включала в подвижные игры, старалась вводить какие либо новые сюжеты, например подвижная игра «Ловишка». Дополнением к этой игре стало следующее: возможность передохнуть, встав к стене осанки и приняв правильное положение на 5 секунд, по истечении 5 секунд ловишка мог его запятнать, если игрок не успеет убежать. Также водящий может запятнать игрока, если он неправильно стоит у стены осанки, тем самым старалась воспитывать чувство самоконтроля и контроля за товарищем. В подвижной игре «Самолеты» предлагала детям отвести руки и плечи назад так, чтобы были сведены лопатки, правильно держать голову (голова немного приподнята). Такое положение тела ребенок удерживает и в движении, т. е. в полете (иначе самолет считается неисправным и пилоту будет дана команда «на посадку»).

Таким образом, при подборе и использовании упражнений я учитывала уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

На занятиях по формированию правильной осанки я старалась соблюдать следующие принципы:

• Индивидуализации в методике и дозировке

• Системности и последовательности

• Нарастание физической нагрузки

• Разнообразия и новизны

• Цикличности

• Всестороннего воздействия

• Учета возрастных особенностей

Не менее важным условием, я считаю среду развития. С началом моей работы по формированию осанки, были изготовлены, а также приобретены материалы и атрибуты, как в физкультурном зале, так и группе: стена осанки, мешочки с песком, цветные ленточки, мячи различного диаметра, тоннель для подлезания, схемы правильного положения туловища человека в различных видах деятельности и т. д. Например, стена осанки была изготовлена как для мальчиков, так и для девочек, соответственной тематики. Все материалы и атрибуты имеют привлекательный и эстетический вид, что немаловажно для дошкольников. Дети с радостью пользуются ими.

Помня о том, что дошкольное детство – важный период в формировании правильной осанки, мы постоянно ведем работу по совершенствованию общего режима, закаливания, по улучшению питания, по воспитанию культуры движений. В дошкольном учреждении созданы хорошие условия для жизни детей и их воспитания. Мы постоянно следим за сменой деятельности детей, систематически проводим медицинские осмотры.

В нашем детском саду практикуется проведение проверки осанки детей в присутствии воспитателя, что дает возможность познакомиться с методикой обследования. Врач ЛФК, определяя состояние осанки каждого ребенка, говорит о выявленных дефектах и причинах их возникновения, дает воспитателям конкретные рекомендации по их устранению.

Родителям отдельно были даны рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать режим дня – подъем и укладывание спать в одно и то же время, обязательные прогулки на свежем воздухе, чередование подвижных игр и спокойной деятельности, обеспечить детям полноценное питание. Также родителям рекомендовано проконсультироваться с ортопедом.

Мы знаем, что всякая воспитательная работа будет иметь успех, если она проводится в тесном контакте с родителями. Поэтому все свои начинания осуществляла при их поддержке. После обследования врачом ЛФК осанки детей и уровня развития основных движений оформили папку-передвижку, в которой подробно изложили рекомендации по проведению утренней гимнастики дома, поместили несколько примерных комплексов физических упражнений. Родители прослушали лекцию на тему «Развитие движений у дошкольников и формирование правильной осанки», познакомились с результатами обследования. В саду установили постоянный день открытых дверей (последняя среда месяца, в который родители могут ознакомиться с постановкой воспитательной работы в группе, в том числе и с работой по физическому воспитанию.

Работу начала с организации в группе рационального двигательного режима: утренняя гимнастика, занятия, физкультминутки, прогулка, игры, гимнастика после сна.

В дополнение к проводимой работе по физической культуре прибавила физкультурные паузы, которые начали проводить на занятиях по 1-2 мин, а после занятий – релаксация, а после дневного сна, в сочетании с закаливающими процедурами, длительностью до 7-8 мин. Одновременно с воспитателем, начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола; правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги или чередуя опорную ногу. Учила детей принимать правильное положение тела и по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу, видеть и исправлять неправильное положение тела товарища, приучали их активно помогать нам в этой работе.

Результаты обследования

Профилактическая работа проводилась с детьми в период с сентября 2006 г. Затем в сентябре 2007 года дети были снова обследованы визуально

При повторном осмотре у детей нашей группы были результаты лучше по всем показателям физического развития по сравнению с другой старшей группой, где эта работа не проводилась. Они больше прибавили в весе, окружность грудной клетки увеличилась на 2—3 см (на 1—2 см больше, чем в другой группе). Простудные заболевания снизились на 10%, по посещаемости группа стала лучшей в детском саду. А также у детей нашей группы не были выявлены дефекты и нарушения осанки.

Достигнутые результаты убедили меня в том, что формирование правильной осанки возможно при проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми в комплексе, при условии строго научного подхода к ее планированию и проведению.

Кроме того, профилактическая работа нашла свое отражение в поведении самих детей. Они стараются следить за своей осанкой во время занятий и игр, поправляют друг друга.

Конечно, за короткий срок трудно сформировать осанку, для этого необходимы постоянные занятия, направленные на исправление дефекта. Поэтому мы будем продолжать с этими детьми профилактическую работу и дадим методические рекомендации родителям и воспитателям.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что раннее выявление и профилактика приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте. Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Кроме того, работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения.

Перспективы развития

1. предложить родителям изготовить стену осанки дома

2. наладить связь с другими детскими учреждениями, в которых проводят занятия на формирование правильной осанки, с целью обмена опытом.

Литература:

1. Алиев М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.

2. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М. :Просвещение, 1986.

3. Ефименко Н. Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

4. Краснова В. М. Осанка вашего ребенка // ДВ № 3 1991.

5. Лебедева Е. А., Русакова Е. В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. – М. :Просвещение, 1970.

6. Левин Г. Плавание для малышей. Пер. с нем. – М., Физкультура и спорт, 1974.

7. Развитие движений ребенка дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М. И. Фонарева. – М., Просвещение, 1975.

8. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В. П. Правосудова. – М. : Физкультура и спорт, 1980.

9. Фонарев М. И., Фонарева Т. А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л., 1977.

Публикации по теме:

«Формирование у детей правильной осанки»«Формирование у детей правильной осанки» В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются.

Интеграция образовательных областей первой младшей группы детского сада посредством здоровьесберегающих технологий .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 11:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тупикова (УИ 79402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД