МААМ-картинки

Формирование представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры

Ксения Ионова
Формирование представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребёнка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

По статистике каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской шалости или неосторожного обращения с огнём. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за недостаточных знаний о правилах пожарной безопасности. Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая чётких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Это обусловлено детской любознательностью, потребностью в экспериментировании, характерной для старшего дошкольника.

Публикация «Формирование представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры» размещена в разделах

Соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественным в поведении человека, когда нормы и правила обращения с огнём привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнём, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Главная задача взрослых — помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; привить детям культуру безопасного поведения.

Дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей не имеют представлений о важности соблюдения правил пожарной безопасности.

Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных учёных (А. С. Вернадский, М. В. Ломоносов, И. М. Сеченов, огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных А. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда.

По утверждению данных авторов, обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками методических разработок по основам безопасной жизнедеятельности и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребёнка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит: игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является ведущим видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Об учебном, развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, учё ные: Я. А. Коменский, Дж. Лок, М. Монтессори, Платон, Ж. -Ж. Руссо, Л. Толстой, К. Ушинский. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев; а также психологи – Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельность ребенка, вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимающим, но никогда не развлекающим. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка вносят занимательность». В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: В. И. Аванесовой, З. М. Богуславский, А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Л. А. Венгер, Ф. Иваницкой, Е. И. Родиной, Е. А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, Б. И. Хачяпуридзе. Во всех исследованиях утверждалась взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

Формы профилактической работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении достаточно разнообразны. А так как ведущий вид деятельности дошкольников это игра, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в игровой форме. В настоящее время разработано достаточно много дидактических игр по пожарной безопасности, но воспитатели редко используют их в образовательном процессе и отдают предпочтения другим видам безопасности (правила дорожного движения, общение с незнакомыми людьми).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. Дата обращения: 27.10.2020

2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – Москва: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2015. – 160 с.

3. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - Москва: Просвещение, 2017. – 200 с.

4. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие [Текст] / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. - Москва: Сфера, 2013. - 176 c.

5. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие [Текст] / В. А. Деркунская, А. Г. Рындина. - Москва: Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.

6. Загвоздкина, Т. В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников [Текст] / Т. В. Загвоздкина. – Минск: Полымя, 2015. – 192 с.

7. Заскевич, И. Азбука безопасности [Текст] / И. Заскевич // Пралеска. – 2011. – N10. – С. 17-20.

8. Кора, Н. А. Психологический аспект категории «безопасность» [Текст] / Н. А. Кора. – Казань: Казанский педагогический журнал, 2016.- 67-72с.

9. Менджерицкая, Д. В. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Д. В. Менджерицкая. - Москва: Мозаика-Синтез, 2017.- 2-4с

10. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры [Текст] / – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 90 с.

11. Прилепко, Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников [Текст] / Е. Ф. Прилепко. - Москва: Скрипторий 2015. - 989 c.

12. Сократов, Н. В. Воспитание у детей и подростков здоровьесберегающих мотиваций [Текст] / Н. В. Сократов, В. Г. Купцова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 121-127с.

13. Хромцова, Т. А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Хромцова. – Москва: Педагогическое общество России, 2017. – 120с.

14. Искандарова, Т. М. Использование инновационных игровых технологий в обучении дошкольников основам безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / Т. М. Искандарова. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://nmcsova.ru/metod/kopilka2017/dou/iskandarova-tm-ispolzovanie-innovacionnyh-igrovyh-tehnologiy-v-obuchenii, свободный. Дата обращения: 20.10.2020

15. Пожарная безопасность детям [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://fireman.club/pozharnaja-bezopasnost/detjam, свободный. Дата обращения: 21.10.2020

16. Актуальность обучения детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2018/01/07/statya-aktualnost-obucheniya-detey, свободный. Дата обращения: 20.10.2020

17. Статистика пожаров в России [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://gorodzvezdny.ru/press-centr/918 , свободный. Дата обращения: 20.10.2020

18. Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/21/pedagogicheskiy-opyt-formirovanie-osnov-pozharnoy-bezopasnosti-u-detey , свободный. Дата обращения: 20.10.2020

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры на закрепление представлений о геометрических формах и основных цветов для детей 3–4 летДидактические игры на закрепление представлений о геометрических формах и основных цветов для детей 3–4 лет Дидактическая игра «Бусы для мамы»: Цель: Закрепление представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Закрепление.

Дидактические игры по правилам пожарной безопасностиДидактические игры по правилам пожарной безопасности Дидактические игры – это один из главных средств воспитания детей. При помощи игры ребенок может смоделировать ситуацию, проиграть ее, учиться.

Дидактические игры по правилам пожарной безопасности с использованием материалов из МAAM. RU-библиотеки для детей 5–7 летДидактические игры по правилам пожарной безопасности с использованием материалов из МAAM. RU-библиотеки для детей 5–7 лет Цель: сформировать у детей представление о правилах пожарной безопасности. Задачи: - уточнить и закрепить знания о правилах пожарной безопасности;.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Конспект занятия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы «Юные пожарные»Конспект занятия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы «Юные пожарные» .

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 20:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД