Толстолуцкая Юлия Анатольевна
Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в ДОУ
Текст к презентации.
1- слайд
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Именно поэтому, на мой взгляд, эта тема весьма актуальна в настоящее время.
2-3-й слайд
В своей работе я ориентируюсь на то что дети — это богатство нашей Родины. Это продавец у кого я буду покупать хлеб в магазине, водитель автобуса, в котором я буду ездить, это учитель, который будет учить моих внуков, врач, который должен будет позаботится о моем здоровье, фармацевт, который подберет мне нужные лекарства, полицейский, который будет охранять мой покой. Это все те люди, которые будут окружать меня и заполнять мою жизнь. И от моей работы уже сейчас зависит мое будущее, будущее моих родных, будущее самих детей, будущее страны. И передо мной, как педагогом дошкольного образования, стоит следующая задача: формирование у детей положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
4-й слайд
Формирование представлений о труде взрослых в ДОУ включает в себя:
•Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении. Это позволяет формировать представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду и его общественную значимость.
•Наблюдения и экскурсии. Они обеспечивают наибольшую отчётливость представлений, с их помощью ребёнок удовлетворяет своё любопытство, расширяет кругозор и повышает познавательный интерес. • Использование дидактических игр. Например, «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Четвёртый лишний», «Помоги повару».
•Чтение художественной литературы. Произведения, содержащие описания трудовых действий взрослых, помогают воспитывать в детях положительное отношение к трудовой деятельности, вызывают интерес к труду и стимулируют желание подражать положительным героям книг.
•Просмотр тематических мультфильмов, презентаций. Они являются дополнительным средством формирования представлений дошкольников о профессиях взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых следует сочетать с посильным для дошкольника участием в трудовой деятельности семьи или коллектива детского сада и тогда представление о важности, полезности труда приобретет действенный характер.
5-й слайд
В образовательном процессе в ходе организации работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых используются следующие методы:
словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы,
наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций,
практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда) и
игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
6-й слайд
Содержание и формы работы по формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста зависит от возраста:
• В группе раннего возраста необходимо вызывать интерес к труду близких взрослых, побуждать узнавать некоторые трудовые действия, прививать трудолюбие.
7-й слайд
• В младшей группе нужно рассказывать о понятных детям профессиях (воспитатель, младший воспитатель, медсестра, музыкальный руководитель, повар, дворник, шофёр, продавец, строитель, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Также следует воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых, побуждать оказывать им посильную помощь.
Для этого можно использовать дидактические игры, например, «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Четвёртый лишний», «Помоги повару», «Почини грузовик», «Какая картинка лишняя?».
8-й слайд
В средней группе дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и сельской местности (с опорой на опыт детей).
Формировать интерес к профессиям родителей (водитель, полицейский, пожарный, швея, сантехник, парикмахер, почтальон и т. д.) результатах труда.
Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда.
Следует проводить экскурсии по детскому саду (кухня, прачечная и т. д.). Также полезно рассматривать альбомы, иллюстрации, сюжетные картинки, буклеты о труде взрослых, о профессиях, опасных ситуациях, специальном транспорте.
9-й слайд
Старшая группа - Рассказать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи; людей творческих профессий: художник, писатель, композитор, актер, артист, мастер народного декоративно-прикладного искусства; о важности и значимости результатов труда. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.
10-й слайд
Подготовительная группа - задачей педагога становится обобщение всех полученных знаний с помощью различных видов деятельности. У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания об отдельных трудовых процессах и их результатах. Продолжать расширять представления о людях разных профессий, так же связанных со спецификой родного города.
Для закрепления и уточнения знаний можно организовывать викторины, экскурсии (например, в школу, библиотеку, пожарную часть., дети продолжают играть в дидактические игры, рисуют свою будущую профессию, разучивают пословицы и поговорки о труде. Проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников — представители различных профессий.
11-й слайд
Надо отметить, что мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Сегодня в информационную начальную компетенцию дошкольника органично вливаются знания о современных профессиях: эколог, менеджер, программист, визажист, дизайнер, и др.
Очень часто дошкольники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Поэтому очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие.
12-й слайд
Система работы детского сада по формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста строится по трём основным направлениям:
Приближение детей к труду взрослых. Осуществляется в процессе образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.
Приближение работы взрослых к детям. Проводится в форме наблюдений и экскурсий, в том числе виртуальных, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
13-й слайд
Младших дошкольников знакомим с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду)
14-й слайд
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд людей за пределами дошкольного учреждения. Результатом сотрудничества педагогов и родителей со старшими дошкольниками у нас стал цикл экскурсий вне детского сада.
С целью расширения знаний о профессиях работников социальной сферы нами были организованы экскурсии в библиотеку, редакцию «Знамя Шахтера».
Так же ребята посетили пожарную часть, где закрепили представления о правилах пожарной безопасности, познакомились с работой и оборудованием пожарной машины, с работой диспетчера, который принимает звонки от населения.
Хочу добавить, что родители, по возможности, должны брать своих детей на работу. Очень важно, чтобы ребенок знал и видел, чем занимаются его мама и папа, ведь когда спрашиваем ребят о профессии и месте работы родителей - они затрудняются в ответе. Наблюдение за трудовой деятельностью родителей так же влияет на выбор профессии у детей в будущем.
15-й слайд
Активизировать работу позволяют новые приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Стала популярной в детском саду такая форма работы с семьей, как встречи с родителями разных профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Родители рассказывают о своей работе. Так были организованы встречи: папа – полицейский, мама – терапевт, мама – парикмахер. В ходе общения дети получают представление о трудовых действиях и предметах труда, приобретают опыт коммуникативного взаимодействия с людьми различных возрастных категорий и профессий.
Все вышеназванные приемы в большинстве случаев носят информативный характер. С целью активизации мыслительных способностей воспитанников в ознакомлении с миром профессий применяем интерактивные методы.
16-й слайд
Чтобы подвести детей к пониманию, для чего люди трудятся, в своей работе использую проблемные ситуации, например, в сюжетно-ролевой игре «Поликлиника», - малыш выздоровел, в детский сад нужна справка. Где эту справку можно получить? Эта больница для взрослых или детей? А кто в ней работает? В ней работает один врач или много? А больница далеко или близко? Как нам до нее добраться? На каком виде транспорта? А кто водит автобус? Кто проверяет билеты? и т. д.».
В процессе обсуждения и решения ситуаций дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - быть здоровыми, красиво одеваться, быть защищенными, а труд - проявление заботы людей друг о друге.
При решении проблемных ситуаций также используем иллюстрации. Например, «Как вы догадались, что это врач, а не повар, ведь они оба в белом халате?»
17-й слайд
Применение метода «кластер» позволяет обобщать знания, как о каждой отдельной профессии, так и о группе профессий. Так как не все дети умеют читать, при составлении кластеров мы используем картинки. Например, профессия «визажист». Здесь мы задействовали место работы визажиста - это салон красоты и парикмахерская. Так же определили орудия и предметы труда, которые ему необходимы.
Наиболее насыщенный содержательный кластер получился по профессиям работников детского сада, где в основе у нас был детский сад, далее с помощью картинок (веник, швабра, кастрюля, фартук, градусник, карандаш, мяч и др.) мы выделили категории сотрудников детского сада. И уже к каждой категории подбирали предметы труда.
18-й слайд
Следующий не менее интересный метод синквейн. Метод синквейн носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
При составлении «синквейна» по профессии «продавец», дети определили, что продавец – добрый, старательный, умный, внимательный. Продавец продает, показывает, берет деньги. Далее составили предложение. Продавец работает в магазине. Продавец продает конфеты. Затруднения у детей при составлении синквейна вызывает составление последней строки, где нужно подобрать похожие по значению слова.
19-й слайд
Детям этот метод очень понравился – старшей группе использовали картинки, дети подготовительной группы использовали текст.
20-й слайд
Все вышеназванные методы и приемы обогатили представления детей о труде взрослых, дети стали осознавать, что их родители, нужные всем люди, что труд их почетен. У ребят появился интерес к трудовой деятельности взрослых.
Обогатились игры детей. Они с удовольствием играют в «профессии». В играх берут на себя роли пожарных, диспетчеров, машинистов проявляют много выдумки и творчества.
Ребята вместе с родителями с увлечением изготавливали атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Эти результаты вдохновляют на дальнейшее продолжение и развитие работы в этом направлении, на поиск новых педагогических решений этой задачи.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
21-й слайд Спасибо за внимание!