Папки-передвижки

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера (3 фото)

Селезнева Альбина Фархуллаевна
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера

Актуальность

Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое.

Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Публикация «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера» размещена в разделах

Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Каждый день он познает много разной информации, в частности математической: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения, названия геометрических фигур и их свойств и т. д.

Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математическими понятиями, увидеть в них интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом и интерес к нему.

Наблюдение за детьми в процессе непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по программе «Истоки» и проведённого мониторинга по картам индивидуального развития ребёнка авторов: Арасланова Е. В., Ефремова Е. С., Севастьянова И. Н. позволило сделать вывод о том, что математические представления у детей моей старшей группы сформированы недостаточно.

Поиск новых путей в формировании математических представлений у детей привёл к решению данной проблемы посредством использования дидактического материала, разработанного бельгийским математиком Кюизенером.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту и легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе.

Комплект палочек Кюизенера – это коробка, в которой находится 119 пластмассовых палочек разного размера и цвета. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является числом два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам.

Рассмотрев актуальность и важность дидактического материала, поставила перед собой цель: «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера».

Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:

. Изучить теоретические основы использования дидактического средства «Палочки Кюизенера» в условиях ДОУ

. Разработать систему работы, направленную на формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования дидактического пособия «палочки Кюизенера»;

. Создать условия для развития логического мышления дошкольников

Составила план работы:

Начала работу с изучения научно-методической литературы по данной теме.

Обогатила предметно-развивающую среду группы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом активного использования в педагогическом процессе палочек Кюизенера. Покупать их нам не пришлось, так как в нашем детском саду они прекрасно сохранились.

Провела родительское собрание на тему «Палочки Кюизенера - средство формирования математических представлений у детей», на котором познакомила родителей с данным дидактическим материалом. Они заинтересовались палочками и активно приняли участие в моей работе.

Был приобретён дополнительный дидактический материал:

1. Комплект «На золотом крыльце.». В него входят игры и упражнения, схемы и пояснительные рисунки, кроссворды, задания на умение выкладывать палочки по образцу и накладывать их на изображение.

2. Комплект игр для детей 4-7 лет «Кростики. Посудная лавка».

В него входят схемы, которые изображают только половину изображения. Вторую симметричную половину ребенок должен достроить с помощью палочек.

Разработала перспективный план работы с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста, который использовала как на непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

Оформила в виде блоков (от простого к сложному).

1 Блок Знакомство с палочкам Кюзенера

Цель: развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Палочки Кюизенера рассматривали просто как игровой материал. Дети играли с ними, как с обычными кубиками и палочками, создавали различные конфигурации: мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, домов, цветов.

С помощью палочек дети научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам дидактического материала «На золотом крыльце». Большой интерес вызвало конструирование по образцам.

Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера, детям предлагала поделиться на команды и сделать постройку или выложить узор на соревновательных условиях. Это активизировало у детей самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные задачи.

2 Блок Сенсорные эталоны

Цель: формирование представлений о цвете, размере. Знакомство с понятиями

«высокий-низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий», «тонкий – толстый».

По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера, работа с ними перешла в форму выполнения упражнений с подгруппой детей и индивидуально.

Проводились дидактические игры: «Моделируем квадрат, прямоугольник», «Коврик для кошки», где дети рассматривали палочки и изучали их особенности. Так дети узнали, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот.

Строя пирамидку и лестницу освоили последовательную зависимость палочек по длине

Дети конструировали плоты, которые проплывали под мостом. Самостоятельно приходили к выводу, о том, что проёмы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий», а также строили мосты через реку, лесенки широкие и узкие.

В процессе игр с палочками у детей развивались: произвольность, внимание, память, логическое и пространственное мышление.

3 Блок Количественные представления.

Цель: Закрепить названия цветов, и числовое обозначение палочек до 10.

Палочки Кюизенера использовала, как пособие для юных математиков. В каждом игровом упражнении «Число и цвет», «Путешествие на поезде» помогала детям закрепить названия цветов и числовое обозначение палочек.

Например: Игровое упражнение «Путешествие на поезде» Предлагала детям построить поезд из цветных палочек: из розовой, голубой, красной и жёлтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров (это могут быть любимые персонажи детей, детям предлагала узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находили ответ практическим путём: брали белые палочки и накладывали на вагончики каждого цвета. Белая палочка – это одно место. Выбранная, мера позволила ответить на вопросы: Сколько мест в каждом вагончике? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему?

Входе беседы дети заметили, что в розовых вагончиках всегда только 2 места, а голубых – три, в красных – четыре и т. д.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера

Подвела детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

А также дети отвечали на вопросы: Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон, какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету, вагон стоит между голубым и жёлтым? Какой он по порядку?

Познакомила детей с понятиями «больше», «меньше»

Например: Игровое упражнение «Как разговаривают числа»

Фото №1 Актуально сть Одна из важнейших задач воспитания маленького человека развитие его ума формирование таких мыслительных умений и способностей которые позволят осваивать новое

Говорила детям, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Затем предлагала детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубую. Дети отвечали на вопросы: Какие числа у вас в руках? Что нужно сделать, чтобы сравнить эти числа? Нужно приложить палочки друг к другу, или положить их друг на друга. Знакомила детей со знаками «>» и «<» и показала, как выполняется запись 3 < 4, 4 > 3. Озвучивали с детьми разговоры чисел: «Я больше тебя» - говорит число 4 числу 3. «Я меньше тебя» - говорит число 3 числу 4. Спрашивала детей, на сколько 4 больше 3 и на сколько 3 меньше 4.

4 Блок Состав чисел

Цель: Формирование представлений о составе числа, числовой прямой.

Через игровые упражнения «Лесенка Незнайки», «Кто в домике живёт, «Покажи, как растут числа» дети познакомились с образованием и составом чисел до 5.

Например: «Дома в городе чисел»

Фото №2 Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал более уверен в своих силах лучше подготовлен к школе

Дети расселяли единицы в домики и выстраивали из домиков улицу. При этом рассуждали, какое число написано на доме (2,3,4,5, столько этажей в доме, сколько этажей, столько жильцов. Дети учились понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

Затем задача усложнялась: В городе чисел появился новый дом, в этом доме живёт цифра 5. Каждый этаж дома состоит из разноцветных палочек. Дети выкладывали разноцветные палочки и отвечали на вопрос, из каких чисел состоит каждый этаж дома.

Далее дети выбирали подходящие карточки с числами и заселяли каждый этаж пустого домика с цифрой 5 на крыше двумя цифрами. Дети научились составлять число из двух меньших чисел.

Палочки Кюзенера способствовали обучению детей прямому и обратному счёту, Выкладывали лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Дети «прыгая» по ступенькам лесенки, считали вслух от 1до 10 и обратно.

5 Блок Математические действия с палочками Кюизенера

Цель: Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 на основе зрительно воспринимаемой информации.

После того, как, дети закрепили названия цветов и числовое обозначение, научила детей с помощью игровых упражнений «Палочки можно складывать», «Палочки можно вычитать» пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры, решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Например: «Палочки можно складывать», предлагала детям в левую руку взять белую палочку, а правую – розовую. Затем спрашивала: Какие числа в руках? Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме белой и розовой. Предлагала записать своё действие с помощью цифр и знаков. 1+2=3. Дети не только научились находить палочки по сумме равные двум данным, но и ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»).

6 Блок Измерение предметов

Цель: Формировать представление об измерении длины предметов с помощью мерки (палочки). С помощью дидактических упражнений «Измерь дорожку шагами», «Измеряем разными мерками длину и ширину стола, книги и т. д.», дети научились находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения.

7 Блок Логические задачи

Цель: Развитие логического мышления Дети учились решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации в играх «Цветовая последовательность», «Детская железная дорога», «Делаем забор».

Например «Цветовая последовательность» Детям предлагалось расставить палочки так, чтобы белая палочка была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная.

Использовали дидактическое пособие «Кростики. Посудная лавка».

Сначала выкладывали палочки на изображение предмета. Затем предлагалось детям изображение половинки предмета, им нужно было выложить эту половинку и завершить рисунок, располагая палочки зеркально.

Так ребята в игре познакомились с понятием симметрии и её свойствами.

И более сложный вариант: выкладывали палочки по схеме (кростики). Дети отступали по горизонтали и вертикали нужное количество клеточек и ложили палочку заданного цвета.

В результате проделанной работы по формированию математических представлений у детей с помощью палочек Кюизенера видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования

Использование палочек Кюизенера так же способствовало развитию у детей логического мышления, фантазии, внимания. Это позволило детям получить призовые места в разнообразных интеллектуальных конкурсах:

• Всероссийском интеллектуальном конкурсе Знаток - Дошколёнок,

• Всероссийском интеллектуальном конкурсе Росток

• Всероссийский марафон Эрудитов «Лесные истории».

В целях повышения качества образовательного процесса, компетентности и профессионализма педагогов мой опыт работы был представлен на общем педагогическом совете детского сада «Улыбка» и курсах повышения квалификации. Показала непосредственно образовательную деятельность «Путешествие по стране «Математика».

Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной, интересной и нужной как для детей, так и для взрослого. Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

В перспективе планирую продолжить работу с палочками Кюзенера:

• систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода).

• разработать рекомендации для воспитателей разных возрастных групп по использованию в практической работе развивающих технологий (работа с палочками Кюизенера)

Прикреплённые файлы:

selezneva-a-f_0h728.pptx | 9989,85 Кб
 
Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделейФормирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа. Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей. Задачи: • формировать.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 15:23
+182Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера» (включая файлы) размещена пользователем Селезнева Альбина Фархуллаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД