Селезнева Альбина Фархуллаевна
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое.
Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.
Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Публикация «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Каждый день он познает много разной информации, в частности математической: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения, названия геометрических фигур и их свойств и т. д.
Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математическими понятиями, увидеть в них интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом и интерес к нему.
Наблюдение за детьми в процессе непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по программе «Истоки» и проведённого мониторинга по картам индивидуального развития ребёнка авторов: Арасланова Е. В., Ефремова Е. С., Севастьянова И. Н. позволило сделать вывод о том, что математические представления у детей моей старшей группы сформированы недостаточно.
Поиск новых путей в формировании математических представлений у детей привёл к решению данной проблемы посредством использования дидактического материала, разработанного бельгийским математиком Кюизенером.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту и легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе.
Комплект палочек Кюизенера – это коробка, в которой находится 119 пластмассовых палочек разного размера и цвета. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является числом два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам.
Рассмотрев актуальность и важность дидактического материала, поставила перед собой цель: «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера».
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
. Изучить теоретические основы использования дидактического средства «Палочки Кюизенера» в условиях ДОУ
. Разработать систему работы, направленную на формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования дидактического пособия «палочки Кюизенера»;
. Создать условия для развития логического мышления дошкольников
Составила план работы:
Начала работу с изучения научно-методической литературы по данной теме.
Обогатила предметно-развивающую среду группы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом активного использования в педагогическом процессе палочек Кюизенера. Покупать их нам не пришлось, так как в нашем детском саду они прекрасно сохранились.
Провела родительское собрание на тему «Палочки Кюизенера - средство формирования математических представлений у детей», на котором познакомила родителей с данным дидактическим материалом. Они заинтересовались палочками и активно приняли участие в моей работе.
Был приобретён дополнительный дидактический материал:
1. Комплект «На золотом крыльце.». В него входят игры и упражнения, схемы и пояснительные рисунки, кроссворды, задания на умение выкладывать палочки по образцу и накладывать их на изображение.
2. Комплект игр для детей 4-7 лет «Кростики. Посудная лавка».
В него входят схемы, которые изображают только половину изображения. Вторую симметричную половину ребенок должен достроить с помощью палочек.
Разработала перспективный план работы с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста, который использовала как на непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
Оформила в виде блоков (от простого к сложному).
1 Блок Знакомство с палочкам Кюзенера
Цель: развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Палочки Кюизенера рассматривали просто как игровой материал. Дети играли с ними, как с обычными кубиками и палочками, создавали различные конфигурации: мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, домов, цветов.
С помощью палочек дети научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам дидактического материала «На золотом крыльце». Большой интерес вызвало конструирование по образцам.
Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера, детям предлагала поделиться на команды и сделать постройку или выложить узор на соревновательных условиях. Это активизировало у детей самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные задачи.
2 Блок Сенсорные эталоны
Цель: формирование представлений о цвете, размере. Знакомство с понятиями
«высокий-низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий», «тонкий – толстый».
По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера, работа с ними перешла в форму выполнения упражнений с подгруппой детей и индивидуально.
Проводились дидактические игры: «Моделируем квадрат, прямоугольник», «Коврик для кошки», где дети рассматривали палочки и изучали их особенности. Так дети узнали, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот.
Строя пирамидку и лестницу освоили последовательную зависимость палочек по длине
Дети конструировали плоты, которые проплывали под мостом. Самостоятельно приходили к выводу, о том, что проёмы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий», а также строили мосты через реку, лесенки широкие и узкие.
В процессе игр с палочками у детей развивались: произвольность, внимание, память, логическое и пространственное мышление.
3 Блок Количественные представления.
Цель: Закрепить названия цветов, и числовое обозначение палочек до 10.
Палочки Кюизенера использовала, как пособие для юных математиков. В каждом игровом упражнении «Число и цвет», «Путешествие на поезде» помогала детям закрепить названия цветов и числовое обозначение палочек.
Например: Игровое упражнение «Путешествие на поезде» Предлагала детям построить поезд из цветных палочек: из розовой, голубой, красной и жёлтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров (это могут быть любимые персонажи детей, детям предлагала узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находили ответ практическим путём: брали белые палочки и накладывали на вагончики каждого цвета. Белая палочка – это одно место. Выбранная, мера позволила ответить на вопросы: Сколько мест в каждом вагончике? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему?
Входе беседы дети заметили, что в розовых вагончиках всегда только 2 места, а голубых – три, в красных – четыре и т. д.
Подвела детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.
А также дети отвечали на вопросы: Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон, какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету, вагон стоит между голубым и жёлтым? Какой он по порядку?
Познакомила детей с понятиями «больше», «меньше»
Например: Игровое упражнение «Как разговаривают числа»
Говорила детям, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Затем предлагала детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубую. Дети отвечали на вопросы: Какие числа у вас в руках? Что нужно сделать, чтобы сравнить эти числа? Нужно приложить палочки друг к другу, или положить их друг на друга. Знакомила детей со знаками «>» и «<» и показала, как выполняется запись 3 < 4, 4 > 3. Озвучивали с детьми разговоры чисел: «Я больше тебя» - говорит число 4 числу 3. «Я меньше тебя» - говорит число 3 числу 4. Спрашивала детей, на сколько 4 больше 3 и на сколько 3 меньше 4.
4 Блок Состав чисел
Цель: Формирование представлений о составе числа, числовой прямой.
Через игровые упражнения «Лесенка Незнайки», «Кто в домике живёт, «Покажи, как растут числа» дети познакомились с образованием и составом чисел до 5.
Например: «Дома в городе чисел»
Дети расселяли единицы в домики и выстраивали из домиков улицу. При этом рассуждали, какое число написано на доме (2,3,4,5, столько этажей в доме, сколько этажей, столько жильцов. Дети учились понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Затем задача усложнялась: В городе чисел появился новый дом, в этом доме живёт цифра 5. Каждый этаж дома состоит из разноцветных палочек. Дети выкладывали разноцветные палочки и отвечали на вопрос, из каких чисел состоит каждый этаж дома.
Далее дети выбирали подходящие карточки с числами и заселяли каждый этаж пустого домика с цифрой 5 на крыше двумя цифрами. Дети научились составлять число из двух меньших чисел.
Палочки Кюзенера способствовали обучению детей прямому и обратному счёту, Выкладывали лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Дети «прыгая» по ступенькам лесенки, считали вслух от 1до 10 и обратно.
5 Блок Математические действия с палочками Кюизенера
Цель: Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 на основе зрительно воспринимаемой информации.
После того, как, дети закрепили названия цветов и числовое обозначение, научила детей с помощью игровых упражнений «Палочки можно складывать», «Палочки можно вычитать» пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры, решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Например: «Палочки можно складывать», предлагала детям в левую руку взять белую палочку, а правую – розовую. Затем спрашивала: Какие числа в руках? Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме белой и розовой. Предлагала записать своё действие с помощью цифр и знаков. 1+2=3. Дети не только научились находить палочки по сумме равные двум данным, но и ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»).
6 Блок Измерение предметов
Цель: Формировать представление об измерении длины предметов с помощью мерки (палочки). С помощью дидактических упражнений «Измерь дорожку шагами», «Измеряем разными мерками длину и ширину стола, книги и т. д.», дети научились находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения.
7 Блок Логические задачи
Цель: Развитие логического мышления Дети учились решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации в играх «Цветовая последовательность», «Детская железная дорога», «Делаем забор».
Например «Цветовая последовательность» Детям предлагалось расставить палочки так, чтобы белая палочка была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная.
Использовали дидактическое пособие «Кростики. Посудная лавка».
Сначала выкладывали палочки на изображение предмета. Затем предлагалось детям изображение половинки предмета, им нужно было выложить эту половинку и завершить рисунок, располагая палочки зеркально.
Так ребята в игре познакомились с понятием симметрии и её свойствами.
И более сложный вариант: выкладывали палочки по схеме (кростики). Дети отступали по горизонтали и вертикали нужное количество клеточек и ложили палочку заданного цвета.
В результате проделанной работы по формированию математических представлений у детей с помощью палочек Кюизенера видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования
Использование палочек Кюизенера так же способствовало развитию у детей логического мышления, фантазии, внимания. Это позволило детям получить призовые места в разнообразных интеллектуальных конкурсах:
• Всероссийском интеллектуальном конкурсе Знаток - Дошколёнок,
• Всероссийском интеллектуальном конкурсе Росток
• Всероссийский марафон Эрудитов «Лесные истории».
В целях повышения качества образовательного процесса, компетентности и профессионализма педагогов мой опыт работы был представлен на общем педагогическом совете детского сада «Улыбка» и курсах повышения квалификации. Показала непосредственно образовательную деятельность «Путешествие по стране «Математика».
Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной, интересной и нужной как для детей, так и для взрослого. Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
В перспективе планирую продолжить работу с палочками Кюзенера:
• систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода).
• разработать рекомендации для воспитателей разных возрастных групп по использованию в практической работе развивающих технологий (работа с палочками Кюизенера)