МААМ-картинки

Формирование речевого дыхания у детей с дизартрией

лариса колоярская
Формирование речевого дыхания у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье рассматривается методика коррекционной работы по формированию речевого дыхания у детей с дизартрией. Формирование речевого дыхания и коррекция дизартрии – это неотъемлемые составляющие успешного развития детей с речевой патологией. Работа по развитию речевого дыхания включена во все комплексные системы коррекционной работы при дизартрии и является одним из главных направлений в ходе коррекции дизартрии.

Публикация «Формирование речевого дыхания у детей с дизартрией» размещена в разделах

Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих речевую патологию, среди которых одной из самых распространенных является дизартрия, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту тенденцию. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Дыхание является одним из компонентов сложной функционально-речевой системы. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух. При дизартрии практически всегда страдает дыхательная функция. При этом речевое дыхание сформировано недостаточно, жизненная емкость легких снижена, речевой выдох более короткий, чем вдох, сила выдоха недостаточна. Формирование речевого дыхания и коррекция дизартрии – это неотъемлемые составляющие успешного развития детей с речевой патологией. Фактически работа по развитию речевого дыхания включена во все комплексные системы коррекционной работы при дизартрии и является одним из главных направлений в ходе коррекции дизартрии.

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с дизартрией направлено на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональную системы организма с целью преодоления ТНР. Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется в двух аспектах: во - первых, участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию); во – вторых, использование дыхательных упражнений в течение дня в различных режимных моментах (логоритмика, прогулки, самостоятельная деятельность, непосредственно организованная образовательная деятельность). Виды этой работы:

1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

2. Звукодыхательные игры как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.

3. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 минут.

4. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.

5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

6. Психологические тренинги.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

- не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;

- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

- одежда не должна стеснять движений;

- не заниматься сразу после приема пищи;

- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Методика коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей с дизартрией включает пять этапов. Первый этап – подготовка к развитию грудно-брюшного типа дыхания. У дошкольников превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъёмом плеч. Поэтому I этап работы направлен на формирование диафрагмально-рёберного дыхания. В процессе игровых упражнений дети получают знания о том, что:

- дышать надо носом,

- нельзя поднимать плечи при вдохе,

- в дыхании должен активно участвовать живот.

Тренировку диафрагмального дыхания следует начинать в положении лёжа, т. к. мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание устанавливается автоматически. Когда ребёнок почувствует и поймёт, что при вдохе живот поднимается, а при выдохе опускается, можно перейти в положении сидя, далее стоя. Постановку и тренировку диафрагмального дыхания можно выполнять в сочетании с такой задачей, как умение дифференцировать носовой и ротовой вдох – выдох. На этом же этапе работы рекомендуем формировать умение дифференцировать тёплую и холодную выдыхаемую струю воздуха.

Второй этап – обучение приемам дыхательной гимнастики, осуществляется дальнейшее развитие грудно - брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличение объема вдыхаемого воздуха. Цель второго этапа:

- выработать у детей более глубокий и быстрый вдох носом и более длительный, равномерный, целенаправленный выдох внеречевого дыхания.

- формировать у детей умение контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).

В каждом упражнении внимание ребенка направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления.

На третьем этапе осуществляется развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха. На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем - согласные звуки. Сначала выдох делается на глухих проторных согласных: "Ф", "С", "Ш", "Х". Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком. Звуковые дыхательные игры могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки в детском саду и дома. Эти игры могут быть включены в организованную образовательную деятельность по формированию правильного звукопроизношения.

Последовательность обучения озвученному выдоху:

1. Один гласный на одном выдохе.

2. Два гласных на одном выдохе

3. Три гласных на одном выдохе.

4. Четыре гласных на одном выдохе.

5. Пять гласных на одном выдохе.

6. Звукоподражания при произнесении согласных звуков, произносимых длительно.

Четвертый этап – развитие речевого дыхания : в процессе выдоха детей обучают произносить последовательно сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из 2, а далее из 3–4 слов, а также рифмованные строки, т. е. по мере усвоения упражнений речевые задачи усложняются. Задачи этого этапа:

1. Распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания.

2. Сохранение темпо - ритмической и звуко - слоговой структуры высказывания. Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов, поговорки и скороговорки. На первых занятиях используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается. Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (ма-мо-му-мы-мэ; на-но-ну-ны-нэ). Затем дети "поют" двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др., трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки, двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу).

Речевое дыхание представляет собой высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Работа над воспитанием речевого дыхания проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха. Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Прямые, обратные и со стечением согласных слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Пятый этап – развитие речевого дыхания осуществляется при реализации усложненных речевых задач : дети обучаются произнесению прозаических текстов, состоящих из 3 – 4 коротких фраз, правильно используя речевое дыхание. Логопедом используются логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, а также упражнения по развитию координации речи с точными выразительными движениями и жестами (по методике,Расскажи стихи руками”). Все дыхательные движения в данной методике реализуются одновременно с выполнением двигательных упражнений, рекомендованных в методике парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, нам удалось вызывать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия).

Литература.

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. — М., 2005.

2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М., Астрель, 1997.

3. Белякова, Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. пособие. – М. : Книголюб, 2005.

4. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков : кн. для логопеда. – М. : Просвещение, 1996.

5. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М. : Владос, 2001.

6. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Специальное образование №2, 2010 50 / А. Р. Лурия. – М. : АПН РСФСР, 1956.

7. Кочеткова И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М., 1989.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевого дыхания у детей с дизартрией
Опубликовано: 17 марта 2023 в 15:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевого дыхания у детей с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем лариса колоярская (УИ 1275622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД