МААМ-картинки

Формирование социальных представлений о родном городе «Смоленск — моя малая Родина»

Петроченкова Галина Александровна
Формирование социальных представлений о родном городе «Смоленск — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

«Детский сад №7» г. Смоленск

Выступление на совете педагогов

по теме

«Формирование социальных представлений о родном городе,

Смоленск – моя малая Родина»

Подготовила воспитатель

Петроченкова Г. А.

Смоленск

2021

Актуальность выбранной темы

Малая Родина. У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое, если не сказать - всё.

Публикация «Формирование социальных представлений о родном городе „Смоленск — моя малая Родина“» размещена в разделах

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.

Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества : чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, достопримечательностях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.

Семья ребенка является ключевым звеном в патриотическом воспитания детей.

Поэтому, для успешной реализации технологии за основу взята модель взаимодействия “педагог - дети – родители”.

Знакомство дошкольников с родным краем - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родине можно достичь только систематической работой.

Была определена цель работы : разработать систему краеведческих мероприятий, способствующих развитию патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным городом. Для достижения цели поставила следующие

Задачи:

• воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу;

• воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в городе, сопричастность к этому;

• познакомить с символикой родного города;

• пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе;

формировать интерес к прошлому и настоящему родного края;

формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

• обеспечить единства работы ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Изучаю методическую и педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомление с родным городом наиболее близки :

Система работы по по формированию социальных представлений о родном городе у детей :

• Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

• - Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

• - Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;

• - Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

• Ознакомление с явлениями общественной жизни.

• - Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

• - Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

• - Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

• - Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

• - Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

• Ознакомление с природой.

• - Воспитание любви к природе родного края;

• - Воспитание бережного отношения к родной природе;

• - Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Формы работы

- создание развивающей среды ;

- тематические занятия;

-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

Изучаю методическую и педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомление с родным городом наиболее близки :

Задачи на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Разработан краткосрочный проект

«Славный город наш, Смоленск

Разработан цикл занятий по краеведению:

1 «.Из истории родного города. Смоленская крепостная стена и ее башни».

2. «Кукла из глубины веков»

3. «Край мой Смоленский

4. «Разные, разные ткани»

5. «Народные праздники на Руси»

6. «Моя малая Родина — Смоленщина»

7. «Герб родного Смоленска»

8. Беседа «Юрий Алексеевич Гагарин– первый космонавт»

9. Беседа о Михаиле Егорове «Знаменосец Победы»

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость

Проведено анкетирование по теме «Я ведаю свой край родной»

. Совместно с родителями организовали экскурсии в Талашкино и в сад Блонье

Очень интересная и познавательная экскурсия в Талашкино. Дети увидели маленькую настоящую кузницу, телегу с упряжью лошади,настоящий шалаш,покрытый соломой, сказочную ступу,любовались мозаикой сказочногоТеремка,видами золотой осени.

В Лопатинском саду познакомились с историей появления в Смоленске памятника «Олень».

В 1909 году в окрестностях своего охотничьего домика в Роминтенской пуще кайзер Вильгельм II подстрелил оленя с удивительно витиеватыми рогами. Охотничий трофей настолько понравился императору, что он решил увековечить его в бронзе. Для этого был приглашён известный в то время скульптор-анималист Рихард Фризе В 1910 году у часовни святого Хуберта на невысоком постаменте была установлена скульптура. Получившийся бронзовый олень оказался примерно в полтора раза больше оригинала.

В 1944 году скульптура загадочным образом исчезла и через год была обнаружена красноармейцами на даче Геринга[3]. После войны оленя перевезли в Смоленск. В 1945 году на боку трофея всё ещё можно было прочитать надпись белой краской «Подарок из Восточной Пруссии детям Смоленска от гвардейцев N-ского корпуса!» Бронзовый олень был установлен на детской площадке в саду Блонье

Всеобщий любимец смолян неоднократно страдал от «чрезмерной любви» граждан. За годы пребывания в парке Блонье скульптура реставрировалась трижды. Один раз скульптором А. Н. Русецкой и дважды П. А. Фишманом, который в 2010 году к столетию создания скульптуры провел капитальную реставрацию оленя в цехе художественного литья в Катыни. В этом же году рядом со скульптурой был установлен гранитный камень с латунной табличкой, на которой указано имя скульптора, а также дата создания бронзового оленя

С памятником М. И. Глинке

Памятник Глинке — первый в мире памятник композитору М. И. Глинке, одна из достопримечательностей Смоленска. Расположен в парке Блонье, напротив здания филармонии. Скульптор — А. Р. фон Бок (1829—1895). Ограда выполнена по проекту академика И. С. Богомолова. [1]

Памятник композитору был создан на добровольные пожертвования в 1883—1885 гг[2]. Торжественное открытие памятника состоялось 20 мая 1885 года при большом стечении народа. Среди присутствовавших были русские композиторы П. И. Чайковский, А. С. Аренский, М. А. Балакирев, С. И. Танеев, А. К. Глазунов[1].

Бронзовая скульптура изображает композитора у пюпитра с дирижёрской палочкой в руке. При этом пальто композитора по каким-то неизвестным причинам сделано на женский манер, с пуговицами слева.

Глинка не случайно стоит спиной к пюпитру. Это подчёркивает, что он не просто дирижёр, а именно композитор, знающий ноты наизусть.

На гранях постамента расположены бронзовые венки с надписями: «Глинке — Россия, 1885 год»; «М. И. Глинка родился 20 мая в селе Новоспасском Ельнинского уезда, скончался 3 февраля 1857 года в Берлине, погребен в С. -Петербурге в Александро-Невской лавре».[2]

Ограда памятника

Оригинальная ажурная ограда памятника выполнена в виде нотных строк, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений Глинки. [1]

Два раза в день из динамиков, установленных вокруг памятника, звучат произведения композитора.

При знакомстве с памятником М. И. Глинке была использована очень интересная физкультурная минутка «Вальс»

Далее экскурсия продолжилась у фонтанов,дети познакомились с дизайнерской скамейкой

В основе дизайнерской скамейки на Блонье - обычная деревянная скамья. Мастер органично вписал в общую композицию этого объекта, казалось бы, несочетаемые предметы : детали от автомата Калашникова, оводы от телеги, части офисных стульев, колесо старинной швейной машинки и многое другое. На левом поручне скамейки Александр Ларюцкий воссоздал один из символов Смоленска – птицу Гамаюн, верхом на пушке. Среди деталей скамьи можно отыскать инициалы автора.

Некоторые составные части скамейки можно двигать и вращать.

Закончилась экскурсия прощанием с Блоньевым

Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость

Запланированы экскурсии

«Лопатинский сад»-2

«Музей сказок»

«Музей ВОВ»

Проведены консультации на темы

«Семейный маршрут выходного дня»,

«Отдыхаем всей семьёй».

«Мой родной край»

«Воспитание маленького гражданина».

Помогла многим семьям проводить выходные всей семьёй, гулять по знакомым и любимым местам, уточнить и закреплять знания о родном городе.

Традицией группы стали утренние и вечерние беседы с родителями,о том, что рассказываем детям по теме «Мой родной город».

Работа в данном направлении вызвала интерес у родителей, что побудило их лучше узнать историю родного города и вызвало чувство гордости за него. Этот положительный отклик послужил примером для их детей.

Анкета

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам принять участие в анкетировании «Я ведаю свой край родной. Выберите в каждом вопросе те варианты ответов, которые соответствуют вашему мнению.

1. Продолжите фразу «Краеведение – это ___

2. Интересуют ли вас знания о своем крае?

да;

нет.

3. В каком году образована Смоленская область?

1961;

1937;

1708.

4. Что изображено на гербе нашей области?

пушка и птица Гамаюн;

липа на пяти холмах;

Георгий победоносец;

сталелитейный ковш.

5. Как вы думаете, с чем связано название г. Смоленска?

с легендой;

с природным объектом;

с историческими событиями;

с именем основателя;

не знаю.

6. Кто был архитектором крепостной стены г. Смоленска?

Борис Годунов;

Фёдор Конь;

Дмитрий Ухтомский;

Матвей Казаков.

7. Какими народными промыслами и ремёслами знаменита Смоленская область?

стекольное производство;

хохломской росписью;

гончарное искусство и глиняная игрушка;

тульскими самоварами;

художественная резьба по дереву.

8. Какие достопримечательности нашего края вы посоветовали бы посетить гостям из других городов?

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор);

Катынь Мемориальный комплекс;

Центральный парк культуры и отдыха «Лопатинский сад»;

Сад Болонье;

Теремок Историко-архитектурный комплекс;

не знаю, что посоветовать;

в Смоленском крае нет значимых достопримечательностей.

9. Кто из перечисленных земляков, по вашему мнению, прославил родной край?

Михаил Иванович Глинка;

Екатерина II;

Александр Трифонович Твардовский;

Михаил Водопьянов;

Юрий Гагарин;

Григорий Александрович Потёмкин.

10. Выберите, на ваш взгляд, верные предложения :

Смоленск – город-ключ;

Смоленск – город металлургов;

Смоленск – город фонтанов;

Смоленск – город контрастов;

Смоленск – город-герой.

11. Вы интересуетесь:

историей края;

природой края;

культурой края;

литературным наследием края;

мне это не интересно.

12. Я бы заинтересовался (лась) краеведением, если бы:

краеведческая информация была более понятной;

я знал (а, где найти краеведческую информацию;

было бы больше значимых событий и достопримечательностей в Смоленском крае;

книги о родной земле стали красочнее.

Спасибо за ответы!

Публикации по теме:

Фотоочерк о родном городе «Мысли вслух, или Каким я вижу Иркутск весной»Фотоочерк о родном городе «Мысли вслух, или Каким я вижу Иркутск весной» «… Как Англия создала Лондон и Франция Париж, так Сибирь создавала Иркутск. Она гордится им, и не видеть Иркутска– значит не видеть Сибири…».

Дидактические игры по формированию представлений о родном городе «Брест — моя малая Родина» для воспитанников 4–5 летДидактические игры по формированию представлений о родном городе «Брест — моя малая Родина» для воспитанников 4–5 лет В 2019 году город Брест будет праздновать свое 1000-летие. С целью формирования представлений у воспитанников представлений о своем городе,.

Фотоочерк о родном городе «В Иркутск приходит осень»Фотоочерк о родном городе «В Иркутск приходит осень» Хочу рассказать о своей малой родине, городе Иркутске. Я люблю свой родной город, в нем я родилась, училась, вырастила своих детей. Мне.

Фоторепортаж о моем родном городе. Часть 1Фоторепортаж о моем родном городе. Часть 1 Фоторепортаж о моем родном городе. Добрый вечер, дорогие коллеги, друзья - МААМовцы, и просто гости моей страницы! Представляю вашему внимаю.

Фоторепортаж о моем родном городе. Часть 2Фоторепортаж о моем родном городе. Часть 2 Фоторепортаж о моем родном городе. Часть 2. В нашем районе насчитывается 31 объект культурного наследия со статусом «регионального значения».

Фоторепортаж о моем родном городе Часть 3.Фоторепортаж о моем родном городе Часть 3. Фоторепортаж о моем родном городе. Часть 3. Козловка как населенный пункт упоминается в исторических документах с 1671 года. А. Н. Радищев.

Литературный вечер в старшей группе «Маленькие путешественники в родном городе Калининграде»Литературный вечер в старшей группе «Маленькие путешественники в родном городе Калининграде» Литературный вечер «Маленькие путешественники в родном городе» Старшая группа Цель: Формировать знания детей о родном городе, его уникальности,.

Лэпбук «Моя малая Родина — Шуя»Лэпбук «Моя малая Родина — Шуя» Материал подготовили воспитатели подготовительной группы Родионова И. В., Куликова И. Б. Любовь к Родине начинается с любви к тому, что.

Коллективная поделка «Осень в родном городе». Мастер-классКоллективная поделка «Осень в родном городе». Мастер-класс В рамках реализации проекта Вологодская осень детьми было сделано предложение сделать деревья в разноцветных нарядах. В качестве предварительной.

Проект «Моя малая Родина» Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальных представлений о родном городе «Смоленск — моя малая Родина»
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 16:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социальных представлений о родном городе «Смоленск — моя малая Родина»» (включая файлы) размещена пользователем Петроченкова Галина Александровна (УИ 268490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД