Получи документы

Формирование сотрудничества у старших дошкольников в специально организованной деятельности

Валентина Чичерина
Формирование сотрудничества у старших дошкольников в специально организованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности

Слайд 1. (название сообщения) Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Публикация «Формирование сотрудничества у старших дошкольников в специально организованной деятельности» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте дети имеют достаточный опыт взаимодействия с взрослым, со сверстниками. Они уже научились работать в парах, в группах, научились элементарным формам оценки и контроля. Данная работа продолжается, но формы взаимодействия усложняются.

Схема занятия с детьми старшего дошкольного возраста остается такой же, как и в средней группе, однако увеличивается число познавательных задач, за счет сокращения времени на организацию сотрудничества.

Слайд 2. (сотрудничество) Согласованная, совместная ценностная значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи.

Сотрудничество – это то, что помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других занятие.

Сотрудничество представляет собой гуманистическую идею совместной развивающей деятельности взрослого и детей.

Сотрудничество предполагает активность деятельности всех участников процесса

Слайд 3 (изучение темы педагогами) В образовательном процессе сотрудничество было рассмотрено в трудах передовых отечественных педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и в практической деятельности А. С Макаренко, В. А. Сухомлинского и многих других.. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике неоднократно подчеркивалось, что для полноценного социального и познавательного развития ребенку необходимо общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками (З. М. Богуславская, Р. С. Буре, Я. Корчак, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, В. А. Сухомлинский, Ж. Пиаже, H.L.Bee, S.K.Mitchell, C.S.Schuster, S.S.Ashburn и др.).

Слайд 4 (задачи) При формировании навыков сотрудничества у детей были поставлены следующие задачи:

Продолжать учить ставить общую цель, планировать предстоящую деятельность

Учить объединяться в микрогруппы по 4-6 человек разными способами, в том числе по деловым качествам

Учить искать новые способы решения задачи или использовать знакомые способы при действии с незнакомым материалом

Знакомить с новыми способами распределения ролей, функций, материала

Развивать способность контролировать промежуточные и итоговые результаты

Формировать чувство ответственности за коллективный результат

Слайд 5 (этапы обучения) Деятельность, проводимая в данном направлении предполагает этапы обучения сотрудничества :

• 1 этап

формирование предпосылок навыков сотрудничества в совместно-индивидуальной деятельности

• 2 этап

формирование навыков сотрудничества в совместно-последовательной деятельности

• 3 этап

формирование навыков сотрудничества в совместно-взаимодействующей деятельности

Слайд 6 (фиксирующие знаки) При формировании навыков сотрудничества целесообразно использовать условные знаки, фиксирующие этапы деятельности :

«Л» - легко, «Т»- трудно, ?- испытываем затруднение; Y – ловушка, сигналы светофора,

(знаки, регулирующие поведение при выполнении задания)

Слайд 7 (приемы обучения) Как и в любой деятельности при обучению сотрудничеству существуют свои методы и приемы обучения.

совместное планирование воспитателя и детей

фиксация этапов деятельности с помощью условных обозначений

позиция невмешательства

Смещение внимания с взрослого на сверстников

. Многие приемы придумываются в ходе подготовки к занятию, порой они являются неким логическим переходом от одной части занятия к другой. Например, в первой части занятия дети считают количество кисточек на карточке, которыми рисует художник и подбирают карточку с цифровым обозначением числа, далее, при разделении на пары дети используют предложенные мерки для поиска нужного карандаша, которым «художник нарисовал другие картины», во второй части дети отмечают количество картин, которые художник рисовал цветными карандашами на цифровой оси

Слайд 8, 9, 10 (особенности объединения) Обучение детей – это очень трудная работа, которую можно выполнить в одиночку или сообща с другими детьми, объединившись в паре или в группе. Вместе получается быстрее интереснее, но только при условии, что партнеры владеют навыками сотрудничества. Дети могут объединиться по деловым качествам или при наличии симпатии друг к другу. Необходимо обращать внимание на взаимодействие между детьми в процессе приглашения к работе: какие слова сказать, как посмотреть, как привлечь к себе внимание.

Слайд 11 (правила работы в группе) В процессе организации детей в совместной деятельности вводились элементарные правила взаимодействия: при обсуждении не кричать, не мешать другим, говорить спокойно, если работа в паре то говорить на ушко, а если в группе – собравшись в кружок, внимательно слушать говорящего, высказывать своё мнение, совместно с детьми мы выделили правила «работы вместе». Важно, чтобы дети при выполнении заданий в группе или паре соблюдали определенные правила, не отвлекались на не нужные споры.

1. Задавать вопросы только по теме занятия.

2. Если ты считаешь себя правым - отстаивай свое мнение, укажи на ошибки других и помоги исправить.

3. Слушай мнение других, другие тебя тоже будут слушать.

4. К воспитателю обращайся не с жалобой, а с просьбой помочь разобраться

Слайд 12 (знаки, регулирующие поведение) В группе совместно с детьми мы придумали знаки, которые будут напоминать им соблюдать определенные правила во время выполнения заданий, чтобы достичь хороших результатов

1. Работать дружно

2. Не ссориться, не кричать.

3. Хорошо - задание выполняется правильно.

4. Плохо – дети отвлекаются от поставленной задачи.

Слайд 13 (формы работы) Учимся объединяться в группы-пары (по 4-6 человек, в том числе по деловым качествам. Для выполнения задания дети вправе выбирать, как они будут работать: в паре или в микрогруппе, мотивируя тем, что так быстрее можно выполнить задание помогут ребята.

Слайд 14, 15. 16 (планирование работы) Чтобы деятельность была эффективной необходимо планировать свою работу.

Традиционно, свои занятия я начинаю с постановки проблемной ситуации, и детям предлагаю уже самостоятельно выбрать форму организации работы «Как мы это будем делать, каждый за себя, или как-то по-другому?».

Например, для решения арифметических задач, дети определяли форму - групповую, мотивируя тем, «что так быстрее можно выполнить задание, помогут товарищи».

Или прослушав проблемную ситуацию: «Как нам быстрее собрать цветы?», дети сами предлагают разделиться на группы и разделить обязанности: один будет главным, и будет примерять лепестки к серединке, остальные их будут выбирать и ему давать.

Объединение детей в пары или группы чаще происходит по выбору знака, как они будут работать в группе или в паре, это для старших дошкольников становиться привычным, и не составляет сложности. Для разделения использую дидактические игры или упражнения, например "Раздели слово на слоги", «Найди такой же» «Собери цветок», «Собери квадрат», «Рифмы», «Варежки», игры с мячом «Передай мяч», «Слоговая пирамидка».

Слайд 17 (работа в одиночку) Ребенок выполняя задание один испытывает затруднения, требует с помощью знаков определить его в пару и вместе выполнить задание.

Слайд 18 (нестандартные ситуации) Как поступить, когда ребенок не может объединиться в ту или иную группу, он стоит в нерешительности вне группы.

Ребенок не имеет своего мнения и стоит в не решительности вне групп.

• Возьмите ребенка за руку, подведите по очереди к каждой из образовавшихся групп и спросите детей, почему они собрались вместе.

• Ваш подопечный должен сам решить, какая из групп ему подходит больше.

Ребенок, не раздумывая, спешит влиться в группу, где находиться его друг.

• Возьмите «нарушителя» за руку и скажите его другу, что вы и его приятель хотите играть с ним вместе Глагол хотите в этом случае используется для того, чтобы не фиксировать внимание детей на нарушении правила или ошибочном выборе игрока. Хотя фактически игрок уже присоединился к группе не по правилу и тем самым нарушил его. После этого каждому из играющих предлагается высказать свое мнение по поводу правомерности такого выбора не по правилу (мини-дискуссия)

Дети из личных антипатий не хотят образовывать группу, которая по логике вещей в данном случае целесообразна.

• Возьмите из рук детей картинки и предложите игрокам вместе с вами рассмотреть, что на них нарисовано.

• После того как ребята ознакомятся с содержанием картинок, организуйте мини-дискуссию на тему, имеют ли эти картинки что-то общее.

• Получив утвердительный ответ, обратите внимание детей на то, что они не очень внимательно слушали правила игры и допустили ошибку – смотрели не на картинку, а на игрока. Поэтому они чуть не проиграли игру.

• Иногда возникают пары детей, которым трудно взаимодействовать друг с другом, и если содержание занятия не сложное, то такое совпадение дает попытку наладить сотрудничество детям между собой, конечно же, не без помощи воспитателя. Если содержание занятия сложное, и для решения поставленных задач необходимо максимальное внимание детей, то стараюсь спрогнозировать объединение детей в пары, например, подкладываю парные картинки тем или иным детям.

Слайд 19 (оценка) Последняя, часть занятия отводится на контрольные и оценивающие действия детей. В процессе овладения различными видами контроля дети не только стали оценивать адекватно свои достижения и достижения своих товарищей, но научились высказывать мнения по лучшей организации обучающей среды, размещение познавательного материала в группе: «Давайте подсказки к загадке приклеим на стене, на видном месте». При обсуждении оценки, выполняемой работы, дети должны уметь правильно высказывать свое мнение, придерживаясь определенных правил:

обсуждение причин неудач,

нарушения процесса деятельности,

недобросовестность участников,

несогласованность действий,

отсутствие совместного планирования и пр.

обсуждение достижений

Слайд 20 Чувство ответственности за коллективный результат позволяет лучше работать

Слайд 21 (правила дискуссии) Немаловажным является задача научить детей самостоятельности суждений, умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать друг другу вопросы, указывать на ошибки и исправлять их. Конечно, мне порой самой приходится давать образцы высказываний, но дети быстро улавливают эти правила, и скоро самостоятельно их применяют.

Чтобы детский спор был содержательным и не превращался в склоку и взаимообвинения, обговариваю с детьми правила:

а)Точно формулируй свою точку зрения : «Я считаю, что они выполнили задание неверно. Мы сказали, что слева и справа от квадрата треугольники, а сверху и снизу круги» (дидактическая игра «Варежки»).

б) Выясни точку зрения своих партнё ров: «Как ты думаешь? Ты согласен?»

в) Определи, в чем разница точек зрения: «Я считаю так., а я считаю иначе».

г) Докажи свою правоту (попытка разрешить разногласие с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений). Например, «Модель задачи составлена, верно, потому что всё число игрушек мы обозначаем, как целое, а меньшее число - это его часть. Ведь число 4 меньше числа 7». Конечно, мне порой самой приходится давать образцы высказываний, но дети быстро улавливают эти правила, и скоро самостоятельно их применяют.

Слайд 22

Таким образом, именно в сотрудничестве со сверстниками на занятиях создаются благоприятные условия для развития эмоционально-волевой готовности детей к школе. Дети учатся видеть и понимать позицию партнёра, согласовывать и соподчинять свои действия, они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивая своё мнение. Именно в такой обстановке наиболее полно раскрывается интеллект ребёнка. Всё это в дальнейшем поможет дошкольнику безболезненно войти в школьную жизнь, что в свою очередь обеспечивает успешность взаимоотношений и дальнейшего развития ребенка.

Слайд 23 Предлагаю вашему вниманию перечень игр на развитие навыков сотрудничества у детей.

Слайд 24 Игра «Живые прыгалки»

Особенно полезны на начальном этапе целенаправленной работы по развитию навыков сотрудничества, так как малое количество участников в группе – пара -позволит каждому играющему осознать свои сильные стороны и избавиться от слабых

Описание игры: Двое детей крутят скакалку (мне нравится то, что я делаю, независимо от того, с кем это делаю)

Правила игры:

Каждые прыгалки должны крутить одновременно два человека;

В каждой паре обязательно должны быть девочка и мальчик;

Имена обоих игроков должны начинаться на одну и ту же букву.

«Давайте посмотрим, чьи прыгалки скорее оживут»

Слайд 33 Игра «Невпопад» Чтобы избежать высказываний не по теме я использую игру «Невпопад». По правилам этой игры надо обязательно отвечать не на заданный вопрос, а говорить о чём-то другом. Например: «Сколько у тебя глаз?», - «Три», «Что мы ели на завтрак», ответ — «Мягкий диван!», «Какое домашнее животное живет у вас в квартире?» - «Зеленый»- ответы вызывают добрый смех, я обращаю внимание, что это смех не над человеком, а над ситуацией. Это помогает снять у детей неловкость и напряжение при неправильном ответе и учит определять высказывания, относящиеся к теме и нет.

Слайд 40 Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект специально-организованной образовательной деятельности Конспект специально-организованной образовательной деятельности Воспитатель: Нефёдова Светлана Петровна Тема: Два начала человеческой.

Пусть будет дом зеленым Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды и взаимодействия с ней является одним из приоритетных направлений работы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование сотрудничества у старших дошкольников в специально организованной деятельности
Опубликовано: 13 января 2013 в 16:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование сотрудничества у старших дошкольников в специально организованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Чичерина (УИ 46922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД