Приложение МААМ

Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте

Олеся Плотникова
Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, отличаются не только недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, но и бедностью словарного запаса, недоразвитием грамматического строя речи и недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Публикация «Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Связные высказывания детей непоследовательны, укорочены. В предложениях существительное часто заменяется местоимением, а глагол -более легким по смыслу. Прилагательные и наречия часто совсем не употребляются. Предлоги не всегда правильно подобраны или не верно вставлены в структуре самого предложения. Дети могут несколько раз повторять укороченную фразу или словосочетание, как бы застревая и вспоминая о том, что было дальше. Происходит это не от того, что знаний у ребенка недостаточно, а потому что он не может оформить их в связное речевое высказывание.

Формирование правильного речевого высказывания детей дошкольного возраста предусматривает освоение фонетического и лексико-грамматического строя речи, что позволяет детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями окружающей среды.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает пополнять свой словарный запас. Особое внимание необходимо уделить его качественной стороне: увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов, многозначных слов. Нужно помогать ребенку, как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь.

Самыми простыми и доступными, не требующими длительной подготовки, являются следующие упражнения и задания по развитию у детей речевых навыков и умений :

Оречевление ряда последовательно выполненных действий;

• Продолжение ряда называемых взрослым группы предметов;

• Подбор слов-действий, слов-признаков к предмету;

• Подбор картинок к заданному действию или признаку;

• Подбор картинок-парочек с одинаковым названием, но разным значением и многие другие.

Параллельно ведется работа по развитию связного высказывания. Примером могут быть следующие упражнения и задания:

• Составление предложений с использованием магнитных картинок, предметных картинок или игрушек.

Играют один, два ребенка и взрослый. Дети отбирают несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать задуманные персонажи.

На наборном полотне или магнитной доске оформляются разные ситуации, о которых рассказывают дети. Затем дети с помощью наводящих вопросов составляют рассказ. Первоначально основную роль при составлении рассказа играет взрослый, затем под его руководством дети самостоятельно составляют небольшие рассказы.

• Составление рассказа по серии картинок и сюжетной картине.

Прежде всего, ребенку предлагается рассмотреть все картинки. Назвать, что или кто на них изображен. Подвести ребенка к мысли, о чем будет рассказ. После этого предложить разложить картинки последовательно по сюжету рассказа, что помогает осмыслить взаимосвязь событий. Ребенку задается ряд вопросов: «Что было вначале? Что происходило потом? Чем все закончилось?». После того, как дети определят последовательность картин, нужно помочь при помощи наводящих вопросов составить предложения по каждой картинке, объединяя их в рассказ. После совместного составления ребенку предлагается еще раз рассказать, но уже без помощи взрослого.

Если рассказ составляется не по серии картин, а по одной сюжетной картине, порядок действий тот же. Только работа над последовательностью картин заменяется самостоятельным восприятием картины и составлением предложений начала рассказа и его конца.

• Составление рассказов - описаний.

Процессу обучения детей различных видов рассказов-описаний предшествует большая работа по обучению детей сравнению предметов. Сравнение является основой всякого понимания и мышления. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.

Необходимо учить детей сравнивать предметы. Сначала указывать на отличия между ними, а затем находить сходство. Предметы или картинки должны находиться перед глазами ребенка. Сначала задаются вопросы по описанию предмета, потом дается образец описания. И только потом ребенок описывает сам.

• Пересказ текстов.

Пересказ помогает развивать речевые навыки, развивает внимание и мышление ребенка. Приступать к пересказу нужно, когда ребенок научится слушать, понимать содержание прочитанного. При подборе текста для пересказа важно учитывать индивидуальные, возрастные и интеллектуальные возможности ребенка. Текст должен быть прост, понятен, четко выражать сюжет. Ребенок в процессе пересказа должен передать последовательность и логику в описании событий. После пересказа должен уметь анализировать поступки героев, делать выводы. Трудные слова, непотные выражения объясняются после первого чтения взрослым. Перед чтением может быть проведена вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. После первого чтения детям задаются вопросы по содержанию и установка на пересказ. Далее читается текст второй раз, затем ребенок пересказывает его. Существует различные виды пересказа:

• Взрослый пересказывает, а ребенок вставляет нужное слово или фразу.

• Ребенок пересказывает, как правило, с большими паузами, а взрослый своими вопросами направляет его мысль и помогает правильно оформить предложения.

• Перед началом пересказа дается короткий план рассказа.

• Пересказ рассказа «по цепочке», когда чередуются рассказчики.

• Пересказ текста в лицах.

• Выборочный пересказ.

• Краткий пересказ.

Творческий рассказ:

придумывание или изменение конца рассказа;

предложить «заглянуть» в прошлое или будущее героев рассказа, сказки;

написать письмо своему любимому герою рассказа, сказки;

придумать разговор персонажей рассказа, сказки;

придумать сказку по опорным словам: девочка, колодец, зеркальце, лестница, лягушка, фея;

рассказать историю от лица предмета в сказке;

описать одно событие, например, от лица веселого и грустного человека.

Работая над развитием связного высказывания, совершенствуя речь, важно помнить, что одной из главной предпосылкой является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в которой у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении. Следовательно, необходимо создать доброжелательную атмосферу, доверительные отношения и поддерживать положительный настрой на протяжении всего периода увлекательной работы.

Таким образом, правильно построенная система коррекционной работы по формированию связного высказывания, обязательно даст положительную динамику, хороший результат и повысит уровень развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 4 октября 2022 в 13:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Плотникова (УИ 3068856) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД