МААМ-картинки

Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной группы

Надежда Сосина
Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной группы
▼ Скачать + Заказать документы

До конца XVIII века латинское слово tolerantia переводилось на русский язык словом "терпеливость". Позднее для этого стало использоваться слово "терпимость", явно подразумевающее элемент снисходительности и отрицательную оценку явления или свойства человека, с которыми мирятся по необходимости или из милости. "Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению; терпимость - свойство, качество это" (Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка". М., 1994, т. IV).

Публикация «Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной группы» размещена в разделах

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию, толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

Работа по формированию толерантного сознания у воспитанников инклюзивной группы должна вестись по нескольким направлениям.

1. Профилактика формирования негативных установок. Формирование умения анализировать свои поступки.

Конечно же, что такое хорошо и что такое плохо, мы узнаем в детстве от мамы и папы, от других взрослых людей. Маленькие дети воспринимают то, что говорят взрослые как истину в последней инстанции, они еще не способны анализировать. И если родители говорят, что какие-то люди плохие, ребенок и не задумывается над тем, что же в них плохого. Вырастая, мы можем пересматривать те установки, которые получили в детстве, и изменять к ним свое отношение. Очень важно, для профилактики возникновения негативных установок развивать в детях чувство ответственности и способность думать, анализировать.

Воспитание толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться в классическом треугольнике: «РОДИТЕЛИ-ДЕТИ-ПЕДАГОГИ». На начальном этапе ведется работа с родителями.

• Беседы, консультации

• Родительские собрания (1-ое на тему: «Включение детей с ограниченными возможностями развития в группы детского сада»)

• Тематические вечера «Родительские гостиные», где за чашечкой чая, в непринужденной обстановке родители обсуждают интересующие проблемы, могут задавать вопросы

• Проведение различных спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», «Шашечный турнир среди родителей», «День здоровья»

• Привлечение родителей к участию в жизни детского сада («родительский день», субботники, наши традиционные конкурсы (поделки из природного материала, «Новогодняя игрушка своими руками», «Во что играли наши дедушки», «А, ну-ка мамочки», разработка детско-родительских проектов, стенгазет)

• «Устами младенца»

• Досуги с родителями

Таким образом, нам удалось показать родителям, что включение в группу детей с тяжелыми нарушениями в развитии не есть «страшно», а наоборот, дети, имеющие норму в своем развитии, общаясь, играя с «особыми» детьми учатся толерантности, милосердию и просто – доброте. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка детский сад и семьи

2. Формирование представления о себе и окружающем мире, развитие само и взаимоуважения.

Сформировать уважение к другим людям, умение ладить с ними, прощать, быть снисходительным, миролюбивым, гуманным невозможно, не имея представление о самом себе и об окружающем мире. Уважение к «другим», воспитывается тогда, когда родители и воспитатели с уважением относятся к своему ребенку, когда они видят в нем личность, учитывают его мнение. Тогда маленький человек учиться принимать других людей такими, какие они есть, уважать мнение другого человека, даже если оно не совпадает с его мнением.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка детский сад и семьи.

Наш опыт показал, что сформировать уважение к другим людям, умение ладить с ними, прощать, быть снисходительным, миролюбивым, гуманным невозможно, не имея представление о самом себе и об окружающем мире.

Свою работу мы построили на системе разработанных и частично адаптированных занятиях направленных на:

• формирование знаний о своем организме;

• обогащение и систематизация знаний ребенка о своей семье, доме, улице, детском саде, городе, стране;

• развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• обогащение знаний о разных профессиях, воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к народным традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека.

3. Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков

Важным направлением работы воспитателя по формированию толерантного сознания воспитанников инклюзивной группы является работа по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей. Так как одной из проблем, мешающих взаимопониманию «особых» и типично развивающихся воспитанников в группе является неумение построить диалог, понять друг друга. Эта проблема возникает довольно часто, особенно при включении в группу детей с выраженными нарушениями речи, интеллекта, сенсорных анализаторов.

Мы развиваем у детей стремление к сотрудничеству и партнерству, к развитию коммуникативных навыков. На занятиях и в повседневной жизни ребята посредством игр, игровых упражнении, «Круга» учатся взаимодействовать со сверстниками, разрешая конфликты, находить компромиссы.

Воспитателями инклюзивных групп нашего детского сада разработаны и адаптированы занятия и мероприятия, направленные на реализацию названных направлений. Полученные знания закрепляются в повседневной жизни во взаимодействии детей друг с другом в играх, досугах.

В заключении хочется сказать: нормой жизни каждого человека-взрослого и ребенка - должна быть толерантность.

Надо стремиться помогать непохожим людям, жить рядом в мире, дружбе и согласии.

Наша задача: формировать представление ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

Публикации по теме:

Материалы к олимпиаде по русскому языку Материал к олимпиаде по русскому языку для учащихся 5 класса в условиях детского санатория п. Ивня Белгородской области учитель ОГКУЗ “Детский.

Русский язык — великий, могучий, трудный… Русский язык – один из самых сложных предметов в школьной программе. Странно! Ведь для большинства россиян – это родной язык, язык сказок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной группы
Опубликовано: 11 января 2015 в 16:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной группы» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сосина (УИ 294722) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД