Лучший педагог года

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста на основе полихудожественного развития

Елена Маликова
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста на основе полихудожественного развития

В современном обществе проблема толерантности приобретает все более актуальное значение. Это связано с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания и т. п.)

По предложению ЮНЕСКО, первое десятилетие XXI века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Толерантность (от латинского tolerantia) — это «терпение, снисходительность к кому-либо или чему-либо», способность понимать и уважать другую культуру, иные взгляды и различные проявления человеческой индивидуальности.

Публикация «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста на основе полихудожественного развития» размещена в разделах

Деятельность нашего структурного подразделения, реализующего основные общеобразовательные программы дошкольного образования – детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское основана на позиции : искусство — путь к культуре мира и понимания. В детском саду воспитываются дети разных национальностей (русские, азербайджанцы, армяне, грузины, евреи, осетины, татары, узбеки, украинцы, поэтому для педагогического коллектива важно не только формирование у детей чувства гордости за свое национальное «Я», но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, с учетом того, что воспитание толерантности в современных условиях невозможно без активного включения дошкольников в процесс освоения разных видов искусства. На языке искусства ребенку проще и доступнее осваивать культуру других народов. «Погружение» ребенка в мир культуры других народов, воспитание у него уважительного и заинтересованного отношения к прошлому, к истории, к опыту поколений необходимо начинать как можно раньше.

Анализ исторического опыта отечественной педагогики, показывает, что одним из важных аспектов воспитания толерантности у дошкольников является формирование детской личности на основе тесной взаимосвязи духовных традиций, культурной среды, родного языка ребенка и культуры других народов.

Вся работа нашего педагогического коллектива основана на активном творческом контакте педагогов, родителей воспитанников со специалистами музеев. Особое место в работе с детьми занимают комплексные интегрированные занятия, задачи которых — найти и вычленить характерное и особенное в жизни разных стран и сравнить их с особенностями и традициями российского народа.

Все содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста распределяется на три больших блока. Первый блок посвящен изучению дошкольниками русской культуры, второй и третий блоки знакомят с культурами других народов.

Целью второго и третьего блока является приобщение детей к культурам других стран мира на основе полихудожественных форм работы. Если содержание работы по первому блоку для любого дошкольного учреждения России может быть стабильным или претерпевать незначительные изменения в зависимости от региона, то содержание второго блока занятий в каждом детском саду будет индивидуальным.

В практике работы можно использовать и другие подходы, например, знакомить детей с культурой тех народов, которые проживают по соседству; с культурой тех стран, которые объявлены как «Год страны»; со странами, где проживают родственники дошкольников, и т. д.

Блок 1. «Мы — россияне» включает в себя темы:

«Россия, Родина, Москва»;

«Занятия древних славян»;

«Россия — народов дружная семья»;

«Защитники земли русской»;

«Мой род — моя крепость»;

«Одежда вчера, сегодня, завтра».

Цель данного блока: используя полихудожественные формы работы, познакомить детей с российской культурой в целом, отражая особенности одежды, быта, обычаев и традиций разных слоев населения и разных народов, проживающих на территории России.

Блок 2. «Я, ты, он, она — вместе дружная семья».

В содержание этого блока включается знакомство с теми странами, которые являются по национальному признаку родными для детей нашего учреждения.

Блок 3. «Юные путешественники».

Данный блок состоит из проектов, посвященных тем странам, где дети или их родители побывали во время отпуска и путешествий.

Во время таких заочных путешествий дети много узнают об особенностях культур разных народов, их традициях, одежде, национальной архитектуре.

Мы рассказываем детям о климате страны, растениях, животных обитающих на ее территории, знакомим их со сказками, танцами, песнями и декоративно-прикладным искусством.

Завершением длительного путешествия по той или иной стране является коллективное мероприятие, в котором участвуют дети, педагоги и родители.

Объединяющим началом в организации блоков занятий служит единая тема (изучение культуры какой-либо страны, вида народного искусства, разнообразия видов растений или насекомых, различных видов музейного искусства, особенностей конкретного музея и др., требующая достаточно длительного времени для ознакомления.

Такое знакомство осуществляется не столько через чтение художественной литературы, слушание музыки и визуальные наблюдения, сколько через творческие, самостоятельные наблюдения детей (часто с участием родителей, музыкальные и поэтические импровизации, театральные режиссерские постановки, создание «карты» страны и путешествия по ней, организацию игр-соревнований между группами, выступлений, праздников.

Обязательным в построении таких занятий является сравнение культуры изучаемого народа с культурой и обычаями русского народа, нахождение общих и отличительных черт в организации жилья, обживании окружающего природного ландшафта и др.

Работа с музеем не должна ограничиваться только экскурсиями. Экскурсии — это лишь одно из обязательных условий данной работы. Знакомство с музеем предполагает большую подготовительную деятельность педагогов, детей и их родителей. После проведенной экскурсии необходимо закрепить увиденное и услышанное детьми от экскурсовода.

Кроме посещения музея наше дошкольное образовательное учреждение наладило взаимосвязь с театрами, выставочными залами и кинотеатрами. Для воспитанников детского сада и их родителей организуются экскурсии по селу, паркам, архитектурным памятникам.

Вся педагогическая работа строится на основе общепедагогических и частных принципов воспитания у дошкольников толерантности с учетом : целенаправленности; индивидуальных и возрастных особенностей детей; культуросообразности; единства социально организованного воспитательного процесса и жизненного опыта; уважительного отношения к личности; актуализации положительных черт ребенка; единства знания и поведения; диалогичности и сотрудничества; развития рефлексии.

Литература:

1. Артемов В. В. Страницы российской истории. М., 2009. – 245с.

2. Блинова Г. М. Познавательное развитие дошкольников. Самара, 2010. – 168с.

3. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М. // «Дошкольное воспитание», 2001, № 2. – 67с.

4. Ривина Е. К. Герб и флаг России: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – М., АРКТИ, 2002. – 122с.

5. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М., АРКТИ, 2009. – 107с.

6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., 2011. – 98с.

Публикации по теме:

Формирование толерантности Толерантность- феномен исторический, являющийся одним из факторов эволюционного развития человечества. Возникнув на основе инстинкта самосохранения,.

Воспитание толерантности в семье. Проект «Семейная гостиная» Автор Арутюнова И. В. восп. Мдобу №43 г. Новокубанск Срок реализации проекта 1 год, заседания проводятся 1 раз в квартал. Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста на основе полихудожественного развития
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 22:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД