Папки-передвижки

Формирование толерантности в процессе межэтнического взаимодействия в рамках ДОУ

Олиевская Олеся Валентиновна
Формирование толерантности в процессе межэтнического взаимодействия в рамках ДОУ

Мы живём в XXI веке, который характеризуется глобализацией экономики, мобильностью, интенсивностью развития средств массовой коммуникации, крупномасштабной миграцией и перемещением населения, преобразованием социальных структур и др.

В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека - как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. В этом случае толерантность - необходимое условие мира и социально-экономического развития народов. Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит детскому саду как важнейшему институту социализации личности.

Публикация «Формирование толерантности в процессе межэтнического взаимодействия в рамках ДОУ» размещена в разделах

Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ОВЗ в образовательную среду и адаптация в ней.

Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.

Бесспорно, в современных условиях воспитания межэтнической толерантности в ДОУ и формирование ее у будущего гражданина, живущего в согласии с представителями других национальностей, - очень важная задача. Ведь дошкольники - это многонациональная социальная группа. Они входят в жизнь с определенным уровнем знаний и умений, которые в последующем становятся для них важным ориентиром в процессе общения в разнонациональных коллективах - ученических, трудовых, творческих и других.

Что же такое толерантность?

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает :

В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо или кого – либо).

В решении задач формирования толерантности у детей особая роль отводится педагогике, в том числе и дошкольной, так как дошкольный возраст - особый этап начального нравственного развития ребёнка.

ФГОС ДО направлен на решение (в том числе) задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно:

обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В связи с этим, педагоги должны осознать важность воспитания предпосылок толерантности, как одной из основ личности ребёнка.

Цель воспитания толерантности – это воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления исповедания. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока :

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Принципы воспитания толерантности.

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

4. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Формы и методы воспитания толерантности :

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

- продуктивные виды деятельности;

- беседы на уровне внеситуативно - личностного общения;

- рассматривание и обсуждение картин;

- сюжетно-ролевые, психогимнастические игры, основной целью которых, является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

- русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Тюбитейка” и другие;

- релаксационные методы;

- театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира. (Региональный компонент в нашем ДОУ праздник «Вороний день», цель которого: познакомить детей с одним из весенних праздников северных народов);

- проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем

- знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 апреля, 9 мая

- работа с родителями.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Также необходимо не забывать о важном звене по воспитанию основ толерантности у дошкольников – это взаимодействие педагогов и родителей детей. Толерантность как сложное личностное образование не является врожденным, а формируется в процессе целенаправленного взаимодействия детей и взрослых. Особая роль в этом принадлежит семье как первому институту социализации согласно Закону "Об образовании".

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми, существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей нашего детского сада лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Таким образом, формирование межэтнической толерантности – это достаточно длительный и сложный процесс, начинающийся ещё в дошкольном возрасте и в дальнейшем протекающий в течение всей жизни.

«Мы разные - в этом наше богатство,

Мы вместе - в этом наша сила!»

Публикации по теме:

Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста в рамках взаимодействия родителей и музыкального руководителяФормирование культуры общения у детей дошкольного возраста в рамках взаимодействия родителей и музыкального руководителя Несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры.

Формирование основ здорового образа жизни в системе взаимодействия «родитель — ребенок — педагог», в процессе совместной спортивно-игровой деятельности в МАДОУ ЦРР ДС «Загадка».Формирование основ здорового образа жизни в системе взаимодействия «родитель — ребенок — педагог», в процессе совместной спортивно-игровой деятельности в МАДОУ ЦРР ДС «Загадка». В нашем детском саду содержание направлений работы с семьями воспитанников по образовательной области «Физическая культура» ведется на основе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантности в процессе межэтнического взаимодействия в рамках ДОУ
Опубликовано: 3 мая 2015 в 23:15
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД