Папки-передвижки

Формирование у детей исторических знаний об истории родного края и города средством использования регионального компонента

Светлана Югова
Формирование у детей исторических знаний об истории родного края и города средством использования регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия: «Моя Малая Родина» для детей подготовительной группы (6-7 лет).

Интеграционная цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о родном крае.

Задачи:

• Закреплять знания детей о родном крае, городе.

• Продолжать знакомить детей с символикой родного края.

• Продолжать знакомить с историей и достопримечательностями

родного города.

• Развитие кругозора, мышления, речи (познание, коммуникация);

Публикация «Формирование у детей исторических знаний об истории родного края и города средством использования регионального компонента» размещена в разделах

• Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, краю

через чтение стихов, песен, башкирских игр;

Материалы и оборудование:

Мультимедиа-проектор, компьютер. Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Лист ватмана с изображением соцветия курая. Портрет президента республики Башкортостан, музыкальное сопровождение – мелодия курая. Силуэт зелёной карты Башкортостана, шаблоны деревьев и кустарников, лекарственных трав, диких животных.

Ход занятия

Воспитатель:

– Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, большой и малой, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о родном крае и городе, в котором мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на - сколько хорошо вы знаем свой край. Мы с вами отправимся в путешествие по Башкортостану, по нашей малой родине. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? (ДА!

- А поможет нам в этом путешествии по родному краю то, что находится здесь, за тканью. Слушайте загадку и старайтесь ответить на вопрос.

Голос птиц, мелодии рассвета.

Все передает тростинка эта.

Он слов не говорил, наверняка,

Хоть голос есть - да нет языка.

Что это такое, дети? (Курай).

Звучит музыка курая.

Воспитатель: Да, это соцветие курая, растения, которое растёт на территории Башкортостана. Также, курай – эмблема, визитная карточка нашей республики и означает символ дружбы. Семь его лепестков символизируют единство всех племен и народов Башкортостана. Каждый из семи цветков соцветия означает семь интересных заданий, которые надо выполнить, и тогда, наш башкирский курай расцветёт.

Объявляю первое задание.

Воспитатель: Мы живем в прекрасной республике. Как называется наш край, в котором мы живем? (Республика Башкортостан).

- Покажите ее на карте России.

Слайд №1 (Политическая карта России).

(Два – три ребенка по очереди показывают).

- Эта карта Башкортостана в увеличенном размере. Посмотрите, ребята, на карту Республики Башкортостан. Это территория нашего края. А вот и первое соцветие курая расцвело, потому что вы верно выполнили первое задание (выставляю золотистый кружок на силуэт курая).

Слайд №2

Воспитатель. А сейчас следующее задание курая. (Объявляю второе задание).

- Задание называется «Государственные символы». Мы знаем, что у нашей Родины есть правители и символы. Посмотрите, чей это портрет?

Слайд №3

- Как зовут президента Республики Башкортостан? (Рустам Хамитов).

Воспитатель: Молодцы. Вы знаете три главных государственных символа. Назовите. (Герб, флаг и гимн).

Слайд №4

- Ребята, что это за символ? (Герб республики Башкортостан).

Слайд №5

- Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев).

Слайд №6

- Верно. Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит). Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

Слайд №7, №8

- Как называется следующий государственный символ? (Флаг).

- Это какой флаг? (Республики Башкортостан).

Воспитатель: Какой он? (Трёхцветный)

- Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

- Что он обозначает? (Синий - чистое небо над головой, белый - миролюбие и открытость, зеленый - цвет свободы и жизни).

- Что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн).

- Гимн – это главная, торжественная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя, не разговаривая).

Слушают гимн Республики Башкортостан.

Воспитатель: Ребята, вы правильно выполнили задание, и второе соцветие курая расцвело (выставляю второй золотистый кружок на силуэт курая).

- Следующее третье задание курая называется «Башкортостан – зелёный край!»

(выставляю силуэт карты зелёного мира Башкортостана и силуэты дидактического материала)

- Давайте вспомним, какие деревья растут в наших лесах (Береза, тополь, дуб, ель, сосна, пихта, рябина, липа).

Воспитатель: Да, их очень много. Я предлагаю выставить силуэты деревьев, которые растут на территории Республики Башкортостан на зелёной карте Башкирии.

(Дети выставляют по очереди силуэты деревьев и кустарников на схематичном изображении карты Башкортостана).

- В Башкортостане растёт много лекарственных трав. Какие вы знаете, перечислите. (Мать-и-мачеха, подорожник, душица, матрешка, календула (ноготки в народе, тысячелистник).

(Дети выставляют по очереди силуэты лекарственных трав на схематичном изображении карты Башкортостана).

Воспитатель: Какие дикие животные обитают в лесах Башкортостана? (Медведи, волки, лисы, куницы, лоси и др.).

(Дети выставляют силуэты диких животных на схематичном изображении карты Башкортостана).

- Еще мы знаем, что наша республика славится медом и кумысом. Их употребляют как лечебное, и как, иммуноповышающее средство.

Слайд №9

- Вы правильно выполнили третье задание курая, и поэтому третье соцветие курая расцвело (выставляю третий золотистый кружок на силуэт курая).

Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю физкультминутку «Родные просторы»

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Башкирию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

И зелё ные просторы:

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Край Башкортостана.

Хоть и Малая она –

Это Родина моя!

Воспитатель: Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Объявляю четвёртое задание). Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). Нефть - главное богатство нашей республики. Как ещё называют башкирскую нефть? (Чёрным золотом). Также в Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь.

Слайд №10

- Ребята, задание следующее - прочтите стихи о башкирской нефти.

(Дети по желанию рассказывают стихи).

Воспитатель: Вы правильно выполнили это задание курая, и поэтому четвёртое соцветие курая расцвело (выставляю четвёртый золотистый кружок на силуэт курая).

- Ребята, но главное наше богатство нашей республики – это люди. Задание курая - скажите, пожалуйста, люди, каких национальностей проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике. И в нашей группе дружно живут, занимаются, играют ребята разных национальностей: и русские, и башкиры, и татары, и армяне. И мы все в группе, какие ребята? (Дружные). Молодцы! За это наш курай дарит вам ещё одно цветущее созцветие (выставляю пятый золотистый кружок на силуэт курая).

Воспитатель: Посмотрите на экран. Вы видите портреты известных народных поэтов и писателей Башкортостана. Назовите их имена. (Мустай Карим, детский писатель Муса Гали).

Слайд №11 (Портреты М. Карима и М. Гали)

- Задание курая - расскажите стихотворения этих известных авторов.

(Дети по желанию рассказывают стихи).

Мустай Карим «О Березовом листе».

Взгляни на глобус. Вот он шар земной

На нем Башкирия с березовой листок величиной

Всего лишь на всего

Не больше обыкновенного листка

Береза же — великая Россия

Так зелена, так высока.

Мустай Карим «О Березовом листе».

Мо шишме андуастай йырсы ла ин,

ыылма бил тал сыбытай нфис т ин,

Аллы-глл гл-ссклй налы ла ин,

Эй, иламлы, эй, хрмтле башорт теле!

Дети поют песню «Ватан» (муз. Ф. Гершовой)

Воспитатель: Ребята, вы прекрасно выполнили это задание курая, поэтому у курая расцвело шестое соцветие (выставляю шестой золотистый кружок на силуэт курая).

- А сейчас следующее задание курая. (Объявляю седьмое задание)Города Башкортостана”. Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Какие ещё города нашей республики вы можете назвать?

(Города Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават, Ишимбай и др.)

Воспитатель: Ребята, как называется наш город? У нашего города Ишимбай тоже есть свой герб. Расскажите, что означает символика герба нашего города Ишимбай.

Слайд №12

- Ребята, так чем же так знаменит наш город в Республике Башкортостан?

(Наш город - первооткрыватель башкирской нефти). В нашем прекрасном городе живёт много знаменитых людей. Назовите имена наших современников города. (Галина Куклева - чемпионка Олимпиады по биатлону, Тамара Тансыккужева - чемпионка по международным шашкам, Александр Георгиев - чемпион по международным шашкам, художники Фаниль Шаймухаметов и Рафаэль Кадыров (он автор нашего герба города, поэтесса Ольга Абих).

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Наш город Ишимбай», в котором рассказывается об истории возникновения нашего города.

Просмотр видеофильма «Наш город Ишимбай»

Воспитатель: Ребята, как вы видели, наш город - первооткрыватель башкирской нефти, очень красивый и знаменитый. В феврале следующего года городу Ишимбай исполнится 75 лет. И сейчас Илья прочтёт нам стихотворение о нашем городе.

Мы живём, мы растём

В нашем городе родном.

Для кого - то небольшой,

А для нас огромный.

Пусть живёт, пусть растёт

Ишимбай - наш город!

Воспитатель: Ребята, вы, молодцы! Посмотрите, как расцвёл наш башкирский курай. Я тоже рада, что вы являетесь хорошими знатоками своего родного края! А вам понравилось занятие? Перечислите самые интересные моменты занятия (Дети перечисляют). Что бы вы хотели пожелать нашей республике и нашему городу? (Ответы детей).

- Я тоже хочу пожелать, чтобы в нашем крае республике Башкортостан царили мир и взаимопонимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «Моя Родина — Россия» Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «Моя Родина – Россия» Цель: Воспитание патриотических чувств и любви к своей.

Самара-край родной! Самара-край родной! Цель:Знать родной край, достопримечательности родного города. Особенности края:река Волга, как она красива, какой транспорт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей исторических знаний об истории родного края и города средством использования регионального компонента
Опубликовано: 10 января 2015 в 21:18
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей исторических знаний об истории родного края и города средством использования регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Югова (УИ 267770) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД