Получи документы

Формирование у дошкольников навыков составления рассказов

Лариса Карасёва
Формирование у дошкольников навыков составления рассказов

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 306

Формирование у дошкольников навыков составления рассказов

ЧАСТЬ 1.

Выполнил воспитатель

Карасёва Лариса Александровна

Москва 2014г.

1. Подбор методик диагностики по разделу «Формирование у дошкольников навыков составления рассказов».

Задание 1.

Цель: выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста.

Методика 1.

Публикация «Формирование у дошкольников навыков составления рассказов» размещена в разделах

Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ. Рассказ подбирается небольшой по объёму, с чётко выраженной композицией. (Например, рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»). Название рассказа при чтении не даётся. После чтения перед детьми ставятся вопросы:

1. О чём говорится в рассказе?

2. О чём говорится в начале рассказа?

3. О чём говорится в середине рассказа?

4. Чем закончился рассказ?

5. Как можно назвать этот рассказ?

Уровни освоения:

Высокий – Ребёнок говорит, что рассказ «Первая рыбка» Е. Пермяка «о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку».

Средний - Ребёнок фактически начинает пересказывать текст.

Низкий – Ребёнок не отвечает на вопрос или отвечает не по существу.

Задание 2.

Цель: выяснить понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала (основной части или концовки).

Методика2.

Каждому ребёнку читается рассказ, например «Про снежный колобок» Н. Калининой, в котором опускается начало (основная часть или концовка). После чтения детям задают вопросы:

1. Всё ли было понятно в рассказе?

2. Какой части в рассказе не хватает?

3. О чём может говориться в этой части?

Уровни освоения:

Высокий – Ребёнок, на основе анализа содержания текста, определяет недостающую часть и наполняет её содержанием, логически завершает рассказ.

Средний – Ребёнок справляется с заданием после дополнительных вопросов.

Низкий – Ребёнок не справился с заданием.

Задание 3.

Цель: выявить понимание детьми жанровых отличий произведений.

Методика 3.

Детям предлагается (индивидуально) прослушать три произведения – сказку, рассказ, стихотворение. После прослушивания каждого жанра задаются вопросы:

1. Что тебе прочитали? Выясняется узнавание жанра. Если ребёнок не отвечает, воспитатель сам называет жанр.

2. Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение? Проверяется понимание специфических особенностей каждого жанра.

3. О чём говорится в произведении, которое тебе прочитали? Выявляется понимание содержания.

4. Чему нас учит это произведение? Понимание идеи.

5. Какие слова и выражения тебе больше всего запомнились и понравились?

6. Как автор описывает (явление, персонаж?

7. С чем сравнивает? Вопросы на вычленение средств художественной выразительности задаются в зависимости от особенностей произведения.

Правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов – 21. В зависимости от набранных баллов можно выделить уровни восприятия.

Задание 4.

Цель: выявить умение сочинять сказку.

Методика 4.

Детям предлагается придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению заданий не даётся. Выполнение задания оценивается по следующим показателям:

1. выраженность сказочного содержания;

2. соответствие названия содержанию;

3. логичность, законченность построения;

4. грамматическая правильность речи;

5. использование языковых выразительных средств.

Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по три балла, общая сумма – 15 баллов. Количество набранных баллов свидетельствует об уровне сложившихся умений сочинять сказку.

Задание 5.

Цель: выявить, как дети по названию раскрывают основную мысль высказывания, строят повествовательный рассказ, какие связи используют при построении высказывания.

Методика 5.

Каждому ребёнку предлагается составить рассказ на тему определённую воспитателем. Тема должна быть конкретна, реалистична. Рассказы детей фиксируются дословно, с указанием имеющихся пауз, повторов и т. д. Отмечается и поведение детей: как принял задание, как приступил к его реализации, обращался ли за помощью, характер обращений.

Для определения связности рассказа необходимо ориентироваться на следующие показатели:

1. Раскрытие темы;

2. Объём рассказа;

3. Соблюдение структуры повествования;

4. Средства связи;

5. Плавность изложения;

6. Выразительность речи.

Уровни освоения:

Высокий – Объём рассказа ребёнка не менее 9-10 предложений, 50-60 слов. Характер предложений разнообразный, соблюдается структура не только основных частей, но и внутри каждой части, используются разнообразные средства связи, речь плавная, повторы и паузы единичны. Используются сравнения, речь образная, эмоциональная.

Средний – Рассказ – схема, незаконченный рассказ, наличие длительных пауз и многочисленных повторов.

Низкий - Объём рассказа 1-3 предложения, повторы, отсутствие структурной соотнесённости

Задание 6.

Цель: выявить особенности понимания логики изображённого на картинках и построения связного рассказа, при произвольном предъявлении картинок.

Методика 6.

Детям предлагается серия из трёх сюжетных картинок, разложенных произвольно, не в заданном порядке. Воспитатель обращается к ребё нку: «Внимательно посмотри на эти картинки, разложи их в нужном порядке и составь рассказ, дай ему название».

В протоколах фиксируется то, как ребёнок принял задание. Как приступил к его реализации, все его действия и речь.

При анализе рассказов воспитатель ориентируется на:

1. Показатели связности речи;

2. Понимания темы;

3. Развитие сюжетной линии;

4. Структурную организацию текста;

5. Разнообразие средств связи;

6. Плавность, выразительность.

Задание 7.

Цель: выявить умение связного построения рассказа при заданном начале (1-я картинка) и конце (4-я картинка).

Методика 7.

Детям предлагаются четыре картинки!-я и 4-я картинки открыты, 2-я и 3-я закрыты. Ребёнок должен представить, что может быть изображено на закрытых картинках. Рассказ записывается, затем открываются все картинки, снова составляется рассказ и даётся ему название.

Анализ по тем же параметрам. (См. Задание 6).

Публикации по теме:

«Образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного». Государственное бюджетное образовательное учреждение Начальная школа - детский сад компенсирующего вида №1643 Юго-Восточного окружного управления.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников навыков составления рассказов
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 00:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД