Формирование у ребенка интереса к художественной литературе в рамках клубной деятельности

Наталья Гнидина
Формирование у ребенка интереса к художественной литературе в рамках клубной деятельности

В статье представлен опыт работы педагога по организации клубной деятельности с семьями, имеющими детей дошкольного возраста.

Клубная деятельность, художественная литература, дошкольники.

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. В этом возрасте у дошкольника зарождаются основные способности. Происходит становление внутреннего мира ребенка.

В последнее время у детей все чаще отмечается неспособность к фантазии и творческой активности. У них нарушается внимание и способность к концентрации на каком-либо занятии, нет заинтересованности в делах. Многим трудно воспринимать информацию на слух – дошкольники не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. Поэтому детям неинтересны и скучны даже самые хорошие книги.

Очень важен процесс общения взрослого и ребенка. Все высшие психические функции ребенка – интересы, представления, переживания, образы – первоначально существуют не внутри него самого, а в пространстве между ним и взрослым. Лишь взрослый может привить малышу определенные представления или ценности и вместе с ним попытаться построить его внутренний мир.

Только в живом общении со взрослым ребенок открывает действительность. Окружающие на малыша предметы не воздействуют на него непосредственно, можно видеть множество предметов, но не знать, как с ними действовать, как их использовать. Эту суть вещей ребенок открывает только вместе со взрослым благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в общение, настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир значимым. Ребенок благодаря взрослым делает открытия в этом мире, которые входят в его собственный внутренний мир.

При поддержке и помощи взрослого ребенок начинает пробовать себя в разных видах деятельности и чувствовать свои возможности, своё я. И только потом открытые и опробованные вместе со взрослым человеческие представления, переживания входят в психическую жизнь ребенка и становятся «своими».

Книга – закладывает основу будущего мировоззрения ребенка, от того, какими будут его первые книги, зависит многое в его жизни.

В связи с тем, что в начале учебного года подготовительная группа была сформирована из детей, ранее не посещавших наше дошкольное учреждениеэтим, первой и главной нашей задачей стали поиск общих интересов и объединение коллектива. А так как родители, это наши главные союзники в воспитании детей, было принято решение организовать Клуб творческих людей «Любимые книги детства».

Цель нашего клуба: Привитие у ребенка интереса к художественной литературе через совместную продуктивную деятельность со взрослым.

Задачи:

1. Развитие познавательных способностей и речи детей.

2. Расширение кругозора детей, стремления к поисковой деятельности и экспериментированию.

3. Привитие художественного вкуса и определение ценностей.

4. Объединение с взрослыми и сверстниками, выявление общих интересов.

В начале работы нами было проведено родительское собрание, включающее анкетирование родителей. Которое показало, что большинство родителей группы предпочитают читать ребенка сказки, на втором месте по популярности рассказы. Наибольший интерес у детей вызывают волшебные произведения. Но некоторые уже определились с любимым произведением, и назвали «Золушку», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др. Большинство родителей после прочтения книги беседуют с ребенком о прочитанном, обсуждают характер и поступки героев. Многие дети хотели бы быть похожи на волшебных героев, потому что они делают добро и творят чудеса. У многих дома есть книжные уголки, родители следят за тем как дети обращаются с книгами и предпочитаю читать детям, нежели тратить время на просмотр мультфильмов.

В то же время опрос детей показал, что любимая деятельность в свободное время или даже с родителями – это игра на компьютере или просмотр телевизора. Не умаляя достоинства данных технических средств, которые при правильном использовании способны помочь развитию ребенка: его творческих способностей, личности, интеллектуальной сферы, мы решили сделать опору на традиционные средства, и обратились к художественной литературе.

Заседания клуба совместно с родителями проходят по пятницам, раз в две недели. В остальное время проходит подготовительная работа во время совместной деятельности в группе, а так же дома совместно с родителями. В течение года каждый ребенок совместно со своей семьей не только расскажет о своем любимом произведении, но сможет его показать и даже слепить.

Составив перспективный план на год, мы выделили для себя следующие последовательные формы работы:

1. Выделение произведения для каждого ребенка, распределение презентаций по времени.

Представление каждой книги занимает две недели, этого времени достаточно, чтобы ребенок проникся произведением и осознал его. Поэтому мы распределили каждого ребенка на определенную дату, к которой он сможет подготовиться и определиться с любимым произведением.

2. Презентация ребенком своего любимого произведения группе детей (пересказ, рассказывание наизусть, выразительное чтение).

Первую презентацию ребенок представляет самостоятельно, но уже на этом этапе ему необходима помощь взрослого.

3. Индивидуальная работа с родителями и ребенком (анкетирование, викторины, выставки).

После прочтения произведения проводятся анкетирования, викторины, которые помогают закрепить полученный материал, развить логическое мышление, осмыслить услышанное. Индивидуальные консультации по оборудованию домашней библиотеки, родительские собрания и др.

4. Продуктивная деятельность в группе по данному произведению.

В форме продуктивной деятельности мы взяли лепку из теста. В лепке можно наиболее полно отразить образы героев, «прожить» сказку, почувствовать ее. В то же время лепка положительно влияет на развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, речи.

5. Подготовка к театральной деятельности (изготовление атрибутов, разучивание текста).

Этот этап проводится как в группе детского сада, так и дома совместно с родителями. Он способствует объединению и сближению, творческой деятельности. Развивает стремление к поиску чего-то нового и оригинального.

6. Театрализованная деятельность по произведению с привлечением родителей.

Это заключительная часть общей работы по книге. В этой форме работы с большим удовольствием участвуют и родители. Использование нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.

Для детей старшего дошкольного возраста важно читать книги разных жанров: сказки, стихи, рассказы, былины. В этом возрасте можно учить сравнивать жанры.

У нас нет строгих требований к жанру выбранного ребенком произведения, главное чтобы он смог как можно полнее рассказать и показать, чем оно ему понравилось и запомнилось.

Поэтому первая сказка, которая была нами полностью раскрыта, это всем известная и всеми любимая сказка «Репка». Деятельность по ней у нас прошла в соответствии с ранее представленным планом, и завершилась инсценировкой, в которой принимали участие как дети, так и взрослые.

В последующем мы планируем раскрывать более сложные произведения, соответствующие возрасту ребенка, для чего проводим дополнительную работу с родителями по подбору материала в домашней библиотеке ребенка. Завершением работу нашего Клуба творческих людей будет общая театрализованная постановка по мотивам всех представленных произведений.

Но уже на сегодняшний момент,критериями эффективности работы на наш взгляд являются:

- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование у ребенка интереса к художественной литературе в рамках клубной деятельности
Опубликовано: 16 апреля 2014 в 11:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки