Получи документы

Формирование у родителей гендерной компетентности

Юлия Кочурова
Формирование у родителей гендерной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детский сад №142

С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

Публикация «Формирование у родителей гендерной компетентности» размещена в разделах

В исследованиях отечественных психологов (В. С. Мухиной, Н. В. Плисенко, Т. А. Репиной) научно обоснована значимость периода дошкольного детства в становлении психологического пола, полоролевой социализации, выявлены полодифференцированные особенности личности дошкольника.

Как утверждает Т. А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются некоторые особенности развития мозга [5, с. 15]. В процессе развития мальчиков и девочек становится очевидна биологическая и социальная несхожесть мужчин и женщин, настолько же разными оказываются психологические пути становления разнополых индивидуальностей.

Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка. Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

Родители оказывают большое влияние на развитие детского восприятия, являются образцом, которому ребенок подражает в своих действиях и поступках. Родители формируют внешний вид и поведенческие проявления ребенка мужскими или женскими, потому что биологический пол является данностью, с которой ребенок рождается, но психологический формируется в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В семье существуют самые благоприятные условия для усвоения и формирования соответствующего полу поведения. Родители – первые образцы маскулинности и фемининности, которые ребенок наблюдает, воспринимает и перенимает. Информационно-поведенческая культура родителей оказывает свое позитивное или негативное влияние на развитие полоролевых стереотипов у детей. Вот почему необходимо иметь свои знания о позиции родителей по отношению к половому воспитанию детей дошкольного возраста, чтобы дошкольное образование могло ответить адекватно на современные педагогические проблемы соответствующими воспитательными технологиями.

Семья для ребенка - это целый мир. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста, но, по мнению И. С. Кона, которое мы разделяем, уже «не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху» (Кон И. С., 1998, с. 163). Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.

Половое развитие – сложный интегрированный процесс, на который оказывают влияние биологические данные, полученные ребенком по наследству, и социальное взаимодействие окружающей его среды. Семья и детский сад оказывают непосредственное влияние на формирование психических проявлений пола у ребенка дошкольного возраста. Вот почему родители и педагоги обязаны взаимодействовать по проблемам полового воспитания дошкольников. Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка в русских традициях. О роли матери и отца в крестьянской и дворянской русской семье. О значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.

Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по воспитанию мальчиков и девочек и многое другое.

Публикации по теме:

Группа субботнего пребывания «Играем вместе» Здравствуйте, коллеги. На протяжении нескольких лет, наш сад работает с детьми, которые по каким-либо причинам не посещают детские сады.

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у родителей гендерной компетентности
Опубликовано: 26 апреля 2013 в 15:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у родителей гендерной компетентности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кочурова (УИ 100981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД