Лучший педагог года

Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского экспериментирования

Надежда Одинцова
Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского экспериментирования

Последние десятилетия - время становление системы непрерывного экологического образования в России, формирование его концепции. Современные психологические и педагогические исследования (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, Г. И. Щукина и др.) показывают большие возможности умственного развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Мы изучили уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента и выявили, что высокий уровень составил - 46%, средний и низкий, соответственно - 38% и 16%.

Свою работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений мы начинали с создания эколого-развивающей среды, в которую включили тематическую площадку «Пчелка», «Зоодворик», исследовательский центр «Эврика».

Был подобран комплекс занятий с использованием экспериментов и комплекс упражнений и проблемных ситуаций для самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования. Учитывая, что в старшем дошкольном возрасте инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Мы не навязывали своих советов и рекомендаций детям, а ждали, когда ребенок сам испробует разные варианты решения в определенной ситуации. Только если ребенок не находил ответа и обращался за помощью, мы ему помогали. При таком стиле работы возросла роль заданий по прогнозированию результатов ( например: «Как увидеть пар?», «Можно ли унести воду в решете?», предлагалось детям самим найти ответы на поставленные вопросы, расширяются возможности по фиксированию результатов (графические формы, фиксация натуральных объектов, становятся доступными двух- и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому мы часто задаем детям вопрос «Почему?».

Проводилась работа с родителями по организации экспериментирования в условиях дома. Мы дали несколько советов родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей и по организации экспериментирования в условиях дома (эксперименты с картошкой, помидорами, фасолью, луком, на выявление физических свойств предметов : теплопроводность материалов и т. д., изменение состава воздуха при горении, происхождения низких и высоких звуков, особенности передачи на расстоянии и др.)

Дети вместе с родителями варили «необычную» кашу с добавлением бананов, яблок, апельсинов, добывали крахмал из картофеля, решали проблему «Как использовать обмылки? придумывали необычные игры. Один мальчик с папой придумал «Цирк», которой можно развлечь малыша во время купания, другой мальчик придумал игру «Фонтаны» : включить кран на кухне, под струей воды построить из чашек, тарелок, кастрюлек конструкции; вода, падая на это строение, образует фонтаны и водопады.

В процессе совместной деятельности детей и родителей, и у тех, и у других мы наблюдали яркие поведенческие реакции (эмоциональные проявления по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели, увлеченности в процессе решения проблем, стремления поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте) - показатели проявления познавательного интереса участников исследовательской деятельности.

Повторная диагностика показала повышения высокого уровня сформированности экологических представлений у детей высокого уровня до 40%, среднего до 48%, и снижение низкого уровня до 12%.

Экспериментирование способствует развитию у детей внимания, мышления, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия.

Список литературы:

1. Баранникова Э., Тарасевич И. Создание развивающей среды на участке детского сада// Ребенок в детском саду :.- М. : - 2002. -№ 3 - С. 76-81

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М. : - ТЦ Сфера. - 2001. - С. 3-5,185

3. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников - ТЦ Сфера. - 2006. - С. 56-77

Публикации по теме:

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе, как условие формирования экологической культуры ребенка Введение Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Педагогическая наука исходит из цели воспитания всесторонне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского экспериментирования
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 23:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД