Приложение МААМ

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Планирование занятий-прогулок на втором этапе обучения

Ольга Вишнивецкая
Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Планирование занятий-прогулок на втором этапе обучения
▼ Скачать + Заказать документы

МАРТ 1 НЕДЕЛЯ

ЗНАКОМСТВО С СЕЗОННЫМ ЯВЛЕНИЕМ ПРИРОДЫ: СНЕГ ТАЕТ

ЦЕЛЬ. Формировать эмоционально-положительное отношение ребенка к весенней природе; продолжать учить детей замечать изменения, происходящие в природе с приходом весны: тает снег.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Обратить внимание детей, как чернеет и тает снег, как оседают фигуры из снега, становятся некрасивыми, подтаивают с той стороны, где светит солнце. Пояснить, что солнце поднимается все выше с каждым днем, светит все ярче, пригревает, тают снег и лед, бегут ручьи.

НАБЛЮДЕНИЕ 1 ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОГОДЫ

Публикация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста с ОВЗ, Планирование занятий-прогулок на втором этапе обучения» размещена в разделах

ЦЕЛЬ. Формировать эмоционально-положительное отношение ребенка к весенней природе; продолжать учить детей замечать изменения, происходящие в природе (снег тает, ноги проваливаются в подтаявший мокрый снег); устанавливать причинные зависимости (солнышко греет, поэтому снег тает, бегут ручейки).

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Показать детям на чернеющий снег, проталины, на ручьи. Сказать, что совсем недавно воды не было (все было покрыто снегом, а теперь ее много, она течет, сверкает на солнце, журчит; снег стал рыхлый, мягкий, ноги проваливаются в мокрый снег; пришла весна, солнышко пригревает, поэтому тает снег, бегут ручьи).

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЕЧНЫМ ЛУЧОМ

ЦЕЛЬ. Формировать знания детей о неживой природе весной путем чувственного восприятия в процессе наблюдения за солнечным лучом; рассказать детям о солнце как источнике света, необходимом для существования всего живого на земле.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Обратить внимание детей на солнце : оно стало теплее с приходом весны, греет землю, благодаря солнечному теплу природа просыпается от сна (почти везде растаял снег, набухают почки на ветках деревьев и кустарников; все рады теплому солнышку – люди, птицы, звери). Показать на солнечные блики на стене, на стеклах - это солнышко светит нам в окошко.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАСТЕНИЯМИ: ЗНАКОМСТВО С ДЕРЕВОМ ТОПОЛЬ

ЦЕЛЬ. Продолжать формировать у детей экологические представления (растение – тополь: строение, взаимодействие со средой – обладает способностью приспосабливаться к сезонным изменениям в природе). Поддерживая речевую активность детей, развивать их интерес к окружающему миру растений; пробуждать у них интерес наблюдать за изменениями, происходящими в мире растений в весеннее время. Познакомить детей с деревом – тополь; уточнить строение дерева (ствол, ветки); сравнить тополь с березой (они не похожи друг на друга). Воспитывать бережное отношение к деревьям.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Подвести детей к дереву тополь. Рассмотреть его: цвет ствола, как растут ветки и как они расположены (толстые и тонкие, гибкие, растут вверх и в разные стороны, длинные); дерево стоит без листьев. Полюбоваться с детьми красотой дерева; напомнить, что деревья надо беречь и весной – не обламывать веток, потому что весной на них появятся зеленые листочки. Срезать с тополя несколько веток, показать детям почки, дать им понюхать. Вспомнить с детьми, как мы поставили ветки тополя в вазу в группе, как выросли маленькие листочки из почек. Сравнить тополь с березой (желательно, чтобы береза росла недалеко от тополя) – они не похожи.

МАРТ 2 НЕДЕЛЯ

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТАЯНИЕМ СНЕГА

ЦЕЛЬ. Формировать эмоционально-положительное отношение ребенка к весенней природе; продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы весной (снег тает); замечать, где быстрее тает снег – в тени или на солнце; связывать свои наблюдения с сезонными изменениями в природе.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Обратить внимание детей на проталины, сосульки, лужи. Предложить послушать, как капает вода с сосулек. Сказать, что солнышко стало греть еще сильнее, тает снег, чернеет от грязи, вода в ручейках тоже грязная, ее могут пить деревья и другие растения, но не люди (вернуться к этой теме в группе, когда дети будут мыть руки чистой водой из-под крана).

НАБЛЮДЕНИЕ 1 ЗА РУЧЕЙКАМИ

ЦЕЛЬ. Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы весной (снег тает, бегут ручейки).

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Показать детям ручейки большие и маленькие, пояснить, что это вода от тающего снега. Предложить детям понаблюдать, как по широкому ручейку быстро поплывут лодочки из бумаги, из коры.

НАБЛЮДЕНИЕ 2 ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОГОДЫ

ЦЕЛЬ. Формировать эмоционально-положительное отношение ребенка к весенней природе; продолжать учить детей замечать изменения, происходящие в неживой природе (небо голубое, ярко светит солнце); устанавливать причинные зависимости (солнце греет землю, согревает детям щеки и ладошки).

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Обратить внимание детей на небо – голубое, чистое; ярко светит солнце, греет землю, согревает детям щеки и ладошки. Сказать детям, что пришла весна, и стало тепло.

НАБЛЮДЕНИЕ 2 ЗА РУЧЕЙКАМИ

ЦЕЛЬ. Знакомить детей с отдельными признаками весны. Формировать представление детей о весне, как о времени года.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Поискать место на участке, где еще лежит снег. Обратить внимание детей на то, что снег в кучах грязный. Предложить посмотреть, откуда текут ручьи: из-под слежавшихся снежных куч.

Показать кораблики, сделанные из бумаги, предложить пустить их в плавание по ручейку. Сказать, что мы можем посмотреть, куда плывут кораблики, для этого надо идти вдоль ручейка. Напомнить, что в ручеек наступать нельзя (промокнет обувь).

НАБЛЮДЕНИЕ 1 ЗА ПТИЦАМИ

ЦЕЛЬ. Продолжать формировать у детей экологические представления ( птицы: строение, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой – обладают способностью приспосабливаться к сезонным изменениям в природе). Расширять представления детей об образе жизни птиц весной: сидят на ветках деревьев, летают в поисках пищи, нет еды, надо подкармливать, им еще холодно. Формировать желание заботиться о пернатых.

МАРТ 3 НЕДЕЛЯ

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ НА УЧАСТКЕ

ЦЕЛЬ. Поддерживая речевую активность детей, развивать их интерес к миру растений, пробуждать у них желание наблюдать за сезонными изменениями, происходящими в окружающем мире (набухают почки, они нежные). Воспитывать бережное отношение к растениям.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Подвести детей к дереву ( любому: березе, клену, ясеню, затем к кустам сирени; рассмотреть ветки дерева, сирени; обратить внимание на их характерные признаки (окраску веток, величину, форму и запах почек); почки: у клена, ясеня большие, у березы маленькие, у сирени крупные, толстые, острые. Предложить детям (по одному) потрогать почку пальцем (мягкие, понюхать (душистые, нежные. Показать, как расположены почки на ветках – сидят друг за другом.

БЕСЕДА О ВЕСЕННЕЙ ОДЕЖДЕ

ЦЕЛЬ. Продолжать формировать эмоционально-положительное отношение детей к весенней природе; способствовать восприятию ряда приятных изменений в жизни самих детей : можно легче одеваться, больше времени проводить на воздухе.

ХОД БЕСЕДЫ. Во время одевания на прогулку уточнить у детей названия демисезонной одежды. На прогулке обратить внимание на облегченную одежду прохожих. Сказать, что весеннее солнце греет все теплее (приложить руку к рукаву темной одежды, с приходом теплых солнечных дней можно больше времени проводить на прогулке на воздухе, играть в интересные и разнообразные игры.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ

ЦЕЛЬ. Продолжать углублять и расширять представления детей о сезонных изменениях явлений природы (ветер); связывать их с изменениями в жизни людей (ветер теплый, от него не надо прятаться).

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Обратить внимание детей на качающиеся деревья, спросить, почему они качаются? А нам холодно? Сказать, что весной ветер становится теплым и не надо от него прятаться. Раздать детям ленточки, поиграть с ними на ветру.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАСТЕНИЯМИ: СРАВНЕНИЕ ВЕТОК НА ТОПОЛЕ И В ВАЗЕ

ЦЕЛЬ. Учить детей сравнивать, в каком состоянии ветки у тополя (спят, почки не раскрыты) и в вазе (растут зеленые листочки); закрепить с детьми строение дерева (ствол, ветки, почки). Воспитывать бережное отношение к растениям.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Подвести детей к тополю, обратить внимание на ствол, ветки, почки. Спросить: «Ветки тополя в вазе в группе, такие же или отличаются от веток на дереве?» После прогулки рассмотреть с детьми ветки тополя в вазе, полюбоваться листочками, насладиться их запахом, пояснить, почему на улице еще нет листьев на деревьях, а в группе они уже большие.

НАБЛЮДЕНИЕ 2 ЗА ПТИЦАМИ

ЦЕЛЬ. Продолжать формировать у детей экологические представления ( птицы: строение, способ передвижения, питание). Расширять представления детей об образе жизни птиц весной: громко чирикают воробьи, каркают вороны, голуби воркуют, все рады солнышку, надо подкармливать. Продолжать учить детей замечать повадки птиц, имитировать их движения и пение птиц (машут крыльями, прыгают с места на место, спрыгивают с веточек на землю, издают своеобразные звуки-поют). Формировать желание заботиться о пернатых.

МАРТ 4 НЕДЕЛЯ

РАССМАТРИВАНИЕ ВЕТОК ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ: ТОПОЛЯ И СИРЕНИ

ЦЕЛЬ. Поддерживая речевую активность детей, развивать их интерес к миру растений, пробуждать у них желание наблюдать за сезонными изменениями, происходящими в окружающем мире. Учить детей сравнивать ветки тополя и сирени, находить их различия. Развивать внимательность, мышление, активизировать речь. Воспитывать бережное отношение к растениям.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Аккуратно срезать с тополя и сирени по одной веточке. Рассмотреть их. «Это ветка тополя, она прямая (кривая, изогнутая). На ней бугорочки, это почки. Они коричневые, остренькие, длинные. Потрогайте почку пальцем (клейкая, липкая). Понюхайте пальцы, которыми трогали почку. Почки тополя душистые». Затем так же рассмотреть веточку сирени. В конце предложить поставить ветки в группе в банку с водой.

1 ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА В ПАРК

ЦЕЛЬ. Формировать представления детей о весне; подвести детей к пониманию последовательности явлений в природе, смены времен года. Уточнить и пополнить представления детей о признаках весны (снег почти весь растаял, светит теплое солнышко, стало намного светлее и теплее, текут ручьи); посмотреть, каким парк стал весной (садовники ухаживают за кустарниками и деревьями, убирают сухую листву под деревьями, обрезают ветки, объяснить, зачем это делается. Воспитывать у детей бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Перед прогулкой провести с детьми беседу о том, куда они пойдут, что будут наблюдать, что можно собрать для группы. В процессе разговора выяснить представления детей о тех предметах и явлениях, с которыми они будут знакомиться, и, получив ответы на свои вопросы, уточнить представления.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА ПО УЧАСТКУ

ЦЕЛЬ. Продолжать формировать у детей экологические представления; умение наблюдать за изменчивостью природы с приходом весны. Продолжить знакомить детей с отдельными признаками весны (снег растаял, земля мокрая, на земле лежат прошлогодние листья, семена деревьев и т. п.). Формировать представление детей о весне, как о времени года.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ. Обратить внимание детей на изменения, произошедшие на участке: снег растаял, земля мокрая, от обуви остаются следы, на земле черные прошлогодние листья и трава, под деревьями лежат семена (носики от клена, орешки от липы, желуди от дуба, лопаточки от ясеня). Предложить детям собрать семена деревьев (ясеня, клена) и сделать из них бусы, сережки.

Публикации по теме:

Система наблюдений на прогулках (для детей дошкольного возраста). апрель. Апрель. Первая неделя. Прогулка 1 (утро). Наблюдение за погодой. Цель: продолжать формировать у детей умение замечать изменения в погоде.

Система наблюдений на прогулках для детей дошкольного возраста (март) Март. Первая неделя. Прогулка 1 (утро). Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель: продолжать формировать умение видеть и замечать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Планирование занятий-прогулок на втором этапе обучения
Опубликовано: 8 марта 2014 в 18:58
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Планирование занятий-прогулок на втором этапе обучения» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вишнивецкая (УИ 99711) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД