Нургуль Нургалиева
Формирование экологической компетентности дошкольников через познавательно-поисковую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта.
Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, мы решили остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждены, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
Публикация «Формирование экологической компетентности дошкольников через познавательно-поисковую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал я оцениваю с позиции их соответствия требованиям экологического образования.
Из всего выше сказанного, главной целью экологического воспитания мне представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической познавательной и поисковой деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.
Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания :
• Формирование начал экологической культуры.
• Развитие познавательно-поискового интереса к миру природы, осознанного и ответственного отношения детей к природе
• Развитие сопереживание к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.
• Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к природе и окружающему миру в целом.
Работа над опытом проводилась в три этапа
I этап: Аналитико – диагностический.
Прежде чем начать работу по данной теме я изучила ряд современной методической литературы, которая могла бы мне помочь в планировании работы. Составила «Банк данных» об эффективных инновационных технологиях по данному разделу программы. В основе моей работы лежат технологии программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» Нами были созданы электронные каталоги, видео, медиотеки по ознакомлению с окружающим миром и экологией.
С. Н. Николаева предлагает создать, прежде всего, развивающую экологическую предметную среду, которая может быть использована в экологических, познавательных и оздоровительных целях.
Благодаря творческому поиску и работе коллектива в нашем детском саду создана, как и в группах, так и на территории, необходимая, разнообразная и богатая предметно-развивающая среда. Не только традиционных видов, но и новые экологические пространства. Экологическая тропа с различными объектами: лесная школа, джайлау,
птичий двор, фито-огород, птичья столовая. Определены экологические точки и изготовлены наглядные модели с обозначениями, составлены карты-схемы маршрутов, разработаны правила безопасного нахождения и действий в природе. В центре науки дети проводят практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств (игры с динамическими или составными игрушками, занятия с песком и водой, вкладышами, магнитами и пр.)
В работе с детьми я использую традиционные формы и методы работы :
• Продуктивная деятельность экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
• Работа с календарем природы, дневником наблюдения за погодой;
• Наблюдение за объектами живой и не живой природы.
• Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
• Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
• Тематические выставки.
• предметное моделирование «Рост и строение лука»,
и нетрадиционные, которые предлагает С. Н. Николаева.
• Недельная методика наблюдения за погодой;
• Цикл наблюдений за объектами живой и не живой природы;
• Создание рукописной книги.
Я представлю вашему вниманию некоторые моменты содержания моего опыта работы. Как и в других технологиях, материал распределён по месяцам и неделям. В основном (предложенный мною вам данный перспективный календарь) он предназначен для средней группы, а для второй младшей группы он несколько корректируется. Используя предлагаемую методику, воспитатель должен ориентироваться, на состав детей - степень их развитости, адаптации к дошкольному учреждению, семейный и другой опыт. Воспитатель по своему усмотрению может упростить или усложнить материал, немного передвинуть его во времени, т. е. приспособить к конкретным условиям своей группы, природного окружения и особенностям состава детей.
Недельная методика наблюдения за погодой;
Понедельник, вторник наблюдения за:
• Определение состояния неба и осадков
• Наличие или отсутствие ветра
• Степень тепла и холода
• Общее состояние погоды
Среда: Покров земли
Четверг, пятница: Животные и птицы
В практике дошкольного воспитания сложился традиционный тип наблюдения, занятие-наблюдение. Оно даёт исчерпывающую информацию об объекте, но в дальнейшем новых сведений о нём дети уже не получают. Такой способ познания объекта малоэффективен - он не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления.
Мой опыт работы позволил проверить эффективность иного подхода к организации познавательной деятельности дошкольников. Его суть - проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у детей разносторонние и систематизированные знания об объекте.
Главные особенности методики:
1. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших перерывов во времени. Продолжительность цикла наблюдений от 1 – го до 3 – месяцев.
2. Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.
3. Использование игровых моментов, чтение стихотворений, загадок. Рисовать, лепить, создавать книжки – малышки. Методические приемы наблюдений за состоянием погоды.
На протяжении 4 лет знакомятся с тем или иным объектом и на каждом следующем возрастном витке дети расширяют и углубляют представления об уже знакомом объекте.
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы.
Каждую третью неделю месяца мы организовывали работу по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы. Ежедневно наблюдает с детьми погоду, рассматривает деревья и кустарники, состояние покрова земли. И отражают в альбомах наблюдений посредством значков-пиктограмм для предшколы. В дошкольных группах – это набор картинок, которые помещаются в кармашки календаря-ширмы. На них изображено одно, и тоже дерево в разных сезонных состояниях и в двух вариантах: на ветру и в безветренную погоду. Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода. Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег, вьюга и т. д. Дни недели отмечены определённым цветом. Приложением к картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны. Наблюдение в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей.
Главные особенности методики заключаются в следующем:
- наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируются на одну неделю каждого месяца (оптимальный вариант вторая или третья неделя);
- одна неделя в месяц обязательных ежедневных наблюдений независимо от различных обстоятельств (плохой погоды, подготовки к празднику, медицинских мероприятий и пр.) позволяет воспитателю проводить данный цикл наблюдений интересно, разнообразными приёмами, позволяет наращивать у дошкольников самостоятельность в видении и оценке природных явлений;
- наблюдения за природой являются экологическими, т. к. они сочетают в себе комплекс взаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений, животных, человека) от факторов неживой природы (погоды);
- наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками-пиктограммами и рисунком;
- заполненный календарь природы (не менее трёх месяцев) отражает сезонные изменения природы, её экологическую закономерность – зависимость состояния растений и животных от факторов неживой природы;
- промежуток в три недели между спланированными наблюдениями позволяет:
а) заметить детям яркие изменения в природе;
б) возобновить интерес к наблюдениям у воспитателей и детей, и поэтому осуществить их и работу с календарём качественно;
в) сэкономить учебное время и использовать его для других педагогических мероприятий.
Следует отметить, что в систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Дети их слушают, инсценируют; разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем упрощёнными способами создают к ним иллюстрации, книжки. Рукописная книга, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.
Итог: На основе итоговой диагностики детей и анкетированию родителей выявляется положительный результат в работе.
Дети:
1) Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь
2) Самостоятельно решают задачи экологического значения в разных ситуациях
3) Стараются соблюдать правила поведения на природе
4) Проявляют познавательный интерес к окружающему миру природы, желание приносить пользу.
В целом достигнутый результат можно рассматривать, как начальную ступень формирования у детей осознанного и правильного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.