Формирование экологической компетентности дошкольников через познавательно-поисковую деятельность

Нургуль Нургалиева
Формирование экологической компетентности дошкольников через познавательно-поисковую деятельность

Актуальность опыта.

Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, мы решили остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждены, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал я оцениваю с позиции их соответствия требованиям экологического образования.

Из всего выше сказанного, главной целью экологического воспитания мне представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической познавательной и поисковой деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.

Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания:

Формирование начал экологической культуры.

• Развитие познавательно-поискового интереса к миру природы, осознанного и ответственного отношения детей к природе

• Развитие сопереживание к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.

• Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к природе и окружающему миру в целом.

Работа над опытом проводилась в три этапа

Iэтап: Аналитико – диагностический.

Прежде чем начать работу по данной теме я изучила ряд современной методической литературы, которая могла бы мне помочь в планировании работы. Составила «Банк данных» об эффективных инновационных технологиях по данному разделу программы. В основе моей работы лежат технологии программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» Нами были созданы электронные каталоги, видео, медиотеки по ознакомлению с окружающим миром и экологией.

С. Н. Николаева предлагает создать, прежде всего, развивающую экологическую предметную среду, которая может быть использована в экологических, познавательных и оздоровительных целях.

Благодаря творческому поиску и работе коллектива в нашем детском саду создана, как и в группах, так и на территории, необходимая, разнообразная и богатая предметно-развивающая среда. Не только традиционных видов, но и новые экологические пространства. Экологическаятропа с различными объектами: лесная школа, джайлау,

птичий двор, фито-огород, птичья столовая. Определены экологические точки и изготовлены наглядные модели с обозначениями, составлены карты-схемы маршрутов, разработаны правила безопасного нахождения и действий в природе. В центре науки дети проводят практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств (игры с динамическими или составными игрушками, занятия с песком и водой, вкладышами, магнитами и пр.)

В работе с детьми я использую традиционные формы и методы работы :

• Продуктивная деятельность экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;

• Работа с календарем природы, дневником наблюдения за погодой;

• Наблюдение за объектами живой и не живой природы.

• Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;

• Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

• Тематические выставки.

• предметное моделирование «Рост и строение лука»,

и нетрадиционные, которые предлагает С. Н. Николаева.

• Недельная методика наблюдения за погодой;

• Цикл наблюдений за объектами живой и не живой природы;

• Создание рукописной книги.

Я представлю вашему вниманию некоторые моменты содержания моего опыта работы. Как и в других технологиях, материал распределён по месяцам и неделям. В основном (предложенный мною вам данный перспективный календарь) он предназначен для средней группы, а для второй младшей группы он несколько корректируется. Используя предлагаемую методику, воспитатель должен ориентироваться, на состав детей - степень их развитости, адаптации к дошкольному учреждению, семейный и другой опыт. Воспитатель по своему усмотрению может упростить или усложнить материал, немного передвинуть его во времени, т. е. приспособить к конкретным условиям своей группы, природного окружения и особенностям состава детей.

Недельная методика наблюдения за погодой;

Понедельник,вторник наблюдения за:

• Определение состояния неба и осадков

• Наличие или отсутствие ветра

• Степень тепла и холода

• Общее состояние погоды

Среда: Покров земли

Четверг,пятница: Животные и птицы

В практике дошкольного воспитания сложился традиционный тип наблюдения, занятие-наблюдение. Оно даёт исчерпывающую информацию об объекте, но в дальнейшем новых сведений о нём дети уже не получают. Такой способ познания объекта малоэффективен - он не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления.

Мой опыт работы позволил проверить эффективность иного подхода к организации познавательной деятельности дошкольников. Его суть - проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у детей разносторонние и систематизированные знания об объекте.

Главные особенности методики:

1. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших перерывов во времени. Продолжительность цикла наблюдений от 1 – го до 3 – месяцев.

2. Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

3. Использование игровых моментов, чтение стихотворений, загадок. Рисовать, лепить, создавать книжки – малышки. Методические приемы наблюдений за состоянием погоды.

На протяжении 4 лет знакомятся с тем или иным объектом и на каждом следующем возрастном витке дети расширяют и углубляют представления об уже знакомом объекте.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы.

Каждую третью неделю месяца мы организовывали работу по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы. Ежедневно наблюдает с детьми погоду, рассматривает деревья и кустарники, состояние покрова земли. И отражают в альбомах наблюдений посредством значков-пиктограмм для предшколы. В дошкольных группах – это набор картинок, которые помещаются в кармашки календаря-ширмы. На них изображено одно,и тоже дерево в разных сезонных состояниях и в двух вариантах: на ветру и в безветренную погоду. Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода.Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег, вьюга и т. д. Дни недели отмечены определённым цветом. Приложением к картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны. Наблюдение в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей.

Главные особенности методики заключаются в следующем:

- наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируются на одну неделю каждого месяца (оптимальный вариант вторая или третья неделя);

- одна неделя в месяц обязательных ежедневных наблюдений независимо от различных обстоятельств (плохой погоды, подготовки к празднику, медицинских мероприятий и пр.) позволяет воспитателю проводить данный цикл наблюдений интересно, разнообразными приёмами, позволяет наращивать у дошкольников самостоятельность в видении и оценке природных явлений;

- наблюдения за природой являются экологическими, т. к. они сочетают в себе комплексвзаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений, животных, человека) от факторов неживой природы (погоды);

- наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками-пиктограммами и рисунком;

- заполненный календарь природы (не менее трёх месяцев) отражает сезонные изменения природы, её экологическую закономерность – зависимость состояния растений и животных от факторов неживой природы;

- промежуток в три недели между спланированными наблюдениями позволяет:

а) заметить детям яркие изменения в природе;

б) возобновить интерес к наблюдениям у воспитателей и детей, и поэтому осуществить их и работу с календарём качественно;

в) сэкономить учебное время и использовать его для других педагогических мероприятий.

Следует отметить, что в систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Дети их слушают, инсценируют; разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем упрощёнными способами создают к ним иллюстрации, книжки. Рукописная книга, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.

Итог: На основе итоговой диагностики детей и анкетированию родителей выявляется положительный результат в работе.

Дети:

1) Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь

2) Самостоятельно решают задачи экологического значения в разных ситуациях

3) Стараются соблюдать правила поведения на природе

4) Проявляют познавательный интерес к окружающему миру природы, желание приносить пользу.

В целом достигнутый результат можно рассматривать, как начальную ступень формирования у детей осознанного и правильного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.

Публикации по теме:

Оформление уголка меню с использованием тестопластикиОформление уголка меню с использованием тестопластики Приоритетное направление дошкольного учреждения, в котором я работаю "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста". В.

Земля — наш дом Земля наш дом. Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование экологической компетентности дошкольников через познавательно-поисковую деятельность
Опубликовано: 22 апреля 2014 в 16:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...

8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...


Горячие темочки