Папки-передвижки

Формирование экологической компетентности дошкольников через познавательно-поисковую деятельность

Нургуль Нургалиева
Формирование экологической компетентности дошкольников через познавательно-поисковую деятельность

Актуальность опыта.

Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, мы решили остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждены, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

Публикация «Формирование экологической компетентности дошкольников через познавательно-поисковую деятельность» размещена в разделах

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал я оцениваю с позиции их соответствия требованиям экологического образования.

Из всего выше сказанного, главной целью экологического воспитания мне представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической познавательной и поисковой деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.

Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания :

Формирование начал экологической культуры.

• Развитие познавательно-поискового интереса к миру природы, осознанного и ответственного отношения детей к природе

• Развитие сопереживание к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.

• Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к природе и окружающему миру в целом.

Работа над опытом проводилась в три этапа

I этап: Аналитико – диагностический.

Прежде чем начать работу по данной теме я изучила ряд современной методической литературы, которая могла бы мне помочь в планировании работы. Составила «Банк данных» об эффективных инновационных технологиях по данному разделу программы. В основе моей работы лежат технологии программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» Нами были созданы электронные каталоги, видео, медиотеки по ознакомлению с окружающим миром и экологией.

С. Н. Николаева предлагает создать, прежде всего, развивающую экологическую предметную среду, которая может быть использована в экологических, познавательных и оздоровительных целях.

Благодаря творческому поиску и работе коллектива в нашем детском саду создана, как и в группах, так и на территории, необходимая, разнообразная и богатая предметно-развивающая среда. Не только традиционных видов, но и новые экологические пространства. Экологическая тропа с различными объектами: лесная школа, джайлау,

птичий двор, фито-огород, птичья столовая. Определены экологические точки и изготовлены наглядные модели с обозначениями, составлены карты-схемы маршрутов, разработаны правила безопасного нахождения и действий в природе. В центре науки дети проводят практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств (игры с динамическими или составными игрушками, занятия с песком и водой, вкладышами, магнитами и пр.)

В работе с детьми я использую традиционные формы и методы работы :

• Продуктивная деятельность экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;

• Работа с календарем природы, дневником наблюдения за погодой;

• Наблюдение за объектами живой и не живой природы.

• Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;

• Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

• Тематические выставки.

• предметное моделирование «Рост и строение лука»,

и нетрадиционные, которые предлагает С. Н. Николаева.

• Недельная методика наблюдения за погодой;

• Цикл наблюдений за объектами живой и не живой природы;

• Создание рукописной книги.

Я представлю вашему вниманию некоторые моменты содержания моего опыта работы. Как и в других технологиях, материал распределён по месяцам и неделям. В основном (предложенный мною вам данный перспективный календарь) он предназначен для средней группы, а для второй младшей группы он несколько корректируется. Используя предлагаемую методику, воспитатель должен ориентироваться, на состав детей - степень их развитости, адаптации к дошкольному учреждению, семейный и другой опыт. Воспитатель по своему усмотрению может упростить или усложнить материал, немного передвинуть его во времени, т. е. приспособить к конкретным условиям своей группы, природного окружения и особенностям состава детей.

Недельная методика наблюдения за погодой;

Понедельник, вторник наблюдения за:

• Определение состояния неба и осадков

• Наличие или отсутствие ветра

• Степень тепла и холода

• Общее состояние погоды

Среда: Покров земли

Четверг, пятница: Животные и птицы

В практике дошкольного воспитания сложился традиционный тип наблюдения, занятие-наблюдение. Оно даёт исчерпывающую информацию об объекте, но в дальнейшем новых сведений о нём дети уже не получают. Такой способ познания объекта малоэффективен - он не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления.

Мой опыт работы позволил проверить эффективность иного подхода к организации познавательной деятельности дошкольников. Его суть - проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у детей разносторонние и систематизированные знания об объекте.

Главные особенности методики:

1. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших перерывов во времени. Продолжительность цикла наблюдений от 1 – го до 3 – месяцев.

2. Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

3. Использование игровых моментов, чтение стихотворений, загадок. Рисовать, лепить, создавать книжки – малышки. Методические приемы наблюдений за состоянием погоды.

На протяжении 4 лет знакомятся с тем или иным объектом и на каждом следующем возрастном витке дети расширяют и углубляют представления об уже знакомом объекте.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы.

Каждую третью неделю месяца мы организовывали работу по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы. Ежедневно наблюдает с детьми погоду, рассматривает деревья и кустарники, состояние покрова земли. И отражают в альбомах наблюдений посредством значков-пиктограмм для предшколы. В дошкольных группах – это набор картинок, которые помещаются в кармашки календаря-ширмы. На них изображено одно, и тоже дерево в разных сезонных состояниях и в двух вариантах: на ветру и в безветренную погоду. Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода. Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег, вьюга и т. д. Дни недели отмечены определённым цветом. Приложением к картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны. Наблюдение в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей.

Главные особенности методики заключаются в следующем:

- наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируются на одну неделю каждого месяца (оптимальный вариант вторая или третья неделя);

- одна неделя в месяц обязательных ежедневных наблюдений независимо от различных обстоятельств (плохой погоды, подготовки к празднику, медицинских мероприятий и пр.) позволяет воспитателю проводить данный цикл наблюдений интересно, разнообразными приёмами, позволяет наращивать у дошкольников самостоятельность в видении и оценке природных явлений;

- наблюдения за природой являются экологическими, т. к. они сочетают в себе комплекс взаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений, животных, человека) от факторов неживой природы (погоды);

- наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками-пиктограммами и рисунком;

- заполненный календарь природы (не менее трёх месяцев) отражает сезонные изменения природы, её экологическую закономерность – зависимость состояния растений и животных от факторов неживой природы;

- промежуток в три недели между спланированными наблюдениями позволяет:

а) заметить детям яркие изменения в природе;

б) возобновить интерес к наблюдениям у воспитателей и детей, и поэтому осуществить их и работу с календарём качественно;

в) сэкономить учебное время и использовать его для других педагогических мероприятий.

Следует отметить, что в систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Дети их слушают, инсценируют; разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем упрощёнными способами создают к ним иллюстрации, книжки. Рукописная книга, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.

Итог: На основе итоговой диагностики детей и анкетированию родителей выявляется положительный результат в работе.

Дети:

1) Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь

2) Самостоятельно решают задачи экологического значения в разных ситуациях

3) Стараются соблюдать правила поведения на природе

4) Проявляют познавательный интерес к окружающему миру природы, желание приносить пользу.

В целом достигнутый результат можно рассматривать, как начальную ступень формирования у детей осознанного и правильного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.

Публикации по теме:

Оформление уголка меню с использованием тестопластикиОформление уголка меню с использованием тестопластики Приоритетное направление дошкольного учреждения, в котором я работаю "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста". В.

Земля — наш дом Земля наш дом. Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической компетентности дошкольников через познавательно-поисковую деятельность
Опубликовано: 22 апреля 2014 в 16:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД