Получи документы

Формирование эколого-краеведческих компетенций дошкольников посредством play-кейс «Водный мир Байкала»

олеся шикина
Формирование эколого-краеведческих компетенций дошкольников посредством play-кейс «Водный мир Байкала»

Шмакова Е. А., МБДОУ «ДСОВ №40»

воспитатель высшей категории,

Шикина О. А., МБДОУ «ДСОВ № 40»

воспитатель

По словам В. А. Сухомлинского: «Детство каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Дошкольный возраст обладает потенциальными возможностями для формирования высших социальных и нравственных чувств, в становлении личности. Духовное, экологическое, патриотическое воспитание дошкольников невозможно без ознакомления с культурным, историческим, национальным, природно-географическим и экологическим своеобразием родного региона. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть, формируемая участниками образовательного процесса должна учитывать «…специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность».

Публикация «Формирование эколого-краеведческих компетенций дошкольников посредством play-кейс „Водный мир Байкала“» размещена в разделах

В программе ООП ДО нашего образовательного учреждения МБДОУ «ДСОВ №40» в части формируемой участниками образовательного процесса большое внимание уделяется региональному компоненту. Дети знакомятся с природой Прибайкалья, с культурой и историей народов, живущих на территории Иркутской области, достопримечательностями родного края. Жемчужиной Прибайкалья и мировым сокровищем является озеро Байкал. В Байкале сосредоточено 80% запасов чистой пресной воды нашей страны. Уникален Байкал эндемичной флорой и фауной. Сохранение экосистемы Байкала не может оставлять равнодушными маленьких братчан, так как наш город расположен на реке Ангаре – единственной реке, вытекающей из озера Байкал.

Несмотря на территориальную близость Братска к Байкалу, многие дети ни разу не были на берегах сибирской жемчужины. Мало знают об уникальной флоре и фауне. Дети, которым посчастливилось с родителями посетить Байкал, имеют фрагментарные представления в соответствии с полученными в поездке знаниями и опытом родителей. Это определило первую проблему – отсутствие полных и достоверных представлений у детей дошкольного возраста об уникальном водном мире Байкала.

Поиски методического материала по ознакомлению детей с природным миром Байкала показали недостаточность научно-практических разработок, которые были бы адаптированы для детей дошкольного возраста, предлагали системный подход к изучению данной темы, а главное, соответствовали бы детскому восприятию. Это определило вторую проблему – недостаток методического материала.

Поскольку дети познают мир в первую очередь с помощью непосредственного чувственного опыта и практических действий, то образовательная среда должна соответствовать возрастным психологическим особенностям дошкольников. Но в магазинах отсутствует наглядный материал к специфической теме. Сложно найти материал для практической деятельности, тем более, разработанный с учетом возрастных особенностей детей. Третья проблема – отсутствие практического материала для закрепления представлений детей о Байкале в практической деятельности.

Решению поставленных проблем способствовало использование ИК-технологии. Благодаря ИКТ возможен доступ к информационным источникам. Яркий и красочный мир мультимедиа позволяет расширять представления. Опыт работы с программами позволил изготовить и систематизировать наглядный и практический материал. Результатом педагогической деятельности стал play-кейс «Водный мир озера Байкал», который вошел составной частью в общий методический комплект ДОУ «Озеро Байкал» по реализации регионального компонента ООП ДО. В play-кейс входит изобразительный, литературный и дидактический материал и цикл презентаций для всех возрастных групп с 3 до 7 лет.

В play-кейсе представлена система поэтапного формирования представлений у детей о водном мире Байкала, адаптированная для работы с детьми в разных возрастных группах, разработан цикл интерактивных презентаций для совместной образовательной деятельности, отражающих данную тему и учитывающий принципы доступности, наглядности, последовательности, постепенного усложнения и интеграции, подобран и систематизирован материал для практической деятельности с детьми для закрепления представлений с детьми, поддержания интереса к природному миру Прибайкалья.

Практика использования данного комплекта на протяжении трех лет показывает, что детям нравится рассматривать картинки, играть в дидактические и интерактивные игры, входящие в play-кейс. В результате можно отметить, что у детей есть интерес к водной флоре и фауне озера. Они знают, называют обитателей озера Байкал, могут пересказать сказки, рассказы об озере Байкал и его обитателях. Владеют исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы. Могут творчески применять полученные навыки в самостоятельной деятельности. В игровой деятельности появляются такие сюжеты, как «Экологи выпускают мальков омуля в Байкал», «Спасем нерпу», «Рыбинспекторы ловят браконьеров», «Туристы на Байкале», «Экологический десант на Байкале». К старшему дошкольному возрасту у детей можно отметить проявления экологического сознания, эмоциональное сопереживание понимание экологических проблем Байкала. Дети испытывают чувство ответственности за сохранение природного достояния.

Для педагогов методический комплект помогает организовывать работу по реализации регионального компонента, включать его в тематическое планирование. Педагоги получили возможность наглядно и в простой форме рассказать о водном мире озера Байкал. Воспитатели могут проводить занятия с включением компонентов комплекта, играть с детьми в дидактические игры для закрепления знаний детей об обитателях озера.

Разработанный play-кейс включает в себя изобразительный, литературный и дидактический материал по водному миру озера Байкал и цикл презентаций «Водный мир озера Байкал» (для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет).

С помощью наглядного практического материала дети знакомятся с историей озера Байкал, сказками и легендами. Рассматривают картинки, знакомятся со стихами, загадками. Играют в дидактические и интерактивные игры.

Методический комплект содержит :

- Изображения обитателей озера Байкал с краткой информационной справкой для педагога об изображенных животных и растениях озера, отдельно – фотографии байкальской нерпы.

- Литературный материал: легенды, рассказы, сказки, стихи о Байкале, которые знакомят детей с художественной литературой об озере Байкал, обогащают знания детей об истории озера; загадки и ребусы об озере Байкал и его обитателях, которые закрепляют знания и поддерживают интерес к водному миру.

- Дидактические игры: «Назови и приклей» (дети создают коллаж на готовых фонах, размещая обитателей озера, закрепляя их названия); «Рыбалка» (ловят рыб на магнитную удочку, закрепляя названия рыб, «Разрезные картинки» (формируют целостность восприятия и закрепляют целостное представление о внешнем виде); «Сюжетные картинки» (развивают связную речь, составляя рассказы).

- Материал для продуктивной деятельности: «Оригами» (схемы рыб); «Раскраски: «Водный мир» с целью переноса знаний в практическую деятельность, поддержания интереса.

В цикле презентаций содержатся иллюстрации для ознакомления детей с водным миром озера Байкал, интерактивные игры для закрепления названий обитателей озера, ребусы, математические задачи, кроссворды.

Все презентации оформлены в одном стиле. Каждая презентация включает пояснительную записку, содержание, познавательный наглядный материал, интерактивные игры для закрепления представлений, список используемых источников.

В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с названием озера Байкал, основными эндемиками Байкала – байкальской нерпой и рыбой голомянкой. Рассматривают жизненный цикл рыбы. С помощью интерактивных игр дети определяют хвост рыбы и детеныша нерпы.

В среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с водными растениями Байкала, получают представления о разнообразии подводного мира озера, узнают дополнительно название и внешний вид рыб: сиг, омуль, таймень, байкальский осетр, хариус. В интерактивных играх дети соотносят «маму и малька» рыб, закрепляют представления о голомянке и нерпе, отгадывая загадки, определяют ошибки в изображениях на основе полученных представлений.

В старшем дошкольном возрасте расширяют представление об озере Байкал конкретными сведениями (глубина, чистота, количество рек, впадающих и вытекающих и название некоторых из них: Селенга, Баргузин, Турка, Ангара, Верхняя Ангара, Баргузин); знакомятся с работой ученых-исследователей подводного мира (специальная одежда, скафандр, батискаф). В интерактивных играх составляют цельное изображение пейзажа, определяют по фотографии погоду на Байкале, распределяют рыб по месту обитания и соотносят предпочтения в питании у разных обитателей.

В подготовительной группе дети знакомятся с легендами, получают представление об острове Ольхон. Получают представление об экосистеме Байкала и эндемиках ( дополнительно к знакомым: байкальская губка, рачёк эпишура, турбеллярии, глубинная широколобка). В интерактивных играх находят озеро Байкал по очертанию, определяют байкальскую нерпу из нескольких ластоногих, составляют слово «нерпа» из букв, решают математические задачи, разгадывают ребусы.

Play-кейс можно использовать как с группой детей, так и в индивидуальной работе. Начинать работу с play-кейсом лучше с презентации. Каждый слайд рассматривается и обсуждается с детьми. Целесообразно включать изначально 1-2 слайда в организованную деятельность. В следующий раз для закрепления использовать интерактивные игры. По мере знакомства детей с содержанием презентации отдельные дидактические игры в соответствии с изученным материалом обыгрываются с детьми в совместной деятельности. Потом эти игры используются для индивидуальной и самостоятельной работы.

Список литературы:

1. Волкова Е. В. Юный братчанин в музее. Специальный курс для детей дошкольного возраста. Братск, 2011. (рекомендована к использованию экспертным советом при МАУ «Центр развития образования» г. Братска)

2. Костюченко М. П. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. Раздел 1-5 – Братск, 2004

3. Мишарина Л. А. и др. Байкал – Жемчужина Сибири : комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет. Иркутск. : ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011 (рекомендована к использованию экспертным советом ИПКРО г. Иркутска)

4. Путешествие по Байкалу. Познавательно-литературный материал/рекомендован кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011

5. Сборник программ по экологическому образованию в Иркутской области (материалы II областной научно-практической конференции "Экологическое образование : теория, практика, проблемы", 2000г.

6. Энциклопедия «Удивительные путешествия Сибирячка по Байкалу» -

Иркутск, 2002г.

Публикации по теме:

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эколого-краеведческих компетенций дошкольников посредством play-кейс «Водный мир Байкала»
Опубликовано: 6 марта 2024 в 15:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД