Лучший педагог года

Формирование знаний о различиях полов у детей старшей группы

ИРИНА ПИЛИПОВИЧ
Формирование знаний о различиях полов у детей старшей группы

Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации у детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование знаний о различиях полов у детей старшей группы» размещена в разделах

Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентаций. Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее «открытость» для детей разного возраста, в том числе и дошкольного, благодаря СМИ вызывает законную тревогу и педагогов и психологов. Поэтому проблема полоролевой социализации дошкольников в настоящее время, является, бесспорно, актуальной.

Вопросы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах И. С. Кон, Д. В. Колесова, Л. И. Столярчук, А. Г. Хрипковой, Н. Е. Татаринцевой и др. Понятие «полоролевая социализация» в психолого-педагогической литературе трактуется данными авторами как процесс развития девочек и мальчиков во взаимодействии их с окружающим миром и формируется в процессе вхождения ребёнка в социум при прямом участии взрослых, которые осуществляют воспитание девочек и мальчиков в семье и образовательных учреждениях.

Исследователями был определены задачи полоролевого воспитания, направленные на развитие различных сфер женской/мужской индивидуальности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в процессе полоролевой социализации : помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я» мальчика/девочки; формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения; формирование готовности устанавливать уважительные, партнерские отношения со сверстниками и сверстницами; развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности в ДОУ и семье; формирование представлений о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности.

Реализуя задачи полоролевого воспитания, в старшей группе с детьми проводится определенная работа в данном направлении. В начале работы с целью выяснения уровня полоролевой воспитанности детей организовывались типичные педагогические ситуации полоролевого поведения, способствующие «упорядочению полоролевой социализации» - «Каверзные вопросы», «Я женюсь», «Я выхожу замуж». Наблюдение за поведением детей старшей группы в разных видах деятельности и в общении друг с другом показало, что мальчики и девочки в основном имеют представление о своей половой принадлежности, но не у всех сформированы нравственно-волевые качества, обеспечивающие адекватную полу модель поведения. Все это помогло выявить, что высокий уровень полоролевой воспитанности – у 30%; средний уровень – у 30%; низкий – у 40% детей данной группы.

Для решения задач полоролевого воспитания девочек и мальчиков в группе оформлен кукольный уголок, где имеется оборудование для формирования поведения, адекватного пониманию детьми роли мужчины и женщины. Вместе с детьми сделаны атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Шофер», «Супермаркет», «Кафе», «Парикмахерская», «Ферма», Это способствует воспитанию понятия роли мужчины и женщины в обществе. Под руководством старшего воспитателя разработан и проведен комплекс занятий, основная задача которых – воспитание детей старшей группы с адекватной полу модели поведения.

С детьми группы были проведены следующие занятия: «Веселое путешествие по Городу Мастеров». Цель: Формировать правильное понимание роли женщины в обществе. Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность. «Мальчики – маленькие рыцари». Цель. Дать представление мальчикам о том, что находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника и охранителя. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь. «Что умеют делать ваши папы, мамы и вы?». Цель: формировать опыт дифференцированного поведения: мужского, женского в хозяйственно-бытовой и профессиональной деятельности. «Чем можно порадовать маму». Цель: развитие у детей чувства привязанности и любви к близкому человеку – маме. «Моя семья». Цель: формировать у детей представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких.

Проведенная работа дала положительные результаты. На основании наблюдений и проведенной повторной диагностики было выявлено, что уровень полоролевой воспитанности у детей старшей группы повысился. Количество дошкольников с высоким уровнем полоролевой воспитанности составило 40%; со средним уровнем – 40 %, с низким – 20 %. Но основным достижением в качественных характеристиках детей явилось усвоение системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения, овладение элементами «мужского» и «женского» поведения в различных типичных и проблемных ситуациях. Это повлияло на реальные взаимоотношения между мальчиками и девочками, способствовало установлению партнерских, дружеских взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола, расширило и обогатило представления девочек и мальчиков о семейных половых ролях, обязанностей в семье, укрепило «чувства семьи», эмоциональные связи с близкими людьми.

Основываясь на результатах своей практической деятельности по полоролевому воспитанию старших дошкольников, можно сделать вывод, что данная проблема решается не только на занятиях, но и в повседневной жизни, и зависит от методов, средств и приемов воздействия на детей. Повышение уровня знаний детей об адекватной полу модели поведения возможно, если используется системный подход, применяются секционные и кружковые формы работы, различные инновационные методы и приемы. Используя новые технологии в организации работы по полоролевому воспитанию старших дошкольников, можно добиться положительных результатов.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Презентация по гендерному воспитанию детей старшей группы Актуальность проблемы:Современный быстро меняющийся динамичный мир. Социальные изменения привели к разрушению традиционных стереотипов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование знаний о различиях полов у детей старшей группы
Опубликовано: 31 августа 2014 в 08:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД