Белашова Татьяна Анатольевна
Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста (2 – 3года)
Автор:
Белашова Татьяна Анатольевна
Вид:
групповой.
Участники проекта:
воспитатели, дети, родители.
Публикация «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2–3 года)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Актуальность проекта:
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
1. Образовательные:
1. развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
2. формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
3. учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
4. развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
5. обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
2. Воспитательные:
1. воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
2. формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
3. Развивающие:
1. развивать познавательные процессы;
2. развивать мелкую моторику.
Цель проекта
:
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Задачи проекта:
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
• Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.
• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорно – математического развития детей I мл.
Сроки проекта
: сентябрь – май 2013 г. - 2014г (долгосрочный)
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Занятия.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
1. повышение уровня профессиональной компетентности;
2. определение объема материала, который будет адресован детям.
3. планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
1. Изучение специализированной литературы;
2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
3. Оборудование «дидактического стола»;
4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
5. Подбор заданий и проведение диагностики;
6. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
7. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
включает:
1. Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
2. Оформление стендов для родителей по теме проекта;
3. Консультации для родителей.
реализация:
1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
6. Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
включает:
1. Подведение итогов
реализация:
1. Диагностика детей;
2. Проведение заключительного занятия;
3. Самооценка, выводы.
Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в I младшей группе № 1
2. начало проекта
В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 2-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:
1. низкий - 6 детей (35 %)
2. средний –1 9 детей (65 %)
3. конец проекта
В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:
1. низкий -2 ребенока (7 %)
2. средний – 16 детей (64 %)
3. высокий -7 детей (29 %)
Результаты проекта:
4. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
5. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
6. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
-Мозаика-вкладыши крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика –пазлы мелкая;
-Лотто «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
-Пирамидки.
1. В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-«Колеса для машин»;
-«Спрячь игрушку»;
-«Иголки для ежика»;
-«Подбери по цвету»
-Оборудован дидактический стол.
Практическая значимость проекта
2. Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
3. Разработка дидактического материала и дидактических игр;
4. Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта
1. Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
2. Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
3. Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Информационные ресурсы
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
2. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
3. Венгер Л. А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;
4. Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
5. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;
6. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;