Киселёва Татьяна
Формировать представления детей о культуре поведения, воспитывать любовь и уважение к близким, к друг другу, к старшим
▼ Скачать + Заказать документы
О хороших манерах и этикете.
В современном российском обществе, происходит переоценка многих явлений, среди которых не последнее место занимает этикет. Наша задача познакомить детей с правилами, по которым живут люди, дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять. Учить быть честными, добрыми, внимательными к окружающим, уметь признаваться в своих не красивых поступках, чтобы в будущем их не повторять. И поэтому очень важно с дошкольного возраста формировать у детей моральные качества личности, умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера. Знать и соблюдать правила, этикета, безусловно, необходимо. Каждый день ребенок сталкивается с различными ситуациями, достойно выйти из которых бывает не легко. Предлагаю игры, которые помогут адаптироваться в обществе, усвоить основные, обязательные для всех, правила поведения.
Публикация «Формировать представления детей о культуре поведения, воспитывать любовь и уважение к близким, к друг другу, к старшим» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2015
Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг мягкой игрушки, например котенка, и приговаривают:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова.
Приходите к нам, котята,
Рады видеть вас всегда.
Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше всех слов. Чтобы быть готовым к игре с детьми, воспитателю надо составить список возможных приветственных слов. Чтобы быть готовым к игре с детьми, воспитателю надо составить список возможных приветственных слов и словосочетаний, например: «как я рада тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «я бесконечно рада видеть тебя», «как хорошо, что мы с тобой встретились» и др.
«Цветок любви»
Игра заключается в следующем: дети должны вырастить «цветок любви», расцветающий от комплиментов. Воспитатель говорит рядом сидящему ребенку комплимент и дает ему в руки бутон нераспустившегося цветка, сделанный руками воспитателя, тот передает его следующему со своим комплиментом. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на добрые слова, умение видеть в других хорошие качества, произносить комплимент с улыбкой и глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры она показывает «цветок любви», распустившийся из бутона.
«Разные ситуации»
Игра заключается в обыгрывании ситуаций, каждая из которых предлагается конкретному ребенку; вторым участником разговора является воспитатель или другой ребенок :
по телефону пригласить подругу погулять;
позвонить маме на работу и узнать, когда она придет домой;
ответить на телефонный звонок воспитателя;
ответить по телефону человеку, который неправильно набрал номер;
ты звонишь другу, к телефону подошла его мама (предлагаемые ситуации : друг дома, друга нет дома.).
«Моя игрушка скажет обо мне»
Каждый ребенок должен принести свою любимую игрушку и рассказать о себе от ее имени, начиная свой рассказ словами: «Мой друг Сережа…», «Моя подружка Света…». Достаточно сначала трех-четырех фраз, которые в дальнейшем позволят развивать фантазию детей, умение оценивать себя со стороны. Первым свой рассказ начинает воспитатель от имени своей любимой игрушки. Затем он при необходимости помогает детям, всегда доброжелательно реагирует на детские слова.
«Как поступить, если…»
1-вариан. Воспитатель задает вопросы, дети изображают свои поступки и действия. Двое детей - ведущие – угадывают, кто что изобразил, и выбирают лучший показ.
2- вариант. Воспитатель кидает мяч участнику игры и задает вопрос, тот, поймав мяч, должен ответить и кинуть мяч обратно. Возможные вопросы: как поступить, если мимо ребят проходит женщина с коляской, в которой спит малыш? Если в поезд вошел старый человек? Если женщина с тяжелыми сумками в руках не может открыть дверь и выйти из магазина? Если ты съел конфету и у тебя в руках остался фантик? Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой? Если ты встретил на улице старого знакомого?
«Принеси мне воды»
Надо высказать свою просьбу с такой интонацией, чтобы ее хотелось как можно скорее выполнить. Детей обучают умению обращаться к людям с просьбой, в которой важны не только слова, но и жесты, позы, интонации. Значение интонации воспитатель может показать детям на следующем примере: произнести две фразы «Я хочу воды», «Пожалуйста, принеси мне воды». В первой отсутствуют просьба, во второй такие слова есть. Дети должны сами оценить характер этих двух фраз и сделать вывод о том, какую из этих приятнее выполнять. Затем дети сами высказывают просьбы и оценивают содержание и тон (приказные, просительные). Можно предложить на занятии и вне его, такие высказывания: «Принеси мне пожалуйста, книгу», «Налей мне, стакан молока», «Дай мне куклу», «Поиграй со мной пожалуйста» и др.
«Съедим кусочек хлеба»
Воспитатель предлагает каждому ребенку хлеб с общей тарелки (его берут руками и кладут на свою хлебную тарелку). От куска, лежащего на тарелке, надо отломить ломтик и съесть его. Нельзя скатывать из хлеба шарики, бросать их на пол, желательно съесть его весь, чтобы потом не выбрасывать.
Кто-то из детей заранее выучивает стихотворение и декламирует его для всех:
Хлеб очень рад, когда его едят.
И, обижается и плачет,
Когда он ничего не значит
Для легкомысленных ребят.
«Вкусный суп придает нам силы»
Отрабатывается навык правильной еды супа, как держать тарелку (чашку, ложку, что следует есть с первым горячим блюдом -хлеб или пирожок. Детям дается задание: положить ложку в тарелку так, чтобы было ясно: вы еще едите суп; вы больше не будете есть суп.
«Благодарность за угощение»
Дети произносят слова благодарности, отрабатывая тем самым умение благодарить хозяйку дома за угощение. Выбирается лучшее по содержанию высказывание, при этом учитывается, как оно было произнесено (обязательно с улыбкой и глядя в глаза хозяйке). Роль хозяйки может взять на себя кто-то из присутствующих.
«Что можно и, что нельзя делать в кафе»
Участники игры разбиваются на пары, каждая пара должна ответить на поставленный воспитателем вопрос. Воспитатель перечисляет действия, а дети отвечают одним словом -«Можно» или «Нельзя». Например: «Можно ставить сумку на стол?» «Нельзя»; «Можно болтать ногами?» «Нельзя»; «Можно тихо беседовать?» «Можно» и т. д.