Оксана Станиславовна Крохалевская
Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому человеку и так же естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному существованию. Дети тоже с самых малых лет тянуться к тому, что им кажется красивым, ярким, манящим своей формой, цветом. Недаром уделяется такое серьёзное внимание окраске и фактуре тех игрушек, шариков, колец, мячиков, кубиков, которые первыми попадают в руки совсем ещё маленьких детей. Важно чтобы эти примитивные игрушки были приняты на ощупь, радовали глаз ребёнка. Такая игрушка должна быть праздником для осязания и зрения. В сущности эти гладкие, сверкающие, яркие безделушки и есть первые предметы из мира прекрасного, попадающие в сферу внимания ребёнка. С этого и начинается художественно-эстетическое воспитание ребёнка – с первой игрушки, с первого цвета, с первой формы… И это очень важно.
Публикация «Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Дети приглядываются ко всему, что их окружает, гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Их пугает и отталкивает всё уродливое, безобразное. Зато как они радуются и цветам, и блеску снега, и берёзке, и новому красивому платью мамы! Почти у всех детей развито настороженное отношение к некрасивому, безобразному, ребёнок верит, что за прекрасной внешностью всегда живёт красивая сущность и наоборот… Недаром во многих хороших сказках действуют статные добры - молодцы и прекрасные лицами ясноглазые красавицы. Красота и добро сливаются в ребёнке воедино. И дети хотят, чтобы и в окружающей их жизни этическая сторона всех явлений, с которыми они сталкиваются, соответствовала бы эстетической. В этом сказывается стремление ребёнка к гармонии.
И надо очень бережно охранять это живущее в детях представление о красоте как о выражении чистых, светлых, добрых начал человека, приучать ребёнка с малых лет заботиться о том, чтобы они выглядели по возможности хорошо, чтобы следили за своим костюмом, за вещами, которыми пользуются, прививать хорошие манеры.
С самых ранних лет надо помогать ребёнку постигать прекрасное. Сначала красивая игрушка, милая песенка, первый лёгкий стишок под красивой картинкой… А потом уже книги посерьёзнее, посложнее, и убранство комнаты, и платьице для куклы, и хорошая музыка, к которой следует прислушаться, и стихи с последующим разговором о них, и зелёное раздолье полей, манящее вдаль во время летней прогулки, и хороший спектакль в детском театре, и разделенное с ребёнком волнение, которое породил интересный фильм…
Книга – самый первый и добрый помощник семьи в художественно-эстетическом воспитании ребёнка. Хорошая книга становиться первым и верным другом детства миллионов ребят. Книжка входит в мир ребёнка ещё до того, как он становиться читателем. Сначала он всего лишь зритель и слушатель книги, которую ему читают взрослые. Они показывают ему картинки, читают вслух, дают пояснения. И очень важно, чтобы родители отбирали для чтения ребёнку умные и добрые книги, чтобы то доверие к взрослому, которое рождается у ребёнка при совместном общении с книгой, не обрывалось и дальше. Как радостно маленькому читателю слышать от отца или матери, что и им тоже пришлась по душе книга, рассказ, сказка, «мультик», услышанная мелодия… Однако, чтобы привить ребёнку хороший эстетический вкус, родителям надо умело руководить чтением. Прививая с самых малых лет ребёнку любовь к книге, надо в то же время удерживать их от чрезмерного «книгоедства» - чтения всё подряд, без всякого разбора. Мало толку от такого чтения. А читательский вкус становиться неразборчивым. Частенько читательский вкус портиться ещё в детстве при попуститительстве или прямом содействии взрослых.
Все виды искусства помогают ребёнку осваивать окружающий мир. Однако образные средства и литературы, и музыки, и хореографии в гораздо меньшей степени доступны ему для самостоятельной творческой передачи своих переживаний, мыслей. Во всяком случае, дети не могут их использовать с такой же непосредственностью, как изобразительные искусства.
Изобразительное искусство – ещё один мощный источник художественно-эстетического воспитания и развития в семье. Рисование часто является для ребёнка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний. Но представляют ли детские рисунки интерес для нас, взрослых? Может быть, «каракули» маленьких детей служат лишь прелюдией к зрелому мастерству и не заслуживают особого внимания? Если это так, то почему же тогда, вот уже многие десятки лет, мы так часто видим детские рисунки на выставках, в книгах, альбомах, журналах? Не только потому, что мы, взрослые, обнаруживаем в них много свежести и неожиданной смелости, экспрессии, забавной прямоты и наивной убеждённости. Не только потому, что в них в полной мере проявляются те качества, которые иногда с годами утрачивают взрослые: способность от всей души радоваться, изумляться, огорчаться, мечтать. Но и потому, что в детских рисунках порой проявляется острая наблюдательность, умение во всем найти важное и интересное, искренняя увлечённость, взволнованность.
Каждый ребёнок должен не только уметь рисовать, но и обладать развитым художественным вкусом, уметь видеть окружающий мир во всей красоте его линий, форм, красок. Разговоры о том, что если у ребёнка нет таланта, то ничего уж не поделаешь, - абсурдны. Ведь речь идет не о подготовке художников – профессионалов, а о художественном воспитании детей.
Не каждый может стать писателем, но научиться наслаждаться художественными достоинствами стихотворения, повести, романа, грамотно и складно писать может каждый.
Художественное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребёнка, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве и находил в этом источник радости… Говоря о художественном воспитании, нельзя забывать о том, что оно должно осуществляться в строгом соответствии с духовными запросами возраста и индивидуальными особенностями ребёнка. Их следует изучать путём наблюдений, присматриваясь к характеру ребёнка, его интересам и, конечно же, к самим рисункам ребёнка, - они могут порой рассказать вам о нём больше, чем непосредственное общение с ним. Не обойтись и без специальной литературы.
Если ребёнок тянется к карандашу и краскам, необходимо научить его пользоваться ими. Если он изобразит человека с тремя ногами или небо отделит от земли полосой нетронутой бумаги, то надо подсказать ребёнку путь к исправлению ошибки. Даже если родители не умеют рисовать, то всё рано он может содействовать развитию художественных способностей ребёнка – создать условия, поддержать, воспитать у него любовь к рисованию, наблюдательность, стремление к красивому.
Главное – не мешать ребёнку творить, не убить в нём интерес к изобразительной деятельности. Одновременно необходимо постепенно развивать этот интерес, иначе он не сможет долго существовать и погибнет. Неведение родителей может погасить творческую активность ребёнка, нивелировать его индивидуальность. К такому же результату может привести и неправильный выбор художественного материала.
Родители должны понимать необходимость для ребёнка всестороннего развития – духовного, эстетического, умственного, а занятие рисованием развивает мыслительные способности человека, так как занятие изобразительным искусством приучают ребёнка думать, анализировать, заставляют пребывать в состоянии активного творческого мышления, развивая его память, оттачивая восприятия, обогащая эмоциональный мир….
Как показала практика работы детских садов с семьёй, многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят её в развитии речи, мышления, оценочного отношения к жизни, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что воспитание ребёнком искусства оказывает сильное воздействие не формирование эстетического видения действительности.
В условиях семьи детей знакомят с изобразительным искусством в основном посредством репродукций картин, книжных иллюстраций, но это бывает эпизодически, в основном тогда, когда ребёнок сам обращается к взрослому с вопросом. При этом родители зачастую не учитывают особенностей жанра, психологических особенностей ребёнка, не знают методики ознакомления дошкольника с живописью.
Что еще побуждает родителей обращаться к живописи? Основное назначение репродукций картин родители видят в воспитании любви к красивому, широко их используют для развития речи малыша, а также для того, чтобы его развлечь. Лишь немногие видят в изобразительном искусстве средство ознакомления детей с социальным опытом людей, формирования оценочного отношения к духовным ценностям эмоциональной сферы ребенка, умения общаться. Поэтому очень необходима просветительская работа детского сада с родителями.
Основная задача детского сада в этом направлении видится в том, чтобы родителям привить интерес к изобразительному искусству, сформировать умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей.