Папки-передвижки

Формы и методы ознакомления детей с природой

Светлана Медведева
Формы и методы ознакомления детей с природой
▼ Скачать + Заказать документы

Формы и методы ознакомления детей с природой.

Младшая группа.

Я сорвал цветок - и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

Павол Гнездослав

Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких

детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены

возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.

А ведь по своей необыкновенной природной любознательности малыш, завидев

Публикация «Формы и методы ознакомления детей с природой» размещена в разделах

в траве букашку, червячка или лягушонка, проявляет живой интерес к ним и

начинает задавать свои бесчисленные «почемучные» вопросы. Звери, птицы, рыбы – неизменные объекты не только детской любознательности, но и игрового действия, наблюдения, заботы и любви.

Знакомство с окружающим миром – словно путешествие по многоводной, неизведанной реке.

Какие тайны она хранит в себе?

Что ждет нас в пути?

Куда приведет эта река?

Что придаст нам уверенности в пути, сделает нашу лодку надежной?

- Интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы – вот то, что поможет нам в стремлении к неизвестному.

Отправляясь в путешествие, вооружимся веслами, которые помогут нам двигать-ся вперед в заданном направлении.

Первое весло – деятельность.

Необходимо создать такие условия, при которых ребенок становится субъектом познавательной деятельности, т. е. новые знания, умения, навыки, новые способы действия добываются в процессе поисковой, исследовательской – экспериментальной деятельности. Важно поощрять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно думать, чувствовать, пробовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, получая при этом огромное удовольствие.

Второе весло – эмоции.

Известно, что ведущей сферой психического развития в дошкольном детстве является эмоциональная сфера. Поэтому важно придать процессу познания яркую эмоциональную окраску, осторожно воздействовать на чувства детей, их воображение и фантазию. Важно помнить, что только при условии гармоничного развития двух основных сфер – интеллектуальной и эмоциональной – возможна гармония личности.

Организовать работу на высоком уровне в одиночку невозможно. Только объединив разные виды деятельности – изобразительную, музыкальную, физическую, мы сможем сформировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности. Так после наблюдения за солнцем ребята рисуют «лучистое солнышко», на музыкальных занятиях поют песни о природе, на занятиях по физической культуре используем сравнения – «ходим как мишки, прыгаем как зайчики».

Свою работу по экологическому воспитанию я начала в Яя-Бориковском детском саду. Перейдя в детский сад «Ромашка» в своей группе маленьких почемучек, это дети с 2 до 3 лет, было решено продолжить данное направление. Уровень знаний детей оказался невысоким. Некоторые из них не ориентировались во временах года, не знали сезонных явлений, не могли назвать некоторых животных. Речь детей была однообразной, ответы неполными. Из этого я сделала вывод, что работа предстоит долгой и нелегкой.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования является организация экологически развивающей среды. В нашем уголке природы вы сможете найти иллюстративный материал о животных и растениях, материал для проведения элементарных опытов, материал для развития трудовых навыков. Есть у нас и объекты живой природы : комнатные растения, аквариум и хомячок.

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах.

На занятиях дети осваивают не только экологические представлениями, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.

Учитывая возраст моих воспитанников, наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого наше взаимодействие с детьми строится с учетом индивидуального подхода, что помогает поддерживать неуверенных детей, сдерживать торопливых, нагружать шустрых и не торопить медлительных. А для того, чтобы ребята стремились к правильному ответу и к более самостоятельной работе мы сделали «Домик успеха», где каждый ребенок накапливает свои, пусть пока еще маленькие и на первый взгляд неприметные, успехи.

Чем старше будут становиться дети, тем выше будет их самостоятельность, тем насыщенней станет их деятельность в природе.

Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.

Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. Так зимой обращали внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдали за прилетающими на участок птицами, подкармливали их.

С большим интересом проходит опытническая деятельность. В этом возрасте дети проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытов мы не только знакомим детей с природой, но и подводим детей к пониманию явлений при-роды. Так при знакомстве с неживой природой обращаем внимание на свойства при-родных объектов. Например, сухой песок рассыпается, а если его полить водой- становится влажным, и тогда из него с помощью формочек можно делать различные фигурки. В опытах с водой показала детям, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой, вода может быть чистой и грязной.

Важным методом при ознакомлении с природой является труд. В маленьком возрасте важен не результат труда, а сам процесс, который вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. Ребята учатся поливать цветы, под нашим контролем вытирают пыль с листочков, рыхлят землю, кормят рыбок. В процессе трудовой деятельности дети понимают важность своих действий для окружающей природы, формируется бережное отношение к ней.

Большую роль отводим дидактическим и подвижным играм. Игра не только спо-собствует приобретению знаний, но и развивает речь, внимание, мышление. Так мы играем в дидактические игры: «Домашние животные», «Кто где живет», «Мир растений»,»Земля и ее жители» и др. Подвижные игры: «Кот и мыши», «Лиса и цыплята», «Зайка беленький». Игры «Кто как кричит» и «Узнай по голосу» учат детей звукоподражать, развивают речь. В играх дети с удовольствием используют игрушки-аналоги.

Вместе с ребятами играем в пальчиковые игры, кукольный театр – это не только стимул для развития мелкой моторики и речи, но и один из вариантов радостного общения. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихотворениями. Стихи привлекают внимание, а значит способствуют более быстрому и прочному запоминанию.

С большим удовольствием проводим беседы. Для привлечения внимания используем сюрпризные моменты. Ребята получают письма от разных сказочных героев. Например, от жителей Цветочного городка письмо с просьбой помочь Незнайке принять участие в конкурсе «Самый умный коротышка». Ребята с радостью откликаются на помощь, в процессе этого закрепляются знания.

Благодаря художественной литературе, ребята многому учатся у героев, так например, по сказке «Теремок» учимся жить дружно, из сказки «Заюшкина избушка» узнаем, каким должен быть дом.

Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из сложных направлений в работе с детьми, но и важный процесс воспитания экологической культуры родителей, т. к. семья играет главную роль в жизни ребенка. Поэтому нами был разработан план сотрудничества с родителями. Для них создан журнал «Лесовичок», который содержит интересные факты из жизни растений и животных, факты о явлениях природы. Была оформлена рубрика на тему «Знай, люби и береги», девизом которой стали слова В. Сухомлинского: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Предлагались домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, опытов. Цель выпуска журнала – поддержать интерес родителей к экологическому воспитанию детей. Разработанный план сотрудничества с родителями способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, к окружающим.

Проведя небольшую работу с моими малышами «мы вместе всего пять месяцев) и сделав повторное обследование, я увидела положительный результат – уровень знаний детей повысился. Ребята называют сезонные явления, домашних и диких животных; ответы стали полными.

Но на этом моя работа не заканчивается, а только начинается, ведь: «Детство – это важнейший период человеческой жизни. И от того, кто вел ребенка за руку в детс-кие годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в реша-ющей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

Публикации по теме:

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Конкурс грядокКонкурс грядок Девочки, у нас в саду прошел конкурс "Огород на окне" Представленные фотографии, всего лишь, малая часть, что представлено было на суд нашего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы ознакомления детей с природой
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 07:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы ознакомления детей с природой» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Медведева (УИ 306057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД