Елена Семенькова
Консультация для воспитателей «Формы методической работы с педагогическим коллективом»
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность педагогического процесса, работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации
методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формы методической работы с педагогическим коллективом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Все формы можно предоставить в виде двух взаимосвязанных групп. Групповые формы методической работы, (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, открытые просмотры, деловые игры и. т. д.). Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.). Рассмотрим основные формы методической работы.
Консультация - постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов).
Групповые консультации планируются в годовом плане работы учреждения, отдельные проводятся по мере необходимости. Любая консультация требует подготовку, и профессиональной компетентности.
Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение помогают им осмыслить свой опыт под углом зрения научных выводов.
Консультирование должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.
Семинары и семинары – практикумы
Семинары и семинары - практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.
В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале года руководитель составляет подробный план работы. Руководителями семинара может быть заведующая, воспитатели, приглашенные специалисты, медицинский работник.
Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна и учитывать новую научную информацию.
Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположенных точек зрения, работа с нормативными документами и т. д. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Открытый показ.
У каждого воспитателя есть свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с воспитателем во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.
Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:
- пропаганда опыта;
- обучение педагогов методам и приемам работы с детьми.
Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя, предложить вопросы, на которые следует обратить внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному воспитателю - просчитать активность детей, другому – сочетание разных методов и приемов, применяемых воспитателем, рациональное использование пособий. Оценить, комфортно ли детям.
По итогам открытого просмотра принимается решения; например, внедрить в свою работу этот опыт. Конспекты предоставить в методический кабинет, или предложить обобщение опыта работы воспитателя, с целью предоставление его на окружные педагогические чтение.
Деловые игры.
Сущность деловых игр в том, что они имеют черты, как учения, так и труда.
Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует в умение разрешения реальных педагогических проблем.
Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора.
Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может претворять семинары и спецкурсы, практическое занятие. Она должна проводиться в конце обучения.
Разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:
- создание проекта деловой игры;
- описание последовательности действий;
- описание организации проведения игр;
- составление задание для участников;
- подготовка оборудование.
Самообразование
Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Руководитель дошкольного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять знания? Педагогика, как и все науки, не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Форма отчета может следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами консультация, семинарское занятие т. д. Это может быть работы с детьми, в котором воспитатель использует знания в ходе самообразования.
Формы самообразования.
работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;
участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;
получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;
работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.
Наставничество.
Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной
работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательном учреждении или
имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями,
нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения
непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.
Дошкольное наставничество предусматривает систематическую
индивидуальную работу опытного педагога по развитию молодого
специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической
деятельности. Цель дошкольного наставничества в образовательном учреждении -
оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, ядра.
Задачи дошкольного наставничества:
- привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности и
закрепить их в образовательном учреждении;
- ускорить процесс профессионального становления молодого педагога,
развить его способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- способствовать успешной адаптации молодых педагогов корпоративной
культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.
Успешность педагогического процесса, работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива.