Лучший педагог года

Формы работы с детьми с задержкой психического развития по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Светлана Рудакова
Формы работы с детьми с задержкой психического развития по формированию основ безопасности жизнедеятельности

«Самое дорогое у человека - это жизнь»

Н. А. Островский.

С января на базе нашего детского сада функционирует педагогическая площадка «Создание социальной ситуации развития детей с ОВЗ в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отражённая в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Публикация «Формы работы с детьми с задержкой психического развития по формированию основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах

Социальная ситуация развития обуславливает образ жизни ребёнка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования.

Развитие нравственных качеств, формирование ценностных ориентиров, основанных на нормах и правилах поведения, сложившихся в обществе, согласно ФГОС является одной из главных задач.

В рамках педагогической площадки педагоги нашей группы разработали проект «Коррекция психических процессов и речи через формирование основ безопасности жизнедеятельности» для детей с задержкой психического развития.

В современном мире никто не застрахован от несчастных случаев и различных опасных ситуаций.

Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому мы взрослые должны защитить своих детей – дать элементарные знания основ безопасности, начиная с дошкольного возраста.

Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, прочных основ опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.

Цель: Создать условия для социально-коммуникативного развития детей с задержкой психического развития через формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Работая с детьми, имеющими нарушения в развитии психических процессов и речи мы должны решать задачи коррекционной направленности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Формировать знания детей об опасных для жизни ситуациях и основных правилах безопасного поведения.

2. Учить анализировать причины происшествий и умение принимать правильное решение.

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать восприятие, внимание, память, мышление (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы);

2. Развивать речь, как средство общения и культуры; обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского травматизма;

2. Способствовать интенсивному личностному развитию детей, планомерно готовя их к социализации в сложном современном мире.

Самое главное, по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

При организации социально-коммуникативного развития детей по правилам личной безопасности необходимо не только информировать детей о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий.

В программе «Радуга» представлен специальный раздел «Правила личной безопасности», где предлагаются такие ситуации для изучения:

• ребенок потерялся или заблудился;

• огонь – стихия;

• природа (правила поведения);

• правила пешехода;

• ситуации общения с незнакомыми людьми.

Задачи:

1. Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем.

2. Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице.

3. Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми.

4. Дать представления об электроприборах и других опасных предметах, о правильном их использовании.

5. Вооружить знаниями безопасной жизнедеятельности в мире природы.

6. Формирование у детей потребности осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Особо актуальна данная проблема в работе с детьми с задержкой психического развития.

У дошкольников с задержкой психического развития низкая познавательная активность, они менее любознательны. Такие дети как бы «не слышат» или «не видят» многого в окружающем их мире, не стремятся понять, осмыслить происходящее вокруг них.

У них недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас. В разной степени выражен речевой дефект.

В своей работе с детьми с ЗПР, мы стараемся дать необходимый объём знаний об общественных нормах поведения, учим осознанно и адекватно действовать в той или иной ситуации, овладевать элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, развивать самостоятельность и ответственность. Для лучшего усвоения детьми общественных норм поведения, мы включили в планирование такие темы, как:

Январь. Тема: «Безопасность на улицах города»

Февраль. Тема: «Огонь – друг, Огонь – враг!»

Март. Тема: «Электроприборы»

Апрель. Тема: «Право на безопасность»

Май. Тема: «Защити себя сам»

Июнь. Тема: «Безопасное поведение возле воды»

Июль. Тема: «Ребёнок и природа»

Август. Тема: «Безопасное поведение в социуме»

Сентябрь. Тема: «Безопасность на дороге»

Октябрь. Тема: «Опасные предметы»

Ноябрь. Тема: «Осторожно, незнакомец!»

Декабрь. Тема: «От шалости до беды один шаг»

Для решения поставленных задач мы использовали следующие формы работы с детьми

1. Беседа, ситуативный разговор

«Осторожно, улица!», «Огонь-друг, огонь-враг», «Опасные ситуации на улице», «Осторожно, электроприбор!», «Если вы увидели неизвестный предмет»

Цель беседы углубить, уточнить и систематизировать знания и представления детей. Ценность беседы в том, что ребёнок в ней учится логически мыслить, рассуждать, делать выводы. С развитием мышления тесно связано и развитие речи. Поэтому, в ходе беседы мы расширяли словарный запас, развивали диалогическую речь, следили за грамматически правильным построением высказывания.

2. Экскурсия

Экскурсия по детскому саду. Экскурсии по улицам города. Экскурсия к пешеходному переходу. Экскурсия к реке.

Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на ребёнка. Главное достоинство экскурсии – это сочетание показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа.

3. Сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра

Сюжетно-ролевая игра «На дорогах города», «Дом», «Семья», «Магазин».

Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Каждой вещи своё место», «Найди ошибку», «Половинки», «Похитители и находчивые ребята».

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Игра оказывает большое влияние на целостное восприятие окружающей действительности. В игре закрепляются усвоенные знания и представления, решаются практические задачи.

4. Викторина

«Предметы, требующие осторожного обращения», «Безопасность важнее всего».

Мы использовали викторину как итог работы над темой. Викторина создаёт атмосферу игры, сохраняет дух соревнования, вызывает желание у каждого ребёнка активно участвовать в игре и демонстрировать свои знания, умения, навыки, получать от этого удовлетворение.

5. Развлечение

Вечер загадок «Электроприборы».

Развлечение «Солнце, воздух и вода наши верные друзья».

Спортивный досуг «Красный, жёлтый, зелёный».

Литературная гостиная «Счастье писать для детей».

Фестиваль «Мы здесь живём и край нам этот дорог».

Развлечения – это яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка к развлечениям расширяет кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

6. Игра-драматизация (мини-сценка, игра-инсценировка, обыгрывание ситуации)

Игра-инсценировка «Безопасность на дороге».

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди».

Мини-сценка «Ребёнок и природа».

Игра-драматизация обогащает детей впечатлениями, воспитывает интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участникам широкий простор для проявления инициативы и творчества.

5. Просмотр мультфильмов

Серия мультфильмов из цикла «Добрые советы Тётушки Совы», «Азбука безопасности», «Спасик и его друзья».

Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются телевизионные программы для детей, мультфильмы с обсуждением.

6. Продуктивные виды деятельности

Коллаж «Опасные предметы».

Аппликация «Корзина дружбы».

Рисование «Один дома», «Край, в котором мы живём», «Огонь-друг, огонь-враг».

Поделки из бросового материала «Домашние помощники».

Изготовление самодельных книжек «Безопасность важнее всего».

Продуктивные виды деятельности дают возможность раскрыть потенциальные возможности ребёнка, предполагают большую степень свободы, опираются на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.

7. Чтение художественной литературы

Сказки «Резвушка», «Данилка и пилка», «Умный напёрсток», «Волк и семеро козлят», «Путаница» К. И. Чуковский.

Стихотворение «Пожар» С. Я. Маршак.

Рассказ Н. Носова «На горке», авторские сказки и рассказы по теме проекта.

Художественная литература служит мощным, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмысливать, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

8. Рассматривание картин

Картина «Улицы города», «Зимние забавы», «Семья» и др.

Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни : они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, то есть учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения – что хорошо и что плохо. Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего в картине.

Вывод

Таким образом, используя разнообразные формы работы с детьми с задержкой психического развития по формированию основ безопасности жизнедеятельности мы пополнили знания дошкольников об опасных для жизни ситуациях и особенностях поведения в них.

Мы надеемся, что полученные знания и умения помогут детям в будущем предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций или смягчения тяжести их последствия.

Результаты проделанной работы показали, что выбранные формы взаимодействия с детьми с задержкой психического развития в рамках проекта по обучению основам безопасности жизнедеятельности являются эффективным средством коррекции речи и психических процессов.

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Игры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группеИгры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группе Уважаемые коллеги! Организовать для детей дошкольного возраста интересную познавательную и одновременно творческую деятельность по формированию.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы с детьми с задержкой психического развития по формированию основ безопасности жизнедеятельности
Опубликовано: 17 мая 2024 в 16:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы работы с детьми с задержкой психического развития по формированию основ безопасности жизнедеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рудакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД