Папки-передвижки

Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников

миляуша галеева
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников

Задачи:

• Вызвать у педагогов интерес к экологическому воспитанию элементами ТРИЗ педагогики.

• Нацелить педагогов на изменение подхода к экологическому образованию дошкольников.

Повысить уровень активности педагогов, развивать стремление к сотрудничеству.

Публикация «Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Для начала хочу определиться с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель:

• развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

Основные методы триз- педагогики в экологическом воспитании

1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека

2) игры:

- на познание и классификацию «Назови, одним словом»

- на развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».

- на самосознание «Что будет, если …»

- на развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».

3) системный анализ

Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны :

• это различные виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре

• не сдерживать двигательную активность детей

• вовлекать детей в исследовательскую работ-проведение опытов

• Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

Элементы ТРИЗ использую на занятиях, прогулках, экскурсиях, во время трудовой деятельности.

Одним из элементов в ТРИЗ педагогики является :

Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др., «Узнай по форме лист»; используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно.

Метод аналогий: «Чем похожи и чем отличаются … .?», «Что было бы, если… .», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д. …»

Метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики: «Откуда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов.

Метод морфологического анализа – с помощью таблиц познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Например, игра "Составь необычного питомца" (по картинкам, по признакам.) Системный оператор или «Волшебный экран», который учит дошкольника закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать. Системный оператор "Откуда книга к нам пришла? ", «Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года», «Части-целое», «Посадка лука», «Развитие петуха», «Как добыть томатный сок?».

Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой.

Занятия с элементами ТРИЗ можно разделить на несколько основных категорий:

o «Занятия—путешествия» во времени и в пространстве, во время которых детям предстоит совершить «путешествия» мысли, воображения в страну настроения или, к примеру, незнакомый город. Эти упражнения обостряют внимание и наблюдательность.

o «Занятия-беседы», на которых нужно решить противоречие, сделать открытие и, в результате, что-то узнать. Одним из преимуществ этой формы упражнения является радость творческого открытия, которую испытывает ребенок.

o «Занятия—загадки», в процессе которых дети решают логические задачи, думают, догадываются, приводят доказательства, сравнивают и припоминают.

o «Занятия-эксперименты», на которых ребенок вместе с родителями познает тайны природы, выявляет свойства объектов и их связи.

1 раздел программы ТРИЗ- Мир вокруг –это наблюдения, экскурсии. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой (природный мир, либо человеком (рукотворный мир) .

Полученные знания закрепляем играми «Собери овощи и фрукты», «Узнай по вкусу» «Из чего сделано» и. т. д

2 раздел. Живая природа – наблюдения за растениями, животными, птицами. Развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

Для систематизации, углубления знаний, воспитания наблюдательности, служит игра "Чем похожи и чем отличаются?" Такие игры увлекают детей, пробуждают в них фантазию, развивают словотворчество, учат размышлять и делать выводы, дают начало изобретательским умениям.

По мере знакомства с животными или растением, мы вместе с детьми находим соответствующее место в царстве животных или в царстве растений. Это также систематизирует знания детей, развивает умение классифицировать.

3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, - как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано

Провожу опыты по воде (свойства, состояние и. т. д, растворимые и нерастворимые, тонущие- не тонущие. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Так же закрепление провожу играми «Маленькие человечки» (превращаемся в камни, дерево, и. т. д, «Из чего сделано» и. т. д

4 раздел. Планета наш - дом, обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно - экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».

Так же закрепление проводим с помощью игр «Что лишнее» ,«Назови одним словом»

Третий год я веду экологический кружок «Фантазеры»

Кружок «Фантазёры» - даёт возможность детям смело воплотить свои оригинальные идеи на бумаге или с помощью различных материалов, стать изобретателями экологических видов транспорта, необычных домов, фантастических животных и многого другого. Здесь все самые необычные идеи легко найдут своё воплощение. Мы фантазируем и изобретаем, используя для творчества не только бумагу, но разные бросовые материалы, проволоку, и даже фантики.

. В апреле 2014 года участвовали в открытом городском конкурсе детско-научно-фантастического рисунка «Золотой телескоп».

И в заключении хочу сказать, что использование элементов ТРИЗ в экологическом воспитании способствуют :

Воспитанию у детей качества творческой личности, способности понимать единство и противоречие окружающего мира;

• Развитию творческого воображения, фантазии у детей;

Повышению уровня психических процессов: воображения, памяти, внимания, мышления;

Воспитанию интереса к природе, желание познавать новое.

Понимать ребенка и чувствовать понимание с его стороны, быть другом, подняться до уровня детских мыслей, переживаний, логики, творить во всех сферах деятельности, вот что позволяют элементы ТРИЗ.

Публикации по теме:

Педагогический совет «Экологические знания — первое представление о мире» .

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 10 января 2015 в 15:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД