Лариса Георгиева
Формы работы воспитателя в художественном воспитании детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы воспитателя в художественном воспитании детей с задерж-кой психического развития в семье
Формирование интереса к изобразительной деятельности в семье будет наиболее эффективным, если оно осуществляется в следующей последователь-ности. Вначале ребенок ставится в активную позицию к предстоящей деятель-ности, что создает основу для формирования разностороннего интереса к раз-личным видам изобразительной деятельности. На этом фоне у старших дошко-льников возникают и относительно устойчивые интересы, которые в дальней-шем могут определить склонности и способности ребенка.
Публикация «Формы работы воспитателя в художественном воспитании детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
В работе по формированию интереса к изобразительной деятельности в практике семьи используют индивидуальные беседы с детьми и их родителями, наблюдение родителей за занятиями по изобразительной деятельности в дет-ском саду, анализ детских работ и педагогической документации. С этой целью кроме названных видов, используются рефлексивные методики (в частности, парные сравнения и свободный выбор деятельности, контрольные занятия по рисованию, лепке, анализ характеристик детей и озвучивание этих результатов родителям.
Педагоги подчеркивали значение семьи в воспитании детей - под руко-водством родителей они овладевают начальными представлениями об окру-жающем мире. Но не во всех семьях умеют правильно воспитывать детей и ос-новной причиной ошибок в воспитании является недостаточный уровень куль-туры родителей. Поэтому актуальной задачей является психолого-педагогическое просвещение родителей. Важная роль в этом деле принадлежит педагогическому персоналу дошкольных организаций.
Цель такой работы - формирование у родителей осознанного отношения к задачам подготовки детей к школьному обучению, расширение и обогащение их знаний и умений, оказание своевременной квалифицированной помощи се-мье по вопросам подготовки ребенка к школе.
Педагог может оказать помощь семье посредством разных форм : педа-гогического просвещения, повышения педагогической культуры молодых ро-дителей, индивидуального и группового консультирования и пр. Работа воспи-тателя с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить роди-телей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному уча-стию в работе дошкольного учреждения по подготовки детей к успешному обу-чению в школе.
В настоящее время крайне необходимо проведение просветительской работы с родителями.
Работа воспитателя с родителями состоит из следующих компонентов:
1. Ориентация родителей на процесс подготовки детей к школе.
2. Психолого-педагогическое просвещение (лектории, консультирова-ние, психолого-педагогические практикумы, педагогическая помощь, деловые игры).
3. Домашний практикум согласно перспективному плану.
Эти формы совместной работы формируют родительскую позицию, по-вышают их активность, актуализируют полученные знания.
К методическому руководству воспитателя по художественному воспи-танию детей с задержкой психического развития в семье относятся некоторые формы психолого-педагогической помощи родителям. К ним относятся:
1. Коллективная работа (общеродительские собрания, групповые собра-ния, «День открытых дверей», тематические занятия (доклады, консультации, семинары, тренинги, «Круглые столы», проведение детских праздников, вы-ставок детских работ).
2. Индивидуальные формы работы (анкетирование и опросы, беседы и консультации специалистов, «Служба доверия», родительские часы).
3. Формы наглядного информационного обеспечения (информационные стенды, вставки детских работ, открытые занятия специалистов и воспитате-лей). Рассмотрим их подробнее.
1. Коллективные формы взаимодействия родителей и педагогов.
А) Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года. Задачи: информирова-ние и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы; информирование родителей по вопросам взаимодей-ствия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
Б) Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости. Задачи: обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы; Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье по развитию интереса к изодея-тельности.
В) Тематические занятия “Семейного клуба”. Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей для оказания им специали-зированной помощи. Занятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца. Формы проведения : тематические доклады, плановые консульта-ции, семинары, тренинги, “Круглые столы” и так далее. Задачи: знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии и ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
Г) Проведение детских праздников и “Досугов”. Подготовкой и прове-дением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей. Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в груп-пах и распространение его на семью.
2. Индивидуальные формы работы.
А) Анкетирование и опросы. Проводятся по планам дефектологов, пси-холога, воспитателей и по мере необходимости. Задачи: сбор необходимой ин-формации о ребенке и его семье; определение запросов родителей о дополни-тельной помощи в развитии и формировании интереса к изодеятельности у де-тей с задержкой психического развития; определение оценки родителями эф-фективности работы специалистов и воспитателей.
Б) Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам роди-телей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи: оказание ин-дивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и вос-питания; оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.
В) “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей. Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
Г) Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопе-дами групп один раз в неделю. Задача: информирование родителей о ходе обра-зовательной работы с ребенком, разъяснение домашних заданий.
3. Формы наглядного информационного обеспечения [19; с. 97].
А) Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “План работы по развитию интереса к изодеятельности в семье», «Игра в развитии ребенка», «Как выполнять домашние задания»). Задачи: ин-формирование родителей об организации коррекционно-образовательной рабо-ты в ДОУ; информация о графиках работы администрации и специалистов.
Б) Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы. Задачи: ознакомление родителей с формами продук-тивной деятельности детей; привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка по изодеятельности.
В) Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Прово-дятся не менее двух - трех раз в год. Задачи: создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и достижений в изодеятельности; на-глядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях по формированию интереса к изодеятельности.
Таким образом, изобразительная деятельность доступна детям с разны-ми типами задержки психического развития, она способствует развитию мел-кой моторики, познавательных процессов, самостоятельности, эмоционально-волевой сферы. Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является задача привлечения родителей к активному со-трудничеству, так как только в процессе совместной деятельности детского са-да и семьи удается максимально помочь ребенку. В работе по формированию интереса к изобразительной деятельности в практике семьи используют инди-видуальные беседы с детьми и их родителями, наблюдение родителей за заня-тиями по изобразительной деятельности в детском саду, анализ детских работ и педагогической документации.
Педагог может оказать помощь семье по формированию интереса к изо-бразительной деятельности посредством разных форм : педагогического про-свещения, повышения педагогической культуры молодых родителей, индиви-дуального и группового консультирования.
На основании вышесказанного можно прийти к выводу, что семейное воспитание, оказывает огромное влияние на формирование интереса к данному виду деятельности. В процессе совместных занятий в детском саду и семье у старших дошкольников можно сформировать интерес к изобразительной дея-тельности, который характеризуется предметной направленностью, действен-ностью, широтой, относительной глубиной и устойчивостью.
Констатирующие опыты во многих исследованиях педагогов показыва-ют, что состояния работы по формированию интереса к изобразительной дея-тельности в практике семьи используют следующие виды: индивидуальные бе-седы с детьми и их родителями, наблюдение родителей за занятиями по изобра-зительной деятельности в детском саду, анализ детских работ и педагогической документации. С этой целью кроме названных видов, используются рефлексив-ные методики (в частности, парные сравнения и свободный выбор деятельно-сти, контрольные занятия по рисованию, лепке, анализ характеристик детей и озвучивание этих результатов родителям.
Основной целью специального (коррекционного) детского сада для де-тей с задержкой психического развития относительно изобразительной дея-тельности, является создание оптимальных условий для амплификации разви-тия эмоционально-волевой, познавательной сферы, развития позитивных ка-честв личности каждого ребенка. Особенности организации деятельности спе-циализированного (коррекционного) детского сада для детей с задержкой пси-хического развития определяются особенностями психофизического развития данной категории детей и задачами коррекционно-образовательной работы с ними.