МААМ-картинки

Формы работы воспитателя в художественном воспитании детей с задержкой психического развития

Лариса Георгиева
Формы работы воспитателя в художественном воспитании детей с задержкой психического развития

Формы работы воспитателя в художественном воспитании детей с задерж-кой психического развития в семье

Формирование интереса к изобразительной деятельности в семье будет наиболее эффективным, если оно осуществляется в следующей последователь-ности. Вначале ребенок ставится в активную позицию к предстоящей деятель-ности, что создает основу для формирования разностороннего интереса к раз-личным видам изобразительной деятельности. На этом фоне у старших дошко-льников возникают и относительно устойчивые интересы, которые в дальней-шем могут определить склонности и способности ребенка.

Публикация «Формы работы воспитателя в художественном воспитании детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

В работе по формированию интереса к изобразительной деятельности в практике семьи используют индивидуальные беседы с детьми и их родителями, наблюдение родителей за занятиями по изобразительной деятельности в дет-ском саду, анализ детских работ и педагогической документации. С этой целью кроме названных видов, используются рефлексивные методики (в частности, парные сравнения и свободный выбор деятельности, контрольные занятия по рисованию, лепке, анализ характеристик детей и озвучивание этих результатов родителям.

Педагоги подчеркивали значение семьи в воспитании детей - под руко-водством родителей они овладевают начальными представлениями об окру-жающем мире. Но не во всех семьях умеют правильно воспитывать детей и ос-новной причиной ошибок в воспитании является недостаточный уровень куль-туры родителей. Поэтому актуальной задачей является психолого-педагогическое просвещение родителей. Важная роль в этом деле принадлежит педагогическому персоналу дошкольных организаций.

Цель такой работы - формирование у родителей осознанного отношения к задачам подготовки детей к школьному обучению, расширение и обогащение их знаний и умений, оказание своевременной квалифицированной помощи се-мье по вопросам подготовки ребенка к школе.

Педагог может оказать помощь семье посредством разных форм : педа-гогического просвещения, повышения педагогической культуры молодых ро-дителей, индивидуального и группового консультирования и пр. Работа воспи-тателя с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить роди-телей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному уча-стию в работе дошкольного учреждения по подготовки детей к успешному обу-чению в школе.

В настоящее время крайне необходимо проведение просветительской работы с родителями.

Работа воспитателя с родителями состоит из следующих компонентов:

1. Ориентация родителей на процесс подготовки детей к школе.

2. Психолого-педагогическое просвещение (лектории, консультирова-ние, психолого-педагогические практикумы, педагогическая помощь, деловые игры).

3. Домашний практикум согласно перспективному плану.

Эти формы совместной работы формируют родительскую позицию, по-вышают их активность, актуализируют полученные знания.

К методическому руководству воспитателя по художественному воспи-танию детей с задержкой психического развития в семье относятся некоторые формы психолого-педагогической помощи родителям. К ним относятся:

1. Коллективная работа (общеродительские собрания, групповые собра-ния, «День открытых дверей», тематические занятия (доклады, консультации, семинары, тренинги, «Круглые столы», проведение детских праздников, вы-ставок детских работ).

2. Индивидуальные формы работы (анкетирование и опросы, беседы и консультации специалистов, «Служба доверия», родительские часы).

3. Формы наглядного информационного обеспечения (информационные стенды, вставки детских работ, открытые занятия специалистов и воспитате-лей). Рассмотрим их подробнее.

1. Коллективные формы взаимодействия родителей и педагогов.

А) Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года. Задачи: информирова-ние и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы; информирование родителей по вопросам взаимодей-ствия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Б) Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости. Задачи: обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы; Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье по развитию интереса к изодея-тельности.

В) Тематические занятия “Семейного клуба”. Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей для оказания им специали-зированной помощи. Занятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца. Формы проведения : тематические доклады, плановые консульта-ции, семинары, тренинги, “Круглые столы” и так далее. Задачи: знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии и ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

Г) Проведение детских праздников и “Досугов”. Подготовкой и прове-дением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей. Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в груп-пах и распространение его на семью.

2. Индивидуальные формы работы.

А) Анкетирование и опросы. Проводятся по планам дефектологов, пси-холога, воспитателей и по мере необходимости. Задачи: сбор необходимой ин-формации о ребенке и его семье; определение запросов родителей о дополни-тельной помощи в развитии и формировании интереса к изодеятельности у де-тей с задержкой психического развития; определение оценки родителями эф-фективности работы специалистов и воспитателей.

Б) Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам роди-телей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи: оказание ин-дивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и вос-питания; оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.

В) “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей. Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.

Г) Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопе-дами групп один раз в неделю. Задача: информирование родителей о ходе обра-зовательной работы с ребенком, разъяснение домашних заданий.

3. Формы наглядного информационного обеспечения [19; с. 97].

А) Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “План работы по развитию интереса к изодеятельности в семье», «Игра в развитии ребенка», «Как выполнять домашние задания»). Задачи: ин-формирование родителей об организации коррекционно-образовательной рабо-ты в ДОУ; информация о графиках работы администрации и специалистов.

Б) Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы. Задачи: ознакомление родителей с формами продук-тивной деятельности детей; привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка по изодеятельности.

В) Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Прово-дятся не менее двух - трех раз в год. Задачи: создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и достижений в изодеятельности; на-глядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях по формированию интереса к изодеятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность доступна детям с разны-ми типами задержки психического развития, она способствует развитию мел-кой моторики, познавательных процессов, самостоятельности, эмоционально-волевой сферы. Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является задача привлечения родителей к активному со-трудничеству, так как только в процессе совместной деятельности детского са-да и семьи удается максимально помочь ребенку. В работе по формированию интереса к изобразительной деятельности в практике семьи используют инди-видуальные беседы с детьми и их родителями, наблюдение родителей за заня-тиями по изобразительной деятельности в детском саду, анализ детских работ и педагогической документации.

Педагог может оказать помощь семье по формированию интереса к изо-бразительной деятельности посредством разных форм : педагогического про-свещения, повышения педагогической культуры молодых родителей, индиви-дуального и группового консультирования.

На основании вышесказанного можно прийти к выводу, что семейное воспитание, оказывает огромное влияние на формирование интереса к данному виду деятельности. В процессе совместных занятий в детском саду и семье у старших дошкольников можно сформировать интерес к изобразительной дея-тельности, который характеризуется предметной направленностью, действен-ностью, широтой, относительной глубиной и устойчивостью.

Констатирующие опыты во многих исследованиях педагогов показыва-ют, что состояния работы по формированию интереса к изобразительной дея-тельности в практике семьи используют следующие виды: индивидуальные бе-седы с детьми и их родителями, наблюдение родителей за занятиями по изобра-зительной деятельности в детском саду, анализ детских работ и педагогической документации. С этой целью кроме названных видов, используются рефлексив-ные методики (в частности, парные сравнения и свободный выбор деятельно-сти, контрольные занятия по рисованию, лепке, анализ характеристик детей и озвучивание этих результатов родителям.

Основной целью специального (коррекционного) детского сада для де-тей с задержкой психического развития относительно изобразительной дея-тельности, является создание оптимальных условий для амплификации разви-тия эмоционально-волевой, познавательной сферы, развития позитивных ка-честв личности каждого ребенка. Особенности организации деятельности спе-циализированного (коррекционного) детского сада для детей с задержкой пси-хического развития определяются особенностями психофизического развития данной категории детей и задачами коррекционно-образовательной работы с ними.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями младшей и средней группы Перспективный план работы с родителями младшей и средней группы В воспитании малыша должны быть заинтересованы и воспитатели и родители. Родители.

План по самообразованию: «Взаимодействие семьи и ДОУ в художественном развитии дошкольников» Изобразительное искусство – важный аспект семейного воспитания. К нему ребёнок впервые приобщается в семье: именно в семье начинают формироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы воспитателя в художественном воспитании детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 14:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД