Ирина Атабекян
Фотоотчёт с методического объединения в ДШИ им. А. И. Плотнова
25 января в ДШИ им. А. И Плотнова состоялось методическое объединение преподавателей на тему "Применение новых методов, приемов и технологий при реализации программ обучения" .
Преподаватели поделились опытом работы, выступили с темами:
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста - Кароян Н. В.
Различные виды росписи для изготовления сувениров к праздникам - Берсенева Н. В.
А также мой доклад на тему:
Публикация «Фотоотчёт с методического объединения в ДШИ им, А, И, Плотнова» размещена в разделах
Индивидуальные возможности и способности в вокальном искусстве -Атабекян И. Н.
Развитие творческих способностей на занятиях по эстрадному вокалу пробуждает у обучающихся неподдельную заинтересованность к вокальной деятельности и музыкальному искусству в целом. В практическом опыте среди многих педагогов по классу эстрадного вокала известны методы и приемы развития творческой составляющей обучающихся. Среди них: творческий метод; метод импровизации и сценического движения. 1) Творческий метод используют для работы с обучающимися, как основной художественный, педагогический метод, определяющий качественный, результативный показатель практического воплощения.
Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом. Только, находясь один на один с педагогом, ребёнок в состоянии раскрепоститься и, не отвлекаясь на товарищей, сможет воспринять информацию.
Нередко в хоровых студиях педагоги не придают значения постановке вокального голоса, и занимаются лишь репертуаром, считая, что голос со временем разработается сам, главное, что бы хор звучал аккуратно и слаженно. Отсюда и проблемы, связанные с временной потерей голоса, которые дети регулярно испытывают, особенно в переходном возрасте, когда происходит мутация голоса.
На индивидуальных занятиях по вокалу педагог обязан учитывать особенности детского голоса, в зависимости от возраста обучаемого. Так, например, методы вокального воспитания 8-летних малышей оказываются нерациональными для обучения 15-летних подростков.
На сольный вокал могут быть зачислены дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, хорошего музыкального слуха, хорошей музыкальной памяти, хорошего чувства ритма, намечающейся художественной выразительности.
Занятия начинаются с предварительного ознакомления с голосовыми и музыкальными данными обучающихся.
Голосовые данные определяются по совокупности признаков: по тембру, тесситуре, диапазону. Для выявления голосовых данных лучше всего предложить ребёнку исполнить его любимую или просто знакомую песню. При этом необходимо помочь ребёнку гармонической поддержкой на инструменте и подбором удобной тональности.
Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса. Голосовые данные проявляются ярче тогда, когда песня не трудна для исполнителя, имеет умеренный темп, несложный ритмический рисунок и распевный характер. Исполнение песни даст возможность судить о музыкальности, выразительности и исполнительских задатках обучающегося.
Чувство ритма у обучающихся проверяется на простых ритмических заданиях: повторить за педагогом ритмические формулы, хлопая в ладоши.
При прослушивании обучающиеся, нередко из-за волнения, недостаточно проявляют свои способности, потому, как правило, итоговая оценка может быть дана в течение первого месяца занятий, на которых постепенно выявляются способности ребёнка – голос, слух, память, внимание, эмоциональная отзывчивость и дисциплина.
Приступая к первым индивидуальным занятиям с детьми, необходимо взять во внимание не только их голос, но и их речь, музыкальный слух и внимание. Если уже на первых занятиях обнаруживается какой-нибудь недостаток ученика – дефективные согласные, нечёткие гласные, крикливость, открытость звучания, тенденция к заиканию, слабая музыкальная память, робость или излишняя подвижность – недостатки должны быть взяты во внимание для скорейшего их устранения.
Следует акцентировать внимание на индивидуальных отрицательных особенностях голосообразования, т. е. : шумный поверхностный вдох при помощи поднятия плеч, чрезмерно твёрдая атака, спадание грудной клетки при пении, сильно зажатая нижняя челюсть, гнусавость, сип, шепелявость, картавость и др.
На первых занятиях детям необходимо уяснить несколько моментов:
не кричать при пении
хорошо произносить слова
чисто и чётко петь каждый звук
научиться правильно слышать мелодию
научиться правильно дышать
стараться петь выразительно
С самых первых уроков необходимо воспитывать умение правильно стоять во время пения : корпус должен быть прямой, плечи слегка отодвинуты назад, ноги выпрямлены в коленях, голова не должна быть вытянута вперёд, наверх или вниз, она должна находиться в спокойном и естественном положении. Этому я конечно начинаю приучать уже в группе, так как на индивидуальное занятие я выбираю детей подготовленных в группе.
В будущем, при постановке сценического номера, движения ребёнка не должны быть слишком сложными, они должны выражать характер и настроение исполняемого произведения.
Каждое занятие должно непременно начинаться с распевания. Перед распевками можно использовать некоторые дыхательные упражнения. Они помогают активизировать дыхание, атаку, зафиксировать расширенное положение нижних рёбер. Дети, занимающиеся у меня индивидуально в старших классах, делают упражнения самостоятельно, но под моим наблюдением, так как иногда нужно исправлять и направлять.
На первых занятиях мелодию распевки лучше играть в унисон с поющим. Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя. Распевка – это обязательная часть занятия.
Упражнения на плавное пение (легато) являются основным средством вокала, которое неразрывно связано с длинным равномерным выдохом. Такие упражнения развивают певческое дыхание у ребёнка.
Отрывистый вокал (стаккато) связано с активным смыканием голосовых связок. Оно способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке.
Индивидуальное вокальное обучение, как и любой педагогический процесс, содержит в себе ряд специальных принципов. К наиболее важным принципам можно отнести такие, как принцип воспитывающего обучения, принцип индивидуального подхода, связи с жизнью и практикой.
В процессе обучения вокалу, учащийся не только получает знания о правильном голосообразовании и звукоизвлечении, формирует и совершенствует вокально-технические и художественные навыки, но и развивает голос, исполнительские задатки, эстетический вкус, умственные способности, память, наблюдательность, воображение, речь и др.
Каждый обучающийся заключает в себе определённый психологический склад, своеобразный и неповторимый характер, формирующийся средствами домашнего воспитания и окружающей среды. Но принцип индивидуального подхода заключает в себе не только психологическую сторону, но и необходимость учёта индивидуальных особенностей звучания голоса и звукообразования, которые обусловлены особенностями строения и работы голосового аппарата.
При обучении индивидуальному вокалу, чаще всего используются традиционные методы : объяснение с помощью устного слова и показ профессионального вокального звучания. Такой метод направлен на осознанное и осмысленное восприятие.
Прежде всего, ребёнок должен сформировать представление о правильно воспроизводимом звуке. Для объяснения качества, тембра звука применяются различные определения – глухой, звонкий, яркий, светлый, тёмный, вкусный – доставляющий удовольствие звук; мягкое, жёсткое, зажатое, вялое, высокое, н низкое звучание и т. д.
При описании качеств требуемого звучания нужно ориентироваться на имеющийся у ребёнка опыт. Результат будет только в том случае, если ребёнок понимает о чём ему говорит преподаватель, особенно в младшем школьном возрасте, где большей частью присутствует образность мышления.
Важен принцип наглядности в обучении вокалу – показ педагога голосом вызывает рефлекторную связь между голосом и слухом. Дети младшего возраста обладают природной способностью к подражанию и это облегчает процесс обучения маленьких детей, делая его естественным. Очень важно, чтобы ребёнок фиксировал свои ощущения при формировании правильного вдоха, звука. В дальнейшем ему будет проще вспоминать и автоматизировать свои собственные ощущения и представления.
Преподаватель должен быть яркой и творческой личностью, способной не только передавать сухие знания о вокальном искусстве детям, но и влиять на их скрытые возможности.