МААМ-картинки

Фототерапия в абилитации детей с ОВЗ

Миляуша Шайхеева
Фототерапия в абилитации детей с ОВЗ

Термин «Абилитация» применяется в отношении детей с врожденными или рано приобретенными нарушениями развития, речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном её формировании. Понятие «Абилитация» используется в таких областях как медицина, психология, специальная и социальная педагогика. С медицинской точки зрения абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойке утрате возможностей учиться, трудиться.

Публикация «Фототерапия в абилитации детей с ОВЗ» размещена в разделах

С точки зрения специальной педагогики абилитация- комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психофизического развития ребенка.

В этой статье мы рассмотрим один из таких методов абилитации детей с ОВЗ, как модульная программа по использованию элементов фототерапии, которая была разработана и реализована специалистами на базе ГБУСО МО «Комплексного центра социального обслуживания и реабилитации «Оптимист» г. Сергиев Посад.

Уникальность и значимость работы специалистов центра, использующих фотооборудование и фотоматериалы, заключается в ее многоцелевом характере. Преимущество такой работы в том, что формирование основ личности ребенка с особыми потребностями гармонично вплетается в разнообразные аспекты жизни ребенка. Опыт показал, что работа по изучению и созданию фотографий, использованию их в качестве стимульного материала детьми с различными формами нарушений развития, является хорошим мотивационным фактором и открывает дополнительные возможности для педагогов, психологов, логопедов и дефектологов.

Фототерапия, как психотерапевтическая методика работает с одной из форм визуального искусства – фотографией. Фотография применяется специалистами в работе с детьми, для решения разнообразных психологических, педагогических проблем, а также для гармонизации и развития личности. Фототерапия в качестве арт-терапевтического метода уже давно завоевала признание специалистов, использующих психологию творчества, как терапевтический «ключ» к решению проблем человека. Педагог-психолог разрабатывает перспективный план занятий, который дополняется фото и арт-терапевтическими элементами, упражнениями, играми, сказками, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка, взрослого и т. д. к окружающему миру. [ 3: с. 145].

Специалист заинтересовывает ребенка необычными способами работы с фотографиями. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха. Каждое занятие включает в себя арт-терапевтические упражнения, задания. Использование технологий фототерапии может стать частью работы психолога, дефектолога, воспитателя, логопеда. Попутно педагогами решаются задачи по развитию речи и ее понимания, зрительно-моторной координации, сенсорного восприятия, умению выполнять инструкции, способности к взаимодействию, к коммуникации и многие другие. Возможности, предоставляемые совместным творчеством, позволяют знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, развивать активность, мотивацию к деятельности. Ребенку предоставляеют достаточную степень свободы действий для выявления его интересов, способностей и использования потенциала в процессе фототерапии. Педагог должен обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, для любого действия находить особую мотивацию, учитывая его возможности. Таким образом, фотография сочетает в себе множество форм творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на участников.

Занятие по фототерапии можно проводить с детьми, начиная уже с 3-4 лет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение. На занятиях можно использовать как фотографии, так и слайды. В некоторых ситуациях можно в каждом из предложенных упражнений использовать готовые фотографии. Это снимки, принесенные детьми из семейного архива; распечатанные фото из интернета. Такие занятия способствуют повышение социальной компетентности детей с ОВЗ, приобретение ими нового социального опыта для формирования жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, через включение их в творческую деятельность. [ 2: с. 87].

Процесс фотографирования требует применения умений, которые у особого ребенка зачастую еще только нужно развивать. На первый взгляд, фотографирование — совсем легкое дело, учитывая технологии современных фотоаппаратов. Однако в работе следует соблюдать ряд условий. Ребенок должен уметь ждать и выполнять инструкции; правильно захватывать камеру, держать ее ровно, не закрывая объектив; ребенок должен уметь сконцентрировать внимание на объекте фотосъемки; уметь выделять картинку из фона, а из общей картинки — конкретные элементы. [ 1: с. 5].

В рамках проекта «Фототерапии», на базе реабилитационного центра "Оптимист", был проведен областной семинар по вопросу использования различных вариантов фототерапии при оказании услуг абилитации детей с инвалидность и с ограничениями жизнедеятельности. На семинаре присутствовали представители более 15 реабилитационных центров, оказывающие социальные услуги в реабилитационных центрах по Московской области. Специалисты поделились со своими коллегами опытом работы с детьми с ОВЗ.

Так же осуществляется публикации в муниципальной общественно-политической газете «Вперед» Сергиево - Посадского района. Рубрика «Особый взгляд», где дети в роли специальных корреспондентов представляют свой взгляд на интересующие их события.

Фотографии детей участвовали в различных конкурсах, таких как «Детский благотворительный фестиваль "Пасхальный звон", организованным Сергиево-Посадским Благочинием Московской Епархии. Выставка детского творчества «Божий мир глазами ребёнка». Участвовали и получили дипломы за 1 место номинации "Искусство фотографии» в Детско-юношеском фестивале - конкурсе художественного творчества "Чудеса без границ", организованным администрацией Сергиево-Посадского муниципального района.

Так же в центре проводятся ежеквартальные семейные фотосессии, воспитанников РЦ "Оптимист" с родителями. Дети не только фотографируются, но и являются фотографами своей семьи.

Совместная работа над изготовлением фотографий, затем их систематизация, просматривание и комментирование самим ребенком или взрослым помогают ребенку лучше разобраться во множестве невербальных знаков, понять свои и чужие эмоции, а также лучше ориентироваться в отношениях окружающих и яснее понимать цели их действий, обучаясь правильно вести себя в тех или иных ситуациях. Использование фототерапии в абилитации детей с ОВЗ дает возможность детям с инвалидностью и с ограничениями жизнедеятельности показать свои таланты и безграничные возможности. Помогает поменять отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и создать яркое событие в жизни этих детей как дополнительную возможность их социализации.

Публикации по теме:

«Матрёшка и Петрушка в гостях у детей». Развлечение для детей младшего дошкольного возраста Оформление зала: на столах стоят матрёшки, дымковские игрушки, Петрушка – игрушка для кукольного театра, куклы – соломенные фигурки, а также.

«Пугало в гостях у детей». Сценарий осеннего праздника доя детей средней группы «Осень». Сценарий осеннего праздника в средней группе (Дети под песню «Осень раз-два-три» входят в зал с листьями и становятся в полукругом).

Дидактическая игра по закреплению знаний детей о светофоре «Три сигнала светофора» для детей 3–5 летДидактическая игра по закреплению знаний детей о светофоре «Три сигнала светофора» для детей 3–5 лет Цель: закрепление знаний детей о светофоре и правилах перехода через практическую деятельность. Задачи: учить понимать значение сигналов.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Красная Шапочка в гостях у детей» ЦЕЛЬ: Упражнять детей в количественном, порядковом счёте, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, различении цвета.

Мероприятие для родителей и детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР 6–7 лет. Игра «Это мой ребенок» Цель: формирование семейных ценностей. Задачи :способствовать созданию тёплых семейных взаимоотношений; - воспитание любви и уважения.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Фликеры и безопасность детей на дорогах» В нашей стране и во многих других зарубежных странах действует закон о светоотражающих элементах для пешеходов. С 1 июля 2015 года в темное.

Проект «Развитие коммуникативных способностей детей посредством взаимодействия прародителей и детей» Русские забытые игры имеют давнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение,.

Растите детей любознательными. Презентация для родителей детей младшего дошкольного возраста Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька,.

Сценарий новогоднего праздника для детей 5–6 лет «Новогодние приключения» для детей старших групп Сценарий новогоднего праздника для детей 5-6 лет «Новогодние приключения»(для детей старших групп) Ход праздника: Дети под музыку входят.

Сценарий праздника «День защиты детей» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий праздника "День защиты детей" для детей старшего дошкольного возраста. Праздник проводится на центральной площадке детского сада.

Автор публикации:
Фототерапия в абилитации детей с ОВЗ
Опубликовано: 29 июля 2019 в 14:13
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД