Приложение МААМ

Развитие у детей фонематического слуха и внимания. Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе «Транспорт»

Ольга Максименко
Развитие у детей фонематического слуха и внимания. Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы

Фронтальное логопедическое занятие «Транспорт»

в подготовительной к школе группе.

Цель: закрепление знаний по теме.

Задачи:

- активизация словаря;

- развитие фонематического слуха и внимания;

Публикация «Развитие у детей фонематического слуха и внимания, Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе „Транспорт“» размещена в разделах

- образование предложного падежа существительных единственного числа (Я поеду на автобусе);

- согласование существительного с числительными, прилагательными;

- образование сложных существительных (молоковоз, снегоуборочная машина);

- использование простых и сложных предлогов;

- развитие умения отвечать на вопросы;

- составление схем предложений;

- развитие зрительного восприятия и мышления.

Материал: картинки с транспортом (наземным, воздушным, водным, карточки-символы, обозначающие принадлежность к тому или иному виду транспорта, картинки со спецтранспортом, плоскостные изображения самолёта и облаков, карточки для развития зрительного восприятия и мышления.

Нарушение зрения детей сказывается, прежде всего, на их восприятии, отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображения на картинках, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностями зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцирует накопление в речи детей слов без конкретно-го содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника. Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведёт к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимания смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развития связной речи, в усвоении выразительных средств.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

На транспорте ездим мы все постоянно,

Автобусы возят нас всех беспрестанно,

Трамваи, троллейбусы…Есть и метро,

Которое спряталось очень хитро.

Вт в небе над нами летят самолёты,

И в них за штурвалом, конечно, пилоты.

По морю большие плывут корабли,

С бортов их давно уж не видно земли.

Мы знаем ещё мотоциклы, мопеды

И очень удобные велосипеды.

Конечно, есть лодки и есть катера,

Но нам на картинки взглянуть уж пора!

Детям предлагается посмотреть на картинки и назвать тот транспорт, который встретился в стихотворении.

Приложение 1. (автобус, трамвай, троллейбус, метро, самолёт, корабль, мотоцикл, мопед, велосипед, лодка, катер)

Массаж ладоней рук:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (смена рук).

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Приложение 2.Дети вспоминают, как называется транспорт, который передвигается по земле, по воздуху, по воде. На доску выставляются таблички-символы, обозначающие наземный, водный и воздушный транспорт. По очереди дети выходят и ставят картинки с транспортом по их принадлежности, причём они должны заметить, что метро не подходит ни к одному виду транспорта, потому что ездит под землёй.

Каждый из детей выбирает понравившуюся картинку с транспортом. Логопед предлагает им отправиться в путешествие, но для того чтобы тронутся с места необходимо составить предложение.

Логопед:

- Я поехала на грузовике за город.

Дети строят предложение с транспортом, изображённым на картинке.

Логопед:

- Пока мы с вами ехали по дороге, нам навстречу попалось множество машин.

Дети берут карточки с количественным изображением машин и по примеру логопеда составляют предложение:

- По дороге мне встретились – три красные грузовые машины и шесть зелёных легковых автомобилей.

Логопед организовывает игру. Ребёнок должен поймать мяч и закончить предложение логопеда.

Ночью в гараже спят (машины).

Их заправляют (бензином).

В темноте машины включают (фары).

У машины не ноги, а (колёса).

Лётчики летают на (самолётах).

Машина, которая возит молоко, называется (молоковоз).

Шофёры ездят на (машинах).

Кораблями управляют (капитаны). И т. д.

Логопед читает рассказ:

Хорошо, когда много снега.

Хорошо, когда много снега: можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…

А вот машинам и трамваям, когда снега много – плохо.

Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни ёлку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.

Чтобы такого не случилось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.

В. Бундин

Логопед задаёт вопросы:

• О каком времени года говорится в рассказе?

• Кому хорошо, когда много снега? Почему?

• Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?

• Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?

Приложение 3. На доске выставляются картинки с изображением машин-помощников. Детям предлагается назвать их и сказать, зачем они нужны и что делают (скорая помощь, пожарная, снегоуборочная, хлебная, тротуароуборочная, подметальная, милицейская, пескоразбрасыватель).

Логопед:

- Мы очень долго ехали с вами на машине, а теперь я предлагаю вам пересесть на самолёт и подняться высоко в небо (на доске выставляются плоскостные фигуры самолёта и облаков). Где летит самолёт?

Приложение 4. (Над облаками, под облаками, около облаков, между облаками, за облаками, в облаках, перед облаками).

Детям зачитываются предложения. Необходимо подобрать схему.

Грузовик едет.

«Скорая помощь» мчится в больницу.

Пилот управляет самолётом.

У машины четыре колеса.

Логопед:

- Что-то задержались мы с вами. Пора возвращаться домой.

Динамическая пауза.

Ехали мы, ехали, Имитация поворотов руля.

К горке подъехали,

С горки съехали, дальше поехали. Ходьба на носочках.

Ехали мы, ехали, Имитация поворотов руля.

К ямке подъехали,

Ямку объехали, дальше поехали. Ходьба на корточках

Ехали мы, ехали Имитация поворотов руля.

К речке подъехали,

Речку переехали, дальше поехали. Прыжок.

Ехали мы, ехали, Имитация поворотов руля.

В детский сад приехали. Упражнение «пружинка», руки сложены перед собой

Логопед:

- Вот мы и в детском саду, но прежде чем мы с вами попрощаемся необходимо проверить наши машины. А вот какие части машины мы сейчас проверим – вы должны догадаться.

Приложение 5.

РУБЛЬ – уберите третью букву (РУЛЬ);

ФАНЕРА – уберите второй слог (ФАРА);

СО – КО – ЛЕ – составьте из слогов слово (КОЛЕСО);

ШИ – НА - МА.

Логопед:

- Вот мы всё и проверили, всё в порядке. Давайте закроем глаза и вспомним, где мы были и что делали.

Пальминг.

Дети снимают очки. Растирают ладони и прикрывают ими глаза. Вспоминают путешествие.

Логопед:

Ты скажи-ка, умница,

Что же это?

-Улица!

Интересная картина:

Вот автобус, вот машина,

Едет самосвал большой,

Вот идет трамвай с дугой,

В небе самолет летит,

Рядом вертолет гудит,

По реке плывет «ракета»…

Это транспорт, транспорт это!

Публикации по теме:

Календарно-тематический план логопедических занятий (1-й год обучения, ОНР — III уровень) КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (1-й год обучения, ОНР – III уровень) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Компьютерные игры на автоматизацию звука [Ш] Игра "Фонетическая разминка". Цель: Уточнение произнесения изолированного звука [ш]. Закрепление произнесения длительного звука [ш] на выдохе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей фонематического слуха и внимания. Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе «Транспорт»
Опубликовано: 6 мая 2014 в 21:19
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей фонематического слуха и внимания. Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе «Транспорт»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Максименко (УИ 173171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД