Наталья Сертакова
Арттерапия (исцеление искусством)
▼ Скачать + Заказать документы
Испокон веков конечной целью воспитания провозглашалось воспитание гармонично развитой личности. Подготовить ребёнка к жизни – конечная цель воспитания.
Воздействие произведений искусства и творческой деятельности на личность настолько велико, что в современной психологии появилось новое направление – арттерапия (исцеление искусством). одной из форм которого является сказкотерапия. Что может более соответствовать природе дошкольника, чем сказка?
Публикация «Арттерапия (исцеление искусством)» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: в ней добро всегда побеждает зло; осуждается и высмеивается лень. Жадность, неряшливость; сказка учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Слушая сказки, ребёнок «впитывает» в себя её философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает их с друзьями. Причём все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.
Сказки несут чрезвычайно важные идеи:
1. Окружающий мир – живой. В любой момент его проявления может заговорить с человеком. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает ребёнка в реальной действительности.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Идея может служить для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достаётся через испытание, а то, что далось им даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас множество помощников. Но их помощь только в тех случаях, если герой не может справиться с ситуацией или заданием самостоятельно. Идея значима для формирования чувства решительности, самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
Поэтому сказкотерапия важная методика для использования в дошкольных учреждениях. Это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия дети увеличивают словарный запас, расширяют образный репертуар, внутренний мир ребёнка становиться богаче и разнообразнее.
Сопереживание сказочному герою даёт ребёнку ощущение собственной силы и значимости. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребёнка справляться со своими страхами.
В то же время, переживая во время сказки, ребёнок даёт выход своим собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни. Так как понимает, что это «понарошку».Даже после прослушивания сказки, ребёнок продолжает фантазировать и на прогулке, и перед сном – в любую свободную минуту.
Важной специфической особенностью воспитания методами ссказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка для усиление воспитательного эффекта, на подсознательные установи и сознательные идеалы личности, а через них – на поведение и деятельность. Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к их восприятию: чтение литературного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и т. д. именно такой подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств – слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высоко эмоционального состояния, способствующего реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.
Можно выделить следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:
- познавательная деятельность, в результате которой ребёнок познаёт объективную действительность, взаимосвязи между личностью и обществом;
- созидательную деятельность, ребёнок создаёт что-то новое в авторском замысле;
- оценочная деятельность, ребёнок в своих работах выражает собственное отношение к миру;
- коммуникативная деятельность, прямое и косвенное общение автора с реципиентом.
В методике сказкотерапии принято выделять пять видов сказок:
- художественные (авторские, народные);
- дидактические;
- психотерапевтические;
- психокоррекционные;
- медиативные.
В средствах анализа сказки выделяются значимые элементы:
Тема – то, о чём сюжет, на чём строится интрига действия, толкуется как значимая сфера жизни ребёнка.
Персонажи – круг основных действующих лиц, их характеристики. Значимые лица из окружения ребёнка.
Герой – персонаж, с которым идентифицируется рассказчик или участники совместной работы со сказкой.
Отношения между персонажами и героем – типы взаимоотношений, к которым можно их отнести: соперничество или сотрудничество, забота, жертва и преследователь. Толкуются как желаемые образцы отношений - зависимости от контекста и других дополнительных признаков.
Типичные события – то, что составляет основную фабулу сказки. : преследования, поиск кладов, создание лучших условий жизни.
Трудности (проблемы, затруднения) – типичные, важные проблемы, с которыми сталкивается испытуемый.
Типичные средства преодоления – возникающих трудностей. – Для анализа можно использовать любые подходящие понятия, например, уход/нападение, обман/открытость, борьба/договор.
Имеющиеся ресурсы: их качество, доступность, мощность. Главное- выяснить насколько на них можно опереться в дальнейшей работе.
Недостающие ресурсы – то, чего не хватает для снятия трудностей, решения проблем: их качество, количество, степень дефицита по каждому в совокупности. Толкуются как реально недостающие в жизни ресурсы – то ли внутренние, то ли внешние. Используемые средства анализа сказки – это «измерения субъективного семантического пространства её автора. Толковать с их помощью можно лишь потому, что это не столько элементы собственно сказки, а элементы жизненного семантического пространства данного человека «. Художественное творчество ребёнка (собственные сказки, рисунки, поделки по сказочным сюжетам) в процессе воспитания сказкой можно рассматривать как одну из разновидностей моделирования действительности, а результат детского творчества – как комплексную модель двух объектов – явления действительности и личности автора. При этом саму творческую деятельность можно рассматривать в двух планах:
1) деятельность ребёнка ( направленная вовне: выражение собственных эмоций, чувств, представлений;
2)деятельность, направленная вовнутрь: самопознание, самооценка, самосовершенствование.
Сказкотерапия оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, мотивацию его поступков, на внутренний мир и нравственные ориентиры в условиях социализации личности дошкольника. Поэтому использование сказкотерапии может представлять не только теоретический, но и практический интерес.