Приложение МААМ

ФЭМП на музыкальных занятиях

Ольга Белозерова
ФЭМП на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

ФЭМП на музыкальных занятиях

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Публикация «ФЭМП на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Психологи постоянно подчёркивают, что часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей.

У современных ученых есть очень веские доказательства и основания полагать, что прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Дело в том, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка крайне многообразный «материал». Для того, что бы услышать и принять музыку, необходимо «поймать» ее на слух, уловить ритм, громкость, сменяющиеся переливы и интонации мелодии. При прослушивании мелодии работают сразу несколько отделов головного мозга.

Музыка и математика - это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

Музыка и математика – это две системы, тесно связанные между собой.

Элементарные математические представления у дошкольников складываются из таких простых понятий как круг, шар, квадрат, площадь, точка, длина, ширина, высота, угол, прямая, кривая и т. д. Все эти понятия отражаются на музыкальных занятиях.

Музыкальное занятие начинается с музыкально-ритмических движений, которые выполняются в кругу, с ускорением и замедлением различных видов ходьбы. В этом виде деятельности формируется понятие круг, быстро, медленно.

В разделе «Слушание музыки» при прослушивании музыкальных произведений, дети учатся их сравнивать. Здесь мы сталкиваемся математической операцией – сравнение. Разбирая музыкальное произведение, мы определяем количество частей в нем (2-х, 3-х частная форма); темп, в котором оно звучит - понятия быстро, медленно; динамику – громко, тихо (математическое понятие больше, меньше)

В разделе «Пение» при многократном повторении мелодии и текста развивается память и мышление. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.

В процессе разучивании танцев используются хлопки, притопы, поскоки и т. д., которые выполняются под счет. Термины вверх, вниз, влево вправо используется при выполнении движений рук, ног, туловища. При движении друг за другом дети учатся соблюдать одинаковые расстояние между друг другом. И, конечно же, для исполнения танца необходима хорошая ориентация в пространстве (при перестроении из колонн в круг, из круга в линии и т. д.)

В музыкально-дидактической игре «Три поросенка», «Три медведя» дети определяют высоту регистров, высоту звуков в трезвучии, тем самым закрепляют понятия о высоте. В музыкально-дидактической игре «Передай ритм» развивается ритмический слух и закрепляется понятие длинный и короткий, что также способствует развитию математических представлений. В игре «Собери кружок» (по 2, 3, 4, 5 человека) закрепляют устный счет.

Таким образом, математические представление у дошкольников усваиваются, закрепляются, развиваются посредством музыкального материала.

Музыкально-дидактическая игр «Три поросенка»

Цель: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ми-соль).

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Поросята очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.

Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: (до-ми-соль).

Музыкально-дидактическая игра «Три медведя»

Цель : Учить детей различать высоту регистров

Ход игры: педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три медведя» и её героев: медведя, медведицу и медвежонка. Объясняет д, что тяжелые шаги медведя в музыке звучат низко. Шаги медведицы – уверенно, на середине. А шаги медвежонка звучат легко и высоко. Предлагает поослушать музыкальный фрагмент и определить в каком регистре звучит тема медведей: высоко, на середине или низко?

Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокий, низкий и средний регистр.

Музыкально-дидактическая игра «Передай ритм».

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные стульчики».

Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Музыкально-дидактическая игра "Чей кружок быстрее соберется?"

Цель: Выделять различные части музыки. Двигаться в соответствии с характером каждой части. Уметь быстро строить круги по 2, 3, 4 человека

Ход игры : Дети двигаются в свободном направлении в соответствии с музыкальным сопровождением. С окончанием музыки, по команде ведущего, становятся парами. При повторе игры, ведущий дает команду построить круг из 3-х человек, 4-х и т. д.

Музыкально-математическая игра «Танец цифр»

Цель: научить детей узнавать цифры, соответственно которым уметь перестраиваться и объединяться в группы, формировать дружеские взаимоотношения, научить ориентироваться в пространстве в группе.

Ход игры : Звучит весёлая танцевальная музыка (можно использовать ритмичные русские народные песни, такие как "Ягодка- малинка", "Ах, вы сени мои, сени", " На горе- то калина", "Метелица" и т. д.) Каждый ребёнок под музыку танцует свой сольный произвольный танец. Педагог останавливает музыку и показывает детям цифру 2. Дети выбирают пару и танец продолжается в паре. После следующей остановки педагог поднимает вверх табличку с цифрой 3. Дети танцуют тройками. 4- дети перестраиваются в круг по 4 человека. 5- дети создают круги по 5 человек.

При повторном проведении игры задачи можно усложнять, показывая цифры не по порядку.

«Ритмический кубик»

Дети в кругу под весёлую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, геометрических фигур изображено на верхней грани кубика и какого они цвета. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т. д. Сопровождать звучащие жесты нужно счётом вслух.

Музыкально - дидактическая игра с использованием диатонического слуха «От шёпота до крика»

Дети считают от одного до пяти прибавляя силу голоса.

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование настольного театра на музыкальных занятияхИспользование настольного театра на музыкальных занятиях Музыкальное занятие с применением настольного театра "Сказка о Щелкунчике" В занятии используется музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Использование камешков Марблс на музыкальных занятиях в ДОУИспользование камешков Марблс на музыкальных занятиях в ДОУ Использование камешек марблс на музыкальных занятия в ДОУКак правило камешки марблс предназначены для игр, для развития мелкой моторики.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр» на музыкальных занятиях в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр» на музыкальных занятиях в ДОО» Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр», способствующего развитию.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ФЭМП на музыкальных занятиях
Опубликовано: 14 марта 2024 в 12:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ФЭМП на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Белозерова (УИ 336205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД