Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр» на музыкальных занятиях в ДОО» (3 фото)

Ирина Забоева
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр» на музыкальных занятиях в ДОО»

Цель мастер-класса : Знакомство участников с опытом использования дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр», способствующего развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма, муз. памяти у детей дошкольного возраста;

• Способствовать повышению педагогической компетенции участников в организации анализа муз. произведений;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование дидактического набора „Шкатулка музыкальных игр“ на музыкальных занятиях в ДОО“» размещена в разделах

• Раскрыть содержание работы с дидактическим набором «Шкатулка музыкальных игр» посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Оборудование: дидактический набор «Шкатулка музыкальных игр», детские музыкальные шумовые инструменты, мольберты.

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов образовательных организаций по использованию различных приемов для совершенствования музыкального развития детей дошкольного возраста.

Структура мастер-класса :

1. Вступительное слово – актуальность применения дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр» в деятельности музыкального руководителя.

2. Практическая часть – демонстрация и проигрывание с педагогами упражнений, направленных на совершенствование музыкального развития дошкольников, с применением дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр».

Ход мастер-класса :

I. Вступительное слово

Музыка – особый источник эмоций, движений детей, помогающий глубже осознать окружающую действительность. Умение детей слушать и воспроизводить музыку совершенствует их личность, способствует эффективному вхождению в реальную жизнь.

Новые подходы к воспитанию детей требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии. В своей работе по музыкальному воспитанию дошкольников я использую дидактический набор «Шкатулка музыкальных игр», основанный на технологиях «Дары Фребеля» и STAM-технологии. Данные технологии направлены развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Взяв за основу использование геометрических фигур в работе с музыкальным материалом, я пришла к выводу, что данное пособие помогает визуализировать музыкальные понятия и сделать их понимание более доступным для дошкольников.

Упражнения, направленные на развитие чувства ритма, с применением «Шкатулки» становятся динамичными и увлекательными. С большим интересом проходит знакомство детей с инструментами, где дошкольники не только запоминают новый инструмент, его звучание, но и сами воспроизводят его форму при помощи набора фигур. Применение данного набора является незаменимым при анализе структуры музыкальных произведений. Помогает осознать детям особенности создания музыкальных пьес.

Дидактический набор «Шкатулка музыкальных игр» отвечает основным педагогическим требованиям качества: полифункциональность, вариативность, доступность, эстетическое представление. Помогает педагогу привить интерес детей к музыкальным занятиям. Применяется данное пособие в работе с детьми и младшего, и старшего дошкольного возраста. Эффективность использования дидактического пособия в работе музыкального руководителя можно увидеть в данных диагностики музыкального развития дошкольников. Работу со шкатулкой можно проследить по критериям «Слушание музыки», «Игра на детских музыкальных инструментах» и «Творчество». Сводные показатели уровня развития музыкальных способностей детей за период с 2021 года по 2023 год свидетельствуют о положительной динамике. Работу с дидактическим пособием "Шкатулка музыкальных игр" можно проследить по критериям «Слушание музыки», «Игра на детских музыкальных инструментах» и «Творчество». Высокие показатели сформированности данных критериев демонстрируют наличие достаточного умения воспитанников слушать и анализировать музыкальные пьесы, наличие знаний о наименовании и особенностях звучания музыкальных инструментов. Дети с удовольствием включаются в ансамблевую игру, стараются передавать характер музыки в самостоятельной игре на инструменте. Проявляют творчество по заданной теме педагога и в самостоятельной деятельности.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что музыкальные занятия с использованием дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр» становятся более эффективными. Прививают интерес детей к музыке, к музыкальному творчеству. Способствуют повышению уровня развития музыкальных способностей детей. В работе с данным пособием у дошкольников активизируются все высшие психические процессы, он чувствует удовлетворение от собственной деятельности, становится более раскрепощенным. Следовательно, музыкальные занятия с применением данного дидактического пособия становятся более эффективными.

II. Практическая часть

Муз. рук. : Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр с применением дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр». Данные упражнения вы сможете проводить самостоятельно во время свободной деятельности детей.

Чтобы наша шкатулка открылась, необходимо отгадать музыкальную загадку. Послушайте внимательно знакомую вам пьесу и определите её автора и название (А. Хачатурян «Танец с саблями»). Прекрасно. Четырех первых знатаков я прошу пройти к мольбертам.

1. Упражнение «Ритмическая песенка»

Наша шкатулка открывается. А в ней лежат разноцветные фигуры. Я предлагаю участникам стать дирижерами. Вы выкладываете на мольберте любой ритмический рисунок. Помните, что большие детали означают долгий звук, маленькие – короткий звук. Как будете готовы, берете в руки дирижерскую палочку (указку). Все остальные участники берут в руки инструменты и по команде дирижера отбивают представленную ритмическую песенку.

Спасибо за работу. Выберите, пожалуйста, по вашему мнению, самого активного, правильно исполнившего ритмическую песенку музыканта. Прошу дирижеров сесть на места, а музыкантов пройти к мольбертам.

2. Упражнение «Отгадай песню»

Ваша задача – выложить на мольберте предмет, который встречается в разных песнях. А все остальные участники должны будут угадать, о какой песне идет речь. Можно вспомнить свои песни, где встречается этот предмет.

Спасибо за работу. Выберите, пожалуйста, самых активных знатоков песен. Прошу вас вернуться на места, а знатоков пройти к мольбертам.

3. Упражнение «Жанры музыки»

Музыка стоит на 3 китах – определенных жанрах – марш, песня, танец. Марш – он какой по характеру? (четкий, ровный, энергичный) Какой фигурой его можно обозначить? (на экране появляется прямоугольник и картинка «марш») Какой по характеру чаще всего бывает песня? (спокойная, добрая, нежная, веселая) Какой фигурой можно обозначить песню? (на экране появляется круг и картинка «песня») Как можно охарактеризовать танец? (энергичный, эмоциональный, бывает торжественный, бывает печальный, бывает современный, бывает классический) Давайте танец обозначим такой же разнообразной фигурой, как трапеция (на экране появляется трапеция и картинка «танец»).

Каждому из вас я покажу определенную картинку, ваша задача – исполнить на инструменте тот жанр, который вы увидите. Задача остальных участников – угадать, какой жанр для вас звучит. Догадались, поднимаете руку, подходите к музыканту и на его мольберт выставляете соответствующую фигуру.

Понравилось ли вам исполнение жанров музыки нашими музыкантами? Поблагодарим их за работу аплодисментами. Знатоков жанров музыки прошу остаться.

4. Упражнение «Угадай инструмент»

Музыка, в основном, исполняется при помощи музыкальных инструментов. Я предлагаю вам прослушать мелодию, определить, какой инструмент звучит и выложить его на мольберте при помощи фигур. Задача остальных участников – определить, правильно ли справился участник со своим заданием. Если задание выполнено правильно – мы хлопаем в ладоши, если допущена ошибка, играем на инструменте, лежащим перед вами. Спасибо знатокам за работу, возвращайтесь на свои места.

5. Упражнение «Внимательный слушатель»

Музыка показывает нам разное настроение, эмоции. По различию в характере, звучании музыки можно определить, из скольких частей состоит то или иное музыкальное произведение. Вашему вниманию я предлагаю пьесу, состоящую из 2 частей, контрастных по характеру. Чтобы легче было их различать, мы будем сопровождать звучание пьесы определенными движениями. Возьмите по одной фигуре прямоугольника. На первую часть музыки вы передаете прямоугольник соседу справа. На вторую часть пьесы мы ритмично ударяем фигурой по коленям.

Спасибо всем участникам за активную работу. Мне было очень приятно с вами взаимодействовать. Чтобы полученный опыт можно было повторить в своей деятельности, вручаю вам картотеку игр с применением дидактического игрового набора «Музыкальная шкатулка», его вы можете взять в конце мероприятия.

Рефлексия.

Наш мастер-класс подходит к концу, и пора закрыть «Музыкальную шкатулку». Предлагаю положить в нее фигуры прямоугольника и поделиться своими впечатлениями о мероприятии, проигранных упражнениях.

Используемая литература :

1. Гершова Ф. З. Мы играем и поем: музыкальные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Сост., предисл. и метод. указ. Мухамедзяновой Р. К. – Уфа: Китап, 1999. - 147 с.

2. Тютюнникова Т. Э. Учусь творить. Элементарное музыцирование : музыка, речь, движение: Материала семинара / Т. Э. Тютюнникова. – М., 2004 г. – с.

3. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа / Т. Э. Тютюнникова. – М. : ООО «Издательство «Астрель», 2000. – 96 с.

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр» на музыкальных занятиях в ДОО»
Фото «Шкатулка музыкальных игр»
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического набора  на музыкальных занятиях в ДОО» - фото

Прикреплённые файлы:

predstavlenie-mk_h6335.pptx | 6679,15 Кб
 
Публикации по теме:

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование настольного театра на музыкальных занятияхИспользование настольного театра на музыкальных занятиях Музыкальное занятие с применением настольного театра "Сказка о Щелкунчике" В занятии используется музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр» на музыкальных занятиях в ДОО»
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 21:21
+226Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.

2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД