Наталья Алексеева
Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста
Актуализация.
В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью. Женщины все чаще оказываются плохими хозяйками, женами и матерями. Всё это неизбежно приводит к увеличению числа разводов и социальному сиротству детей.
Публикация «Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Начинать формировать в девочке женщину, а в мальчике мужчину необходимо уже на этапе дошкольного детства, когда осуществляется половая дифференциация, у ребенка формируются представления о себе, своих половых ролях в семье.
Гендер (gender) – это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе. Таким образом, гендер трактуется как социальный пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.
С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему общества. Прежде всего, вступают в силу символические родильные обряды, предписывающие родителям определенные действия, связанные с полом ребенка. Выбирается цвет коляски, кроватки, пеленок, одежды. Все социокультурные институты (семья, детский сад, школа) и культура в целом широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивые представления о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Отсюда следует, что быть женщиной или мужчиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей, предписанных в конкретном обществе. Гендер конструируется обществом как устойчивая социокультурная модель, определяющая роли и положение человека в социуме (в семье, культуре, образовании, экономике, политической системе и др.).
Гендерное воспитание понимается сегодня как организация учебно-воспитательного процесса с учетом половой идентичности и специфики развития каждого ребенка в процессе его полоролевой социализации.
Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей : мальчик избирает «слабый» так называемый женский тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными.
К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая» (за редким исключением, доказательством чему являются следующие факты:
- содержание детской деятельности и формы ее организации не ориентированы на специфические потребности, интересы, уровни активности мальчиков и девочек;
- единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности/отдыха у мальчиков и девочек;
- гигиенические, игровые, спальные комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;
- питание не дифференцировано по ассортименту и времени приема пищи, этот факт имеет отношение в большей степени к индивидуальным, чем гендерным особенностям ребенка.
Кроме того, российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели-женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков.
Целенаправленная гендерная социализация детей должна начинаться, на наш взгляд, со среднего дошкольного возраста и осуществляться (как одно из направлений) в сюжетно-ролевой игре.
Принимая во внимание всю важность данной проблемы и недостаточную её разработанность определим цель проекта:
- становление гендерного сознания дошкольников через сюжетно-ролевые игры.
Задачи:
- обогащение реального опыта детей в их игровой деятельности;
- организация и преобразование предметно-игровой среды;
- активизирующее общение и формирование реальных взаимоотношений взрослого с детьми во время игровой деятельности.
Решение задач:
- чем шире круг знаний ребенка, тем более содержательно насыщена его игра, и чтобы она не замыкалась на узком круге привычных бытовых тем, необходимо постоянно обогащать представления детей о самых разных областях действительности;
- развивающей будет являться только та игровая среда, которая позволит ребенку реализовать любые игровые замыслы;
- взрослый может помочь ребенку продолжить сюжетную линию, предложить неожиданный сюжетный поворот как во время игры, так и вне её. Игра важна для формирования реальных взаимоотношений детей и взрослых, в игре формируется «общественность». Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Повышение компетентности педагогов в отношении понимания, организации и поддержки игровой деятельности детей дошкольного возраста будет способствовать формированию и развитию играющего детского сообщества и содержательному развитию детской игры.
Участники проекта:
Педагоги, дети, родители воспитанников.
Приоритетные направления проекта:
- поиск эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости;
- формирование гендерной компетентности педагогов;
- популяризация гендерного воспитания среди педагогов ДОУ и родителей.
Объект исследования:
Процесс воспитания гендерной социализации детей через игровую деятельность.
Предмет исследования:
Комплекс организационно-педагогических условий руководства детской игровой деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Гипотеза исследования:
Реализация гендерного подхода в сюжетно-ролевой игре детей в условиях детского сада будет происходить успешно и способствовать гендерной социализации, если педагог владеет особой игровой позицией, которая включает в себя несколько тесно взаимосвязанных между собой компонентов:
- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
- инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
- креативность как способность находить нестандартные пути достижения целей.
Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на развитие сюжетно-ролевой игры.
Этапы проекта
I этап: Подготовительный: январь – март 2014 года
Задачи:
1. Подготовка педагогических кадров и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение и выявление содержательных характеристик гендерных представлений детей дошкольного возраста.
3. Изучение сформированности гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
4. Выбор формы работы с родителями, разработка опросников, консультаций, плана работы с родителями по гендерному воспитанию детей.
II этап: Основной практический: апрель – август 2014 года
Задачи:
1. Организация сюжетно-ролевых игр через интересы дошкольников, предпочтения, игровые взаимодействия и умения детей.
2. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, создание условий и оформление необходимого материала для развития игровой деятельности.
3. Развитие игровых умений через последовательно изменяющееся игровое взаимодействие воспитателя с мальчиками и девочками (три линии развития).
III этап: Заключительный: сентябрь – декабрь 2014 года
Задачи:
1. Обобщение практических материалов по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников.
2. Оформление опыта работы по теме проекта.
3. Распространение опыта экспериментальной работы.
4. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проблеме гендерного воспитания детей.
Ожидаемые результаты по реализации проекта
1. Создание в детском саду условий для воспитания, образования и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.
2. Совершенствование гендерного воспитания детей; дифференцированного воспитания, предусматривающего индивидуальный подход, основанный на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей.
3. Разработка методов и технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности и творческого потенциала воспитателей, способствующих гендерной социализации детей.
5. Разработка практических рекомендаций для дошкольных образовательных учреждений по реализации гендерного подхода в воспитании детей в условиях детского сада.
6. Расширение кругозора и увеличение объема знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
7. Приобретение родителями воспитанников знаний об особенностях воспитания детей разного пола.
Критерии оценки результатов
Анализ результатов работы по реализации гендерного подхода в воспитании детей по критериям :
1. Критерии деятельности педагогов детского сада:
- сформированность представлений о роли гендерных особенностей в развитии детей дошкольного возраста, о гендерных технологиях и возможности их использования в педагогической практике;
- умение определять гендерный потенциал содержания и различных форм и методов воспитательной работы с детьми;
- использование в профессиональной деятельности гендерных технологий.
2. Критерии оценки результатов гендерного воспитания детей :
- сформированность представлений детей о гендерной идентичности;
- уровень гендерной социализации детей : представления детей.
Формы представления результатов:
- методическое пособие по содержанию, результату, путях внедрения и
распространения опыта работы;
- презентация результатов реализации проекта;
- рекомендации для родителей.